«Грузинская мечта» пришла во власть с обещаниями социального характера.
Фото Reuters
Результаты парламентских выборов в Грузии стали неожиданностью прежде всего для самого грузинского руководства. Накануне голосования Михаил Саакашвили, выступая в Мцхета – древней столице Грузии, заявил, что выборы 1 октября на десятки лет определят судьбу страны: «Никогда мы не были так близки к Европе, как сейчас. Завтра наш враг имеет шанс повернуть наше развитие вспять». Буквально за пару дней до этого Саакашвили с трибуны ООН обвинил Россию в очередной попытке сменить в Грузии власть. По его словам, Москва направила огромные средства, чтобы повлиять на результаты предстоящих в Грузии выборов, в грузинскую предвыборную кампанию были, по его словам, ею «закачаны миллиарды долларов».
Тем временем в самой Грузии разгорался «тюремный скандал», вызванный показом в телеэфире за 10 дней до выборов видеоматериалов об изощренных пытках заключенных в расположенной на окраинах Тбилиси и считавшейся образцовой Глданской тюрьме.
Но было бы неверным усматривать причины поражения партии Саакашвили не вовремя обнародованными фактами преступлений грузинских правоохранительных органов. Вопреки победным заявлениям президента и тем высоким оценкам грузинских реформ, которые подчас давались им в стране и за рубежом, все труднее становилось скрывать действительное положение в экономике и социальной сфере. Реформы были демонстративными, половинчатыми, разрекламированная «борьба с коррупцией» не затронула приближенные к руководству элитарные слои, ведущие СМИ находились под контролем государства, но большинство зарубежных наблюдателей предпочитали не обращать на это внимания.
По данным грузинских экономистов, уже после начала реформ и до военного конфликта 2008 года показатель ВВП на душу населения оставался в Грузии существенно ниже, чем, например, в Азербайджане и Армении, а военные расходы (в процентах к ВВП) вдвое выше. Доля промышленного производства составляла 24% ВВП, а сельского хозяйства – всего 10%. Зато число только официально зарегистрированных безработных неуклонно повышалось, достигнув 16,9% в 2009 году. Совокупный внешний долг Грузии в настоящее время составляет около 70% ВВП, а импорт превышает экспорт в три раза.
Для того чтобы продержаться на плаву, использовались возможности страны как коридора для транспортировки каспийских энергоресурсов, переводы грузинских трудовых мигрантов из России и других стран, а также миллиардные вливания от международных финансовых организаций. По западным оценкам, только после «пятидневной войны» Грузия получила от Запада кредитов и помощи на сумму в 5,7 млрд. долл., но это не сказалось на положении малоимущих слоев населения, прежде всего пенсионеров. Размер минимальной пенсии в Грузии составляет 48 долл. (в Армении – 65 долл., в Азербайджане – 107 долл.).
Анализируя причины провала политики Саакашвили и его окружения, известный грузинский экономист, бывший министр экономики и депутат парламента Владимир Папава указывает, что пришедшему после революции роз руководству удалось оперативно решить ряд практических задач, в их числе вывести страну из бюджетного кризиса за счет удвоения в течение года налоговых поступлений. Был также преодолен энергетический кризис, при котором даже в Тбилиси постоянно отключалась электроэнергия, а в других городах ее не было вовсе. Эти сдвиги проходили на фоне борьбы против бытовой коррупции, а также известной полицейской реформы, но не затронули злоупотреблений в элитарной среде. После состоявшейся массовой экспроприации собственности и ее передела в пользу «своих», защитить свой бизнес стало возможно только при участии в нем приближенных к власти лиц или зарубежных бизнесменов, имеющих выход на иностранные медиа.
Выступая с резкими заявлениями в адрес Москвы, Саакашвили в то же время открыл двери для крупного российского капитала: российская компания «Капитал групп» стала собственником грузинского золотодобывающего предприятия «Кварцит»; «ИНТЕР РАО ЕЭС» владеет пакетами акций грузинских электростанций, и это не все.
В целом же, по оценке Папавы, все это и стало причиной поражения правящей партии. Страна не смогла простить Саакашвили неприемлемый уровень бедности подавляющей части населения, элитарный стиль правления, отсутствие реальных реформ, результаты военного конфликта 2008 года и – что для большей части населения остается значимым – разрыв отношений с Россией. Против Саакашвили обернулась и сконструированная им же самим политическая комбинация, при помощи которой он намеревался сохранить реальную власть, пересев после окончания президентского срока в кресло премьер-министра. Согласно внесенным в 2010 году поправкам в Конституцию, парламент после президентских выборов 2013 года становится важнейшим политическим институтом, а в руки избираемого при поддержке парламентского большинства премьер-министра переходит вся полнота власти.
О лидере победившей «Грузинской мечты» Бидзине Иванишвили до последнего времени немногое было известно. Выходец из грузинского села Чорвила, выпускник инженерно-экономического факультета Тбилисского университета, ныне миллиардер, состояние которого, по некоторым данным, превышает годовой бюджет Грузии. Будучи выдвинутым на пост премьер-министра Грузии, Бидзина Иванишвили уже сделал ряд программных заявлений, в их числе об изменении политики в отношении Абхазии и Южной Осетии и о готовности вести с ними переговоры; о желании вести переговоры с Россией; наконец, о снижении цен на продукты питания и лекарства. На встрече с представителями крупного бизнеса он прямо сказал: «Снижайте цены, пока завтра к вам не постучали в двери».
О перспективах нового пути Грузии пока еще рано судить, но уже сейчас очевидно, что 1 октября произошла первая в ее постсоветской истории смена власти на основе общенациональных выборов. Случившееся пока еще рано называть победой демократии, но это была безусловная победа здравого смысла.