Управлять Грузией премьер-министр Бидзина Иванишвили собирается из своего бизнес-центра.
Фото РИА Новости
Для четкого понимания нынешней ситуации в Грузии первоначально следует представить себе такое: премьер-министром России стал человек с личным состоянием более триллиона долларов. То есть его личные средства сопоставимы с ВВП всей страны. Велика ли вероятность того, чтобы такой человек одновременно с государственным управлением уделял время и энергию на «возвраты», «распилы» и прочие «операции»? При том, что почти пятую часть своего состояния он уже потратил на благотворительность? Ответ на поверхности.
«Почувствуйте разницу!» – призывает известный рекламный ролик. Грузинский избиратель, недолго думая над вопросом, 1 октября отдал свой голос оппозиционной коалиции «Грузинская мечта», возглавляемой обрисованным выше человеком – Бидзиной Иванишвили. Вероятно, во многих странах мира при схожести ситуации большинство населения сделало бы выбор по аналогичному сценарию.
Всевозможные рейтинги, которыми так гордился президент Михаил Саакашвили, рекламировали бывший советник Владимира Путина, а ныне оппозиционер Андрей Илларионов и иже с ними, не помогли главе грузинского государства. Общество «наелось» досыта некомпетентностью правившего девять лет «Единого национального движения», отсутствием конкретных плодов декларируемого властями прогресса, бесконечным ожиданием улучшения социально-экономических условий, жестокостью властей.
Уже сегодня новому правительству приходится расхлебывать результат курса провозглашенной Саакашвили «нулевой толерантности к преступности» и его же призыва: «Всех в тюрьму!» Грузия вышла на твердое первое место в Европе по числу заключенных на душу населения. Кстати, и по числу условно осужденных Грузия впереди Европы всей. И от этих поражающих воображение цифр (на каждые 100 тыс. человек приходится более 500 арестантов, а общее их количество приближается к 30 тыс.) не отвертеться.
Они не призрачны, как недавние рейтинги американских Национально-демократического института (NDI) и Международного республиканского института (IRI), которые перед выборами пытались «продать» электорату цифры, «свидетельствующие» о некотором преимуществе лидера псевдооппозиционных христианских демократов Георгия Таргамадзе над Бидзиной Иванишвили. Сегодня сателлиты бывшей партии власти остались за бортом парламента и политики, а премьер Иванишвили урезает содержание президента Саакашвили, а заодно и президентского дворца, оттягивающего из бюджета сотни миллионов, которые можно перенаправить на социальную сферу. И эти действия премьер-министра стоит считать началом выполнения одного из предвыборных обещаний – искоренить несправедливость. Как и фактический призыв к населению обращаться в судебные инстанции, если в их отношении прежний режим допустил какой-либо произвол.
В суды Грузии, прокуратуру уже поступили десятки тысяч заявлений от людей, которым пришлось в свое время «добровольно» отказаться от собственности в пользу Минэкономики Грузии. Министерство, в свою очередь, «стирало» эту собственность, передавая через аукционы нужным или просто «своим» людям. Напомню, что бывший министр по экономическому развитию Каха Бендукидзе считался отцом грузинских реформ. Не исключено, что ему придется ответить на ряд вопросов и по самим реформам, и по аукционам. И не в обычной для него циничной форме. А, как того хочет немало людей, в той, какой уже приходится делать арестованному одиозному экс-министру обороны, а впоследствии внутренних дел Бачане Ахалае и другим высокопоставленным чиновникам военного ведомства.
Грузия пробуждается от девятилетнего кошмара «национального» правления. Именно так оценивают многие пользователи Facebook сегодняшнее состояние страны. На этом фоне абсолютно логично, что одним из первых шагов нового премьер-министра стало решение создать должность специального представителя по вопросам урегулирования грузино-российских отношений и назначить на этот пост политолога и дипломата Зураба Абашидзе. По словам Иванишвили, «Грузия и Россия должны урегулировать отношения и перевести их в новое качество».
Последние шесть лет режим Саакашвили строил свою идеологию на противостоянии с Россией и лично Владимиром Путиным. Но была и другая сторона отношений с Россией, которая грузинскими властями если и не замалчивалась, то и не рекламировалась. Например, передача практически всей энергетики в собственность «Интер РАО ЕЭС». Режим Саакашвили, по сути, приватизировал отношения с Россией, следуя собственным бизнес-интересам и лишив все население страны доступа к российскому рынку, составной частью которого Грузия являлась последние 200 с лишним лет.
Какой бы разговор ни состоялся между Бидзиной Иванишвили и Зурабом Абашидзе до его назначения, набор тем известен. Интересы прагматичные и общеизвестные:
– открытие российского рынка для грузинской сельхозпродукции – что, кстати, неизбежно по нормам ВТО, но «режим благоприятствования» никогда не помешает;
– открытие железнодорожного движения через Абхазию. К этому, кстати, давно призывает не кто иной, как нынешний министр обороны Ираклий Аласания, отец которого был казнен в плену, вместе с премьером Абхазии Жиули Шартавой в последний день грузино-абхазского конфликта, и который, несмотря на это, нашел в себе силы восстановить личные отношения с большинством абхазского руководства. Открытие железнодорожного сообщения – это не только серьезный бизнес как минимум в масштабах Кавказа, но и серьезная политическая тема, и здесь целый клубок интересов;
– Абхазия, Южная Осетия. Как и в каком направлении может произойти сближение позиций? Сложнейшая головоломка;
– Северный Кавказ – еще одна сложная тема. Скоро представители Чечни расскажут, как МВД Грузии, братья Ахалая готовили спецоперацию около дагестанского участка российско-грузинской границы у селения Лапанкури, в ходе которой были расстреляны чеченцы и кистинцы из Панкисского ущелья. Россия несомненно должна быть избавлена от подобных провокаций – использования формально собственных граждан спецслужбами соседнего государства в неопределенных целях. С другой стороны, Грузия не может отказать в праве политического убежища. Тем более что Европейский суд по правам человека регулярно обвиняет и штрафует Россию за действия на Северном Кавказе;
– совмещение прозападного вектора с желанием нормализовать отношения с Россией.
Вашингтон серьезно помог оппозиции одержать победу на парламентских выборах 1 октября. Дело дошло до того, что посол США в Грузии Ричард Норланд лично побывал в день выборов в Зугдиди – городе в западной части страны, где ожидалось наибольшее число нарушений. Прозападный курс Тбилиси будет сохранен. Но фантомные имперские боли России представляются излишними. Когда говорят о вступлении Грузии в НАТО, мне вспоминается старая поговорка: к тому времени или ишак сдохнет, или его хозяин.
Грузии необходима Россия. В числе прочего и для баланса отношений с Турцией. Да и в целом без отношений с Москвой проводить внешнюю политику – как плыть, гребя одной рукой. Утонуть недолго.
Россия слишком дорога, хотя бы даже ментально, для моего поколения 1960-х. А новый премьер чуть старше. Тяга к России его поколения еще сильнее. Иванишвили руководил организацией «Российский кредит» и сколотил состояние именно в России. Не думаю, что он во внешней политике страны допустит некие предвзятости в отношении к Москве. Поэтому к будущему российско-грузинских отношений я отношусь с оптимизмом.