Евгений Шевчук (слева) и Владимир Филат, похоже, находят общий язык.
Фото Reuters
В истекшем году Республика Молдова торжественно отпраздновала двадцатилетие своей независимости, провозглашенной 27 августа 1991 года, на этапе распада СССР. За истекшие годы основные ориентиры ее внутренней и внешней политики претерпевали неоднократные и существенные изменения. После обретения независимости в ее политике доминировал Народный фронт, где были сильны позиции «унионистов» – сторонников объединения с Румынией, затем у власти находились Мирча Снегур и Петр Лучинский, в той или иной мере способствовавшие укреплению национального суверенитета республики. В 2000 году президентом Молдовы был избран лидер воссозданной в 1993 году Партии коммунистов (ПКРМ) Владимир Воронин, пребывавший у власти два срока вплоть до 2009 года.
Коммунистам удавалось удерживать власть по ряду понятных причин: за них голосовало обнищавшее население, молдавское село, большая часть которого рассчитывала на возвращение «советских порядков» и не хотела объединения с Румынией, что, согласно массированной пропаганде, могло произойти в случае прихода к власти либеральных партий. В то же время Воронин выступал за «европейский путь», приняв программу ЕС «Восточное партнерство», и сохранял при этом нормальные отношения с РФ (что было особенно важно для работающих в России трудовых мигрантов и экспортеров вин и сельхозпродукции) и с США. И даже в тех случаях, когда такая «многовекторность» давала сбои (например, отказ в 2003 году подписать кремлевский «план Козака» по урегулированию приднестровского конфликта), он находил выходы из положения.
В то же время главные проблемы страны – преодоление экономической отсталости, проведение экономических и политических реформ – при правлении ПКРМ не решались. По оценке Всемирного банка, Молдова – самая бедная страна в Европе. В 2005 году объем ВВП на душу населения немногим превышал 3 тыс. долл. На постсоветском пространстве ей уступали только Таджикистан и Киргизия, а в процентном отношении к 1973 году он составлял всего 57%. Экономика Молдовы имеет преимущественно аграрный характер и зависит от экспорта продукции сельского хозяйства и перечислений заработков трудовых мигрантов из России и стран Западной Европы.
Кризис власти ПКРМ наступил после парламентских выборов 5 апреля 2009 года, результаты которых были грубо подтасованы и сразу же опротестованы оппозицией. Кишинев оказался на грани спонтанной цветной революции и ее авторитарного подавления, но в конечном счете удалось избежать и того и другого. В результате внеочередных парламентских выборов (июль 2009 года) ПКРМ получила 48 депутатских мест из 101, а объединившаяся в «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ) оппозиция в составе Либерально-демократической (Владимир Филат), Демократической (Мариан Лупу) и Либеральной (Михай Гимпу) партий – 53 места. Доминирующие позиции ПКРМ оказались подорванными, ведущую роль во внутренней и внешней политике получил «Альянс за европейскую интеграцию».
10 ноября 2010 года премьер-министр Молдавии, лидер «Альянса за европейскую интеграцию» Владимир Филат во время визита в Брюссель официально заявил о намерении Молдовы подать заявку на вступление в Евросоюз. Выступая в конце марта 2011 года на форуме «ЕС–Молдова», он обозначил непосредственные задачи страны на этом направлении. По его словам, большой кредит доверия, который предоставляется Евросоюзом Молдавии, должен быть «преобразован в конкретные реформы по европеизации страны»: создание функциональной экономики и правового государства, реформу силовых структур, пресечение коррупции. Премьер рассказал о предпринимаемых Молдавией шагах в части предусмотренных программой «Восточное партнерство» соглашений об ассоциации, либерализации визового режима и свободной торговле, для чего, как он подчеркнул, прежде всего необходимо создание функциональной экономики.
На нынешнем этапе не менее важно для Молдавии полноценное сотрудничество с Россией. Во время встречи премьер-министров Владимира Филата и Владимира Путина на саммите глав правительств в Санкт-Петербурге в октябре 2011 года Филат подписал Договор о создании зоны свободной торговли, участие в котором означает отмену экспортных и импортных пошлин (кроме нефти, газа и сахара) и открытие российского рынка для винной продукции Молдовы.
Дальнейшее изменение соотношения политических сил в пользу АЕИ наступило после состоявшихся 28 ноября 2010 года парламентских выборов, когда «Альянс» получил большинство (59 мандатов), а его лидирующая партия ЛДПМ – 32 мандата и сохранила за собой ключевой пост премьер-министра, на который был вновь избран наиболее влиятельный молдавский политик – Владимир Филат. ПКРМ получила на ноябрьских выборах 42 мандата, что окончательно выводит ее за рамки партии квалифицированного большинства.
В России результаты выборов были встречены настороженно, поскольку Москва отдавала предпочтение созданию левоцентристской коалиции с участием ПКРМ и Демократической партии Мариана Лупу, что стало ясно по результатам визита тогдашнего главы администрации президента РФ Сергея Нарышкина, состоявшегося в начале декабря 2010 года. Когда же в начале февраля 2011 года сам Мариан Лупу посетил Москву с двухдневным визитом в качестве и.о. президента Молдовы, результаты этого не нашли сколько-нибудь заметного освещения в российской прессе, что было воспринято как отсутствие доверия и подвергнуто критике частью молдавских СМИ. Неблагоприятный фон визиту создавало и то, что он совпал с принятием решения о том, что с 1 января 2011 года Молдавия должна платить за российский газ по европейским ценам.
