Виктору Януковичу непросто дается интеграционный выбор.
Фото Reuters
Европейский кризис вновь ставит Украину перед сложным выбором. Драматургия переговоров украинского руководства с лидерами ЕС и России отражает растущую уязвимость украинской экономики и позиций власти. В результате экономического кризиса зависимость Украины от основных внешних партнеров существенно возросла, что позволяет внешним игрокам повышать уровень требований и диктовать свои условия.
Европейский тупик
Провозглашенный украинским руководством в 1998 году европейский вектор внешней политики интерпретировался в официальных документах как создание условий для полноправного членства страны в Европейском союзе. На деле завершение переговоров по соглашению об ассоциации, о котором стороны заявили на XV саммите Украина–ЕС 19 декабря, никаких перспектив членства для Украины не предусматривает. К длинному списку заявлений европейских политиков о том, что Украина никаких перспектив членства в ЕС не имеет, добавилось более чем красноречивое заявление президента Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу. По его словам, Украина стремится в Европу последние 20 лет, но украинское общество не готово к европейским стандартам жизни. Поэтому «должно пройти еще около 30 лет, чтобы общество Украины полностью переняло стандарты жизни в Европе».
По содержанию документов высших инстанций ЕС и мандату на переговоры с Украиной Брюссель рассматривает отношения с Украиной исключительно в рамках Европейской политики соседства и предусмотренной в ее рамках программы «Восточное партнерство». В соответствии с этой программой, действующей с 2009 года, странам Восточной Европы предложен комплекс мер, включающий подписание соглашений об ассоциации и либерализации визового режима. Предполагается, что в случае вступления в силу базовых соглашений страны – партнеры ЕС должны полностью адаптировать свои правовые системы и экономические стандарты к нормам европейского права. Это приведет к постепенной отмене взаимных ограничений в торговле и экономической интеграции стран-партнеров во внутренний рