Публикуемый в этом номере «Дипкурьера», первом после летнего перерыва, рассказ главы американской дипмиссии Майкла Макфола о шести месяцах его работы в России отражает разносторонний характер дипломатической деятельности. Автор освещает как вопросы большой политики, так и повседневные дела дипломата, а также личные впечатления о жизни в России. Не вдаваясь в подробное рецензирование этой статьи, тем более в ее пересказ, хотелось бы обратить внимание читателей на два важных момента.
Первый касается стиля работы дипломата. В отчете посла приводятся сведения о его работе, выделяющие Майкла Макфола на фоне московского дипкорпуса практически с самого момента прибытия в российскую столицу. Это стремление установить прямые контакты с самыми широкими кругами российской общественности. При этом посол помимо стандартного набора способов общения – выступлений на официальных мероприятиях, пресс-конференциях и т.п. – активно использует социальные сети.
Неожиданно звучит признание Майкла Макфола, что до приезда в Москву он не имел представления о том, что собой представляет Twitter. Однако здесь он настолько активно им пользуется, что уже имеет 30 тыс. фолловеров. Редкий, а точнее, уникальный случай, когда посол крупной страны, аккредитованный в другой крупной стране, широко использует эту новую форму коммуникации.
Свою высокую активность в контактах с российской общественностью Майкл Макфол объясняет стремлением преодолеть все еще существующие в нашей стране стереотипные представления о США, непонимание американской внешней политики.
Второе замечание касается взглядов Макфола на состояние и перспективы отношений между Россией и США. По его оценке, курс на их обновление, воплотившийся в заимствованном из сферы информационных технологий термине «перезагрузка», себя оправдывает. Работая в Белом доме спецпомощником президента США Барака Обамы, Макфол принимал участие в формулировании курса на перезагрузку и ныне не только занимается его реализацией, но и благодаря современным техническим возможностям продолжает принимать участие в обсуждениях вопросов политики в отношении России, проходящих в руководстве американской администрации.
Посол Макфол – участник российско-американских мини-саммитов, состоявшихся в Сеуле и Лос-Кабосе. Надо признать, что в нынешнем году стороны сделали заметные шаги по развитию связей друг с другом, в том числе по укреплению практической базы отношений. Это заключение соглашения об облегчении визового режима, действия, направленные на обеспечение присоединения России ко Всемирной торговой организации, расширение деловых контактов.
Были и проблемы, причем не только связанные с наследием прошлого. В частности, в отчете посла говорится о разногласиях между Москвой и Вашингтоном в отношении политического и военного кризиса в Сирии. Но дело не сводится только к разногласиям, выявились и общие взгляды на конечные цели. Это свидетельствует, что в условиях перезагрузки деревья не заслоняют лес – разногласия по отдельным проблемам не отбрасывают состояние двусторонних отношений назад и не вредят уже сложившемуся сотрудничеству на важных направлениях.
Перечень областей сотрудничества приводится в статье Макфола. Это сотрудничество между военными ведомствами обеих стран, борьба с терроризмом и распространением ОМУ, конструктивная совместная работа по иранской и северокорейской проблемам, сотрудничество по Афганистану и др.
Позитивные оценки курса на перезагрузку утвердились и в Москве. Сам этот заимствованный термин имеет одномоментное значение и даже может со временем устареть, но важно, чтобы вектор движения, созданный перезагрузкой, закрепился, и само это движение двух стран навстречу друг другу было продолжено.