В правящем «Альянсе за европейскую интеграцию» не существует, однако, единого мнения по поводу внешнеполитической ориентации страны. Лидер входящей в «Альянс» либеральной партии Михай Гимпу (12 мандатов по итогам последних выборов) известен как сторонник получения «пропуска в Европу» посредством «унии», то есть объединения с Румынией. Но на практике активно продвигаемая румынским президентом Траяном Бэсеску идея объединения «двух братских народов» близка лишь незначительной части молдавских интеллектуалов, группирующихся вокруг не вошедшей в парламент Христианско-демократической народной партии, и не получает, согласно опросам общественного мнения, сколько-нибудь серьезной поддержки. Гораздо более популярна, особенно в среде молодежи, идея евроинтеграции. За продвижение Молдавии по этому пути в качестве независимого и единого государства высказались 61% респондентов, 23% сочли возможным объединение Молдавии с Румынией лишь при условии совместного с ней вступления в Евросоюз. В то же время 72% опрошенных считают необходимым сохранение хороших отношений с Россией.
Наконец, еще с первых лет строительства национальной государственности перед республикой возникла необходимость восстановления территориальной целостности и урегулирования приднестровского конфликта, приведшего к фактическому отделению от страны территории на левом берегу Днестра. В сентябре 1990 года там была провозглашена Приднестровская Молдавская республика (ПМР) как ответ на призывы Народного фронта к объединению с Румынией. Фактический раздел Молдавии уже на протяжении 20 лет тормозит решение проблем ее экономического развития, порождая политическую нестабильность.
Непризнанная Приднестровская Молдавская республика, занимая лишь 12% территории страны, обладает рядом неоспоримых преимуществ: она имеет выход к Черному морю через Днестровский лиман, на ее территории сконцентрирован созданный еще в годы советской власти промышленный потенциал Молдавии. Повышению значимости республики способствует развитая инфраструктура – через ее территорию проходят две международные железнодорожные магистрали, три магистральных газопровода, две автодороги международного значения.
После вооруженного конфликта 1992 года в Приднестровский регион были введены контингенты миротворцев из России, Молдавии и Приднестровья, предпринимались неоднократные попытки урегулирования отношений между Кишиневом и Тирасполем, были организованы переговоры в формате 5+2 (Молдова, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, Евросоюз и США – наблюдатели). Воздерживаясь от принятия предлагаемых планов урегулирования, приднестровские руководители предпочитали устанавливать прямые экономические и деловые связи с Россией, а крупный российский бизнес успешно освоил промышленную зону Приднестровья. Руководство ПМР и ее экс-президент Игорь Смирнов на протяжении 20 лет пользовались традиционной поддержкой силовых структур России и некоторых влиятельных групп интересов. Во внутриполитической жизни ПМР правящая группировка поддерживала свою популярность, умело разыгрывая карту «румынской угрозы» и обеспечивая социальные выплаты населению за счет переводов из России. В то же время нарождался и свой бизнес, и своя политическая элита. Один из лидеров партии «Обновление» Евгений Шевчук с большим отрывом и вопреки рекомендациям Москвы был избран в декабре 2011 года президентом ПМР.
В конце 2011 года как бы сплелись в один клубок многие проблемы молдавской политики и экономики и главная из них – нерешенность вопроса о выборах президента республики. Согласно принятой в июне 2000 года поправке к Конституции, прямые выборы президента были заменены его выборами в парламенте тремя пятыми голосов депутатов (61 голосом из 101). Именно таким образом в должность президента был дважды избран Владимир Воронин, но после апреля 2009 года попытки избрания президента предпринимались неоднократно, и в республике началась чехарда парламентских выборов и референдумов. Очередная попытка состоялась в ноябре 2011 года, когда для избрания президента не хватило одного голоса, после чего стали раздаваться голоса о необходимости возврата к всенародному выбору президента. Вопрос, однако, так и не решен.
Несмотря на все промахи и неудачи формирования молдавской политической системы, можно тем не менее утверждать, что по итогам последнего двадцатилетия Молдова оказалась первой страной на постсоветском пространстве, пошедшей по пути смены власти правовым и конституционным способом – по итогам парламентских и президентских выборов.
То же самое можно сказать и об итогах декабрьских выборов президента Приднестровья, на которых впервые за последние 20 лет победил независимый кандидат Евгений Шевчук, решительно отодвинувший не только Смирнова, но и поддержанного Кремлем Анатолия Каминского. Пока трудно судить о результатах задуманных им реформ, очевидно, однако, что уже в первые дни своего президентства Шевчук пошел по пути решительной замены прежних министров и управленцев и в первой половине января совершил визиты в Москву (3 января) и Киев (12 января). И, что не менее важно, в конце января в Одессе состоялась инициированная министром иностранных дел Украины Константином Грищенко встреча Евгения Шевчука с премьер-министром Молдавии Владимиром Филатом, где была достигнута договоренность о возобновлении экономических связей между двумя берегами Днестра по всем направлениям. Теперь остается дождаться результатов встречи по приднестровскому урегулированию по формуле «5+2», которая должна состояться в конце февраля в Дублине. Но уже сейчас можно сказать, что процессы сдвинулись с мертвой точки и они необратимы.