В этом году отмечаются 15-я годовщина подписания Основополагающего акта между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора и 10-летие учреждения Совета Россия–НАТО (СРН). Это повод взглянуть на достижения и просчеты партнерства, а также обсудить перспективы сотрудничества.
Международная конференция «Россия–НАТО: диалог и сотрудничество» состоялась 27 мая в посольстве Германии, являющемся контактным посольством альянса в России. Выступившие на ней дипломаты, военные и эксперты единодушно отмечали, что, с одной стороны, налицо прогресс практического сотрудничества России и НАТО по таким направлениям, как Афганистан, борьба с терроризмом и морским пиратством, военные контакты и др. По словам руководителя Секции партнерства Управления общественной дипломатии НАТО Мишеля Дюре, «Россия и альянс принадлежат к одному клубу, хотя и по-разному накачивают мышцы».
С другой стороны, участники констатировали наличие серьезных различий во взглядах России и НАТО по целому ряду ключевых вопросов. В том числе по ПРО, тактическому ядерному оружию в Европе, Сирии. За прошедшие годы Москва и альянс четко осознали необходимость партнерства, но с учетом традиционного недоверия друг к другу были вынуждены воздерживаться от форсирования политического сотрудничества.
Недоверие со стороны России обусловлено не только антизападными настроениями и стереотипами времен холодной войны, но и тем, как складывались ее отношения с альянсом в постсоветскую эпоху. Препятствиями стали расширение НАТО на восток, косовский кризис, события на Кавказе в августе 2008 года, военная операция в Ливии.
В свою очередь, в НАТО, куда входят 28 стран, существует весьма хрупкий консенсус по поводу политики в отношении России. Опасения ряда участников альянса связаны не только с историческим прошлым, но и с поведением Москвы на Северном и Южном Кавказе, в отношении ряда постсоветских стран в газовой сфере, позицией России по ДОВСЕ и ПРО.
В результате для отношений России с НАТО перманентно присущи нестабильность и непредсказуемость. А это тормозит многие важные совместные инициативы, в том числе противодействие распространению оружия массового уничтожения и борьбу с наркотрафиком. Нет прогресса в построении всеобъемлющей системы обеспечения международной безопасности. Традиционные стереотипы и недоверие замешиваются с новым недопониманием, различным взглядом на угрозы, наконец, с попытками геополитического соперничества.
Например, НАТО просит Москву о помощи на афганском направлении, но при этом отказывается приглашать Россию на регулярные встречи стран – участниц военной операции в Афганистане. В этих встречах наша страна хотела бы участвовать в качестве равноправного партнера. Тем более что, как сообщил директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Иван Солтановский, правительство накануне разрешило использовать вместе с наземным воздушный порядок транзита грузов через Ульяновск из Афганистана и обратно.
Но все же самый серьезный раздражитель в отношениях между сторонами – европейская система ПРО, о достижении оперативной готовности которой с помпой было объявлено на недавнем саммите альянса в Чикаго.
Отказ руководства НАТО предоставить России четкие юридические гарантии ненаправленности ЕвроПРО против ее ядерного потенциала заставляет российские власти принимать ответные меры. Все, на что готовы пойти в Брюсселе, – это развернуть совместный с Россией Центр обмена данными о ракетных угрозах и Центр оперативного планирования.
По мнению экспертов, новый импульс взаимоотношениям могла бы дать разработка Концепции партнерства России с НАТО – интегрального документа, отражающего взгляды нашей страны на цели, задачи и важнейшие направления развития партнерских отношений с этой организацией в интересах обеспечения национальной безопасности России и укрепления международной безопасности в целом. Появление такой концепции придало бы системный характер отношениям России с НАТО и способствовало бы понижению уровня эмоционального накала в дискуссиях по этой теме.