Рината Ахметова и Виктора Януковича связывают давние отношения.
Фото с официального сайта президента Украины
За двухлетний период пребывания Виктора Януковича на посту президента политическая ситуация в Украине претерпела кардинальные изменения. На смену политическому плюрализму пришло доминирование Партии регионов. Однако ключевым фактором, определяющим перспективы развития Украины, стали итоги борьбы в окружении украинского президента.
Президент утратил возможности для маневра
Приход к власти Януковича состоялся во многом благодаря поддержке пяти-шести групп влияния в Партии регионов, интересы которых отождествлялись с такими политиками, как Николай Азаров, Ринат Ахметов, Андрей Клюев, Юрий Бойко, и другими менее известными фигурами. Практически сразу после прихода к власти Януковича между ними началась борьба за влияние на президента, что открывало дорогу к политической власти и давало доступ к контролю над финансовыми потоками.
С первых дней президентства Януковича наиболее сильные позиции заняла группа Бойко–Фирташа, интересы которой представлял глава администрации президента Сергей Левочкин, а также главы внешнеполитического ведомства и Министерства топлива и энергетики. Их усилия привели к постепенному ослаблению позиций главы правительства Азарова и вице-премьера Клюева. На периферию политического влияния были вытеснены представители луганской группы. Упорная борьба шла с Ахметовым, который до президентских выборов был ключевой фигурой в Партии регионов. Однако кадровые перемещения его представителей в институтах власти – секретаря Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Раисы Богатыревой на руководство Министерством здравоохранения и весьма слабые позиции вице-премьера Бориса Колесникова, ответственного за подготовку к Евро-2012, – привели к уменьшению влияния Ахметова на Януковича.
В результате после двух лет упорной борьбы свои позиции усилила группа Левочкина–Фирташа–Бойко, которая практически монополизировала влияние на президента. Именно эти представители из окружения президента сегодня определяют внешнюю политику. Их деятельность привела к тому, что Украина оказалась во внешнеполитической изоляции, обострив отношения с Западом и Россией. Провальной можно считать и внутреннюю политику, которая привела к утрате поддержки Партии регионов со стороны населения юго-восточных областей и усилению националистических сил, не встречающих никакого противодействия со стороны властей.
Важно отметить другое. Доминирование в окружении Януковича представителей одной финансово-промышленной группы привело к тому, что президент утратил свободу для политического маневра. Он превратился в политическую фигуру, зависимую от интересов крупного капитала и представителей «Семьи», куда входят ближайшие родственники и доверенные люди. Каждая из групп сошлась в борьбе за президента, рассчитывая таким образом сохранить власть.
Единство оппозиции разрушают амбиции
На фоне падения рейтинга Партии регионов оппозиция имела неплохой шанс для наращивания электоральной поддержки. Однако «дело Тимошенко», которое первоначально рассматривалось в качестве основы объединения оппозиции, было использовано многими силами в узкопартийных интересах. Это наглядно показало создание Комитета сопротивления диктатуре (КСД), основу которого составили «Батькивщина», «Свобода» и «Фронт перемен». Как показал переговорный процесс, эти три партии изначально ставили вполне прагматичные задачи, направленные на вытеснение из предвыборной гонки своих более слабых партнеров из оппозиции и отстранение их от дележа мажоритарных округов.
Впрочем, в самом КСД существуют серьезные проблемы. Прежде всего речь идет о вопросах, связанных с согласованием кандидатов по мажоритарным округам. «Свобода», для которой прохождение по партийным спискам остается серьезной проблемой из-за введенного пятипроцентного барьера, заинтересована в том, чтобы выставить максимальное количество своих представителей по мажоритарным округам. Только в этом случае «Свобода» может рассчитывать на прохождение в украинский парламент. Эта задача определяет линию поведения лидера «Свободы» Олега Тягнибока, который занимает жесткую позицию при согласовании кандидатов по мажоритарным округам, а по сути – игнорирует интересы своих партнеров.
Намерения «Батькивщины», «Фронта перемен» и «Свободы» предстать в глазах избирателя объединенной оппозицией и навязать свои правила вызвало протест у других оппозиционных партий. Среди них следует отметить такие силы, как «Наша Украина», Украинская народная партия, Конгресс украинских националистов, Украинская республиканская партия, и другие, которые в условиях смешанной избирательной системы не имеют шансов на прохождение в Верховную Раду по партийным спискам.
Обстановка, в которой проходит раздел мажоритарных округов, создает впечатление, что оппозиция скатилась к банальному политическому торгу, забыв о выработке скоординированных действий во время избирательной кампании. Кулуарные переговоры между партиями, конкуренция между «тройкой» и остальными оппозиционными партиями ставят под сомнение создание единого оппозиционного движения с четкими целями, стратегией и согласованной политикой в предвыборный период. Раскол среди оппозиции отвечает интересам властей.
Виртуальная победа Партии регионов
Закон о выборах, который ввел в Украине смешанную избирательную систему, формально усилил позиции Партии регионов на предстоящих парламентских выборах, поскольку власти традиционно, в силу использования административного ресурса, проводят наибольшее количество депутатов по мажоритарным округам. Однако более реальным выглядит сценарий, при котором после выборов Партия регионов, потерпев неудачу по партийным спискам, не сможет сформировать большинство в Верховной Раде за счет мажоритарщиков и будет вынуждена искать себе союзников. Выбор у регионалов небогат.
На сегодняшний день на прохождение в Верховную Раду могут рассчитывать, помимо Партии регионов, «Батькивщина», «Фронт перемен», «Свобода» и коммунисты. Учитывая, что с «Батькивщиной» власти боролись весь последний год, коммунисты не разделяют идеологию евроинтеграции, а сотрудничество со «Свободой» добьет окончательно рейтинг Партии регионов и президента, наиболее прагматичным выглядит альянс с Арсением Яценюком, который возглавляет «Фронт перемен».
На пути к президентским выборам
Парламентские выборы в Украине интересны в первую очередь тем, что их итоги во многом определят конфигурацию политических сил, которые будут готовиться к президентским выборам 2015 года.
Конечно, за три года политическая и экономическая ситуация в стране может кардинально измениться. Однако эти изменения в большей степени затронут интересы населения и в меньшей степени могут сказаться на ключевых игроках политического процесса. Не случайно, установив контроль над всей вертикалью исполнительной власти, группа Левочкина–Фирташа–Бойко рассчитывает укрепить свои позиции независимо от итогов парламентских выборов.
Российский вектор
В публичных заявлениях, как правило, нынешние оппозиционеры стараются придерживаться политической корректности и не пугать электорат центральных и восточных областей громкими заявлениями. Однако если исходить из анализа непубличных заявлений, то станет понятно, что позиции, которые занимают оппозиционные партии, могут привести к очередному обострению отношений с Россией.
Прежде всего стоит отметить, что оппозиционные партии выступают за пересмотр Харьковских соглашений, в соответствии с которыми Украина получила скидку на российский газ, а Россия продлила срок пребывания своего флота в Крыму. Аргументы об экономической целесообразности в расчет не принимаются, тем более что электорат оппозиции хорошо воспринимает тезис, что отказ от соглашений откроет дорогу для евроинтеграции. Для России пересмотр соглашений вновь сделает актуальным вопрос о месте базирования Черноморского флота. Также оппозиция выступает за украинизацию и намерена инициировать законопроекты, направленные на защиту украинского языка. Важным элементом предвыборной борьбы оппозиции выступают идеи признания ОУН-УПА в качестве основной силы, которая боролась за независимость Украины в середине прошлого века.