«Мост мира» может стать нелепым символом периода правления Единого национального движения.
Фото РИА Новости
На минувшей неделе в Грузии завершились все юридические и процедурные мероприятия по оформлению новой власти: были признаны полномочия парламента восьмого созыва, а спустя несколько дней уже сам парламент утвердил кабинет министров во главе с премьером Бидзиной Иванишвили – лидером выигравшей парламентские выборы 1 октября коалиции «Грузинская мечта» (ГМ).
Большинство лиц нового кабинета министров – дебютанты на политической арене. Другие, как, например, знаменитый в недавнем прошлом защитник футбольного «Милана» Каха Каладзе, известности добились не в сфере государственного управления. Однако всех их Иванишвили называет профессионалами высокого уровня и считает, что у его команды прекрасная стартовая площадка для плодотворной работы. Под этим он подразумевает высокую степень доверия общества, позволившую впервые в постсоветской истории Грузии осуществить конституционную смену режима. Надо отдать должное и бывшей партии власти – Единому национальному движению (ЕНД), а также ее лидеру, президенту страны Михаилу Саакашвили – никаких препон победителям выборов они, как и обещали, не создали. Передача власти произошла в спокойной обстановке, что по высочайшему накалу избирательной кампании предположить было трудно.
Очевидно, это стало неожиданным и для ГМ. Ее лидер взял несколько дней на обдумывание состава правительства. А после того как огласил его и представил правительственную программу «Для сильной, демократической, единой Грузии», усилились подозрения в том, что ГМ готовилась не к приему власти, а к неким поствыборным акциям, уверенная в том, что ЕНД не пойдет на честные выборы.
В программе, в которой расписаны цели и задачи новых властей, нет ни одной даты, нет ни одной цифры, нет даже указания приблизительного периода выполнения той или иной реформы. Как справедливо заметил видный представитель ЕНД Гока Габашвили, «программа является перечнем благих намерений без какой-то конкретики». А то, что в ней перечислено вкупе с последовавшими комментариями самого Иванишвили и его однопартийцев, несколько расходится с ожиданиями общества, желание перемен которого привело во власть ГМ.
Внешнеполитический вектор Грузии остается прежним: интеграция с западными структурами, в первую очередь с НАТО, продолжение военной миссии в Афганистане, укрепление партнерства с США и ЕС, добрососедства с Азербайджаном, Арменией, Турцией, налаживание отношений с Россией, но только торговых, а политических – лишь после деоккупации Абхазии и Южной Осетии.
Чем эта часть программы отличается от линии ЕНД? Пожалуй, ничем, если не брать═во внимание «российскую часть», реализация которой в сочетании с условием фактического отзыва Москвой признания суверенитетов бывших грузинских автономий представляется, мягко говоря, проблематичной. А восстановление торговых связей с ней – это что-то вроде футбольного матча «Барселоны» с детской сборной по шахматам, в котором по большому счету все зависит только от одного из участников состязания: захочет Россия открыть свой рынок для грузинской продукции – откроет, не захочет – так и рычагов воздействия на ситуацию, после вступления РФ в ВТО, у Грузии уже не осталось. Исходя из этого, туманным становится выполнение аграрной части плана Иванишвили, намеревающегося для сельскохозяйственных нужд создать спецфонд в 1 млрд. долл. Если не будет возвращен или компенсирован российский рынок, а у ЕНД, обладавшего хорошими связями с Западом, это не получилось, то какой прок в конечном счете от фонда? Поддерживать материально аграрный сектор? Это, конечно, замечательно, но такой альтруизм не может быть бесконечно продолжительным. Тем более что опыт подобного уже существует – в первые годы российского эмбарго крупнейшие предприниматели страны по инициативе Саакашвили скупали у виноградарей их продукцию без каких-то бизнес-целей. Потом перестали.
Очевидно, завышенными оказались ожидания и в абхазском и югоосетинском направлениях. В Сухуми и Цхинвали категорично отвергли идею прямых переговоров с Тбилиси, после чего ГМ осталось только воздать хвалу Женевским консультациям по превенции напряженности в регионе, неэффективность которых ее представители не раз отмечали в ходе предвыборной кампании. Конечно, здесь очень рано говорить о провале, хотя бы потому, что ГМ, по сути, не приступала к управлению страной, но коммуникационные проблемы с вышедшими из-под контроля регионами – налицо. Преодолеть их будет очень трудно. Не говоря уже о том, чтобы как-то переломить ситуацию в свою пользу.
Однако главная и неприятная неожиданность для грузинского общества не в этом. В мгновенный прорыв в сухумском и цхинвальском направлениях никто не верил, а в московском – единицы. Победа ГМ на выборах была во многом обеспечена голосами социально незащищенных слоев. Как отметил, пусть и не бесспорно, оппозиционный политик Каха Кукава, народ ждет, когда Иванишвили приступит к раздаче благ из собственного ларца. Иного пути повышения пенсий и выплат изнуренному бедностью народу пока просто не видно. Однако премьер-министр заявил, что никогда не называл точной даты, когда минимальные выплаты будут соответствовать прожиточному минимуму. Иванишвили подчеркнул, что всегда выступал за это, но когда это произойдет – он сказать не может. Все зависит, по его словам, от объема инвестиций, которые удастся привлечь в Грузию, от состояния бюджета, который, кстати, как утверждает его предшественник Вано Мерабишвили, на сегодня составляет 2 млрд. долл., но люди из ГМ называют цифры иного порядка, намного меньше. Также Иванишвили оставил без ответа вопросы о механизмах и сроках обеспечения жильем беженцев. Опять же – когда-нибудь в не столь отдаленном будущем. Попутно члены ГМ отметились заявлениями о том, что и разорительные энергетические тарифы существенно снизить скорее всего не удастся. Как и налоги.
И какая разница между Саакашвили и Иванишвили в социальной политике, задался вопросом не один человек в Тбилиси. Уж в чем, а в обещаниях ЕНД совсем не скупилось. Потому-то и голосовали за ГМ, надеясь на улучшение качества жизни в скором времени, а не через 15–20 лет, когда на полную мощь могут заработать многочисленные, скажем, туристические проекты прежних властей.
Острослов из ЕНД, бывший министр по охране окружающей среды Гога Хачидзе, на своей странице в Facebook написал: «Люди, если вам не нравился наш внешний вид, сказали бы об этом вовремя – сделали бы пластические операции», – подразумевая, что новая власть по большому счету ничего особенного менять не собирается. Видимо, ощутив рост разочарования и недовольства, Иванишвили в выходные заявил, что выполнит все свои обещания, и если не будет хватать бюджетных средств, то пустит в ход личные. Эксперты, однако, насторожены его словами – такое смешение финансов может вызвать перекосы в естественных экономических процессах.
Противоречивое впечатление производят и некоторые другие заявления новой власти. Непонятно, что будет с любимым проектом Саакашвили – портовым городом Лазика. Представители ГМ то называют его «пустой тратой средств по прихоти одного человека», то расхваливают инфраструктурную составляющую и не исключают, что реализуют проект. Также непонятно, что будет с менее значительными сооружениями, воздвигнутыми в последние годы. Иванишвили, например, явно неравнодушен к «Мосту мира» – конструкции из стекла и металла, не вписавшейся в архитектуру старого Тбилиси. Премьер-министр то обещает его снести, то хочет оставить в качестве наглядного доказательства бездарности прежних властей, то предлагает продать мост с аукциона. Впрочем, мост этот, наверное, последнее, чем стоит заняться ГМ, – задач перед новой властью много.
Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе, комментируя первые заявления и действия новых властей, заметила, что задачи перед ними стоят очень сложные и касаются буквально всех сфер и направлений жизнедеятельности государства, включая «глубинное реформирование управленческих институтов». «Я лично объявляю трехмесячный мораторий на любую критику правительства Иванишвили. Нужно хотя бы какое-то время, чтобы понять и оценить его действия», – сказала экс-спикер. А сложности у Иванишвили и его команды уже начались.
Грузия охвачена забастовками. Бастуют шахтеры, портовики, водители, работники пищевой промышленности. У всех требования социального характера – речь идет о повышении зарплат, улучшении условий труда, о необходимости участия госструктур в регуляции отношений трудовых коллективов с работодателями.
Приход к власти ГМ совпал с мгновенным и резким ухудшением криминогенной обстановки – редкая информационная сводка обходится без упоминаний о кражах, ограблениях и налетах. Причем если поначалу бандитская активность ощущалась в Тбилиси и в паре крупных городов, то теперь придавленный в последние годы криминалитет начал «шустрить» в регионах.
Опять поднялась волна самозахватов зданий и офисов беженцами под жилье. Прежним властям для прекращения этой практики не раз приходилось прибегать с жестким действиям. Теперь о ней вспомнили снова. Интенсивность и оперативность захватов зданий таковы, что новые власти заговорили о вероятной координации действий насильственно перемещенных лиц. Обращение с просьбой освободить занятые помещения пока осталось без ответа.
Также без ответа, не считая единичных случаев, осталось воззвание Иванишвили к бизнес-сектору: без вмешательства государства разобраться между собой по справедливости с отчуждением бизнесов, сплошь и рядом произошедших в период правления ЕНД. Известно, что исков по подобным вопросам готовится очень много. Как сказал информированный источник, «местные суды могут просто задохнуться, но восстановление справедливости – дело принципа для самого Иванишвили, так много наобещавшего на этот счет в ходе избирательной кампании».
«Перед ним очень много вызовов, и вполне может статься, что полутора лет – а именно столько Иванишвили публично отвел себе на политическую деятельность – для превращения Грузии в нормальную страну может просто не хватить», – сказал собеседник.