Скоростную железную дорогу из Киева в аэропорт "Борисполь" построят на китайские кредиты.
Фото Украинское фото/PhotoXPress.ru
На протяжении длительного времени внимание Китая было приковано к странам Центральной Азии, где на первое место для Пекина выходили вопросы безопасности, создание условий бесперебойного получения углеводородных ресурсов, установление политического и экономического контроля над странами региона. По мере решения ключевых вопросов Китай стал уделять больше внимания другим странам постсоветского пространства, в число которых входит и Украина.
Украинско-китайские отношения получили значительный импульс к развитию в последние два года. Визит украинского президента Виктора Януковича в Пекин в сентябре 2010 года заложил основы для развития двусторонних отношений. Стоит отметить, что Китай весьма удачно выбрал время для углубления политических контактов и расширения торгово-экономических связей. Сложная ситуация в экономике Украины заставляла Киев искать спасение не только в России, но и на других внешнеполитических направлениях.
В ходе визита в июне 2011 года председателя КНР Ху Цзиньтао в Украину была достигнута договоренность о стратегическом партнерстве, которое предусматривает взаимное неприменение силы и уважение территориальной целостности друг друга. Позиции двух стран были подкреплены декларацией об установлении и развитии отношений стратегического партнерства. Также было заявлено о возобновлении активного политического диалога между двумя государствами. Тем самым декларация о стратегическом партнерстве и подписанные вместе с ней «в пакете» соглашения дали старт последующим договоренностям Украины и Китая.
Пекин рассматривает Украину как зону своих стратегических интересов, в качестве плацдарма, с которого возможно дальнейшее продвижение на европейские рынки. Наиболее важной сферой взаимодействия для Китая выступают торгово-экономические интересы. Прежде всего Китай видит в Украине огромный рынок сбыта своей продукции. Это подтверждает и тот факт, что китайский экспорт в Украину, демонстрирующий уверенный рост, значительно превышает поставки украинских товаров.
Китай привлекают в Украине и земельные ресурсы, которые необходимы для того, чтобы прокормить свое население. Принятое недавно в Украине новое законодательство в сфере земельных отношений пока создает барьеры для приобретения земли китайской стороной. Кроме этого, рынок земли в Украине находится в стадии становления. Однако Китай, который испытывает дефицит плодородных земель, готов приобретать ее в Украине. Как отмечали украинские издания, на эти цели Пекин готов потратить до 15 млрд. долл. Можно ожидать, что по мере развития купли-продажи земли в Украине жесткие ограничения для иностранцев в приобретении земли могут быть значительно смягчены. Усилению внимания Китая к украинской земле способствует и отсутствие четкой политики официального Киева в этом вопросе. Планы украинского государства по сохранению ключевых позиций в этой сфере не подкреплены четкими планами.
Большое значение в Китае придают реализации проектов в сфере энергетики. Так, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины и китайская компания China Coal Technology & Engineering Group Corp. в марте этого года подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в реализации проектов по добыче и разработке бурового угля в Кировоградской области. Соглашение предусматривает привлечение китайских инвестиций и технологий в восстановление разработки бурого угля на Константиновском разрезе, а также строительство рядом с ним электростанции. Весь проект оценивается в 300 млн. долл. Ранее, в феврале 2012 года, компания «Лисичанскуголь» и научно-техническая корпорация «Теньди» подписали договор о реализации пилотного проекта модернизации шахты им. Д.Ф.Мельникова в Луганской области на сумму 85 млн. долл.
Важным направлением китайско-украинского сотрудничества выступает совместная разработка энергетических ресурсов. Так, Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписала с «Черноморнефтегазом» меморандум о совместном освоении Одесского месторождения, которое расположено на шельфе Черного моря. Помимо этого Китай отводит Украине роль возможного транзитного коридора для транспортировки каспийских углеводородов в Европу.
Другим аспектом двустороннего сотрудничества выступает военно-техническая сфера. В августе 2010 года Украина и Китай подписали протокол о сотрудничестве в военно-технической сфере, который предполагал увеличение экспорта продукции военного назначения до 1 млрд. долл. Однако для Пекина выгоднее закупать военные технологии и создавать собственные производства.
Китай проявлял интерес к строительству грузового порта в Донузлаве. Также было подписано соглашение о строительстве скоростной железной дороги из Киева в аэропорт в Борисполь, парогазовой электростанции в крымском городе Щелкино. Суммы подписанных контрактов приблизились к 4 млрд. долл. Однако все заявления и подписанные документы пока не трансформировались в конкретные планы по реализации проектов. Характерно, что предлагаемые Китаем проекты не направлены на создание новых рабочих мест. Китай проводит политику, направленную на то, чтобы использовать свою рабочую силу и свои материалы. Соответственно Киеву не стоит рассчитывать, что Китай начнет в массовом порядке строить филиалы по производству своих заводов.
Интерес Пекина к Украине определяется не только экономическими задачами, но и долгосрочными планами укрепления своих позиций в мире. Несовпадение российских и китайских интересов в Центральной Азии, на Дальнем Востоке побуждают Пекин рассматривать Киев в качестве противовеса Москве.
Можно сказать, что на современном этапе интересы Китая совпадают со взглядами ЕС и США, которые приветствуют отдаление Украины от России и выступают против любых форм сотрудничества Москвы и Киева. Очевидно, что Китай не заинтересован в реинтеграции России и Украины или формировании на постсоветском пространстве организаций типа Евразийского экономического союза. Впрочем, Китай стремится действовать здесь достаточно осторожно, чтобы не поставить под угрозу российско-китайские отношения, признавая общность взглядов по многим глобальным и региональным проблемам.
Расширяя свое присутствие в Украине, Китай рассчитывает через Киев получить доступ не только к российскому рынку, но и облегчить себе продвижение в сторону европейских стран. Украина является для этого удобнейшим и кратчайшим путем. Если интерес Пекина к Украине вполне понятен, то выгоды Киева от углубления сотрудничества с Китаем не так очевидны. Нынешнее развитие китайско-украинского сотрудничества больше напоминает стремление создать противовес России. Подобные взгляды в украинских кабинетах получили особенно большую популярность по мере обострения отношений России и Украины. Конечно, в Киеве хотели бы использовать Пекин в качестве альтернативы политического влияния Москвы. Однако подобная политика таит в себе значительные риски для Украины.
По всей видимости, интерес Китая к Украине не только сохранится на высоком уровне, но и усилится. Соответственно Киеву, как и Москве, не стоит забывать, что Пекин, акцентируя внимание на реализации своих экономических интересов, стремится к решению долгосрочных задач, направленных на усиление своего влияния на постсоветском пространстве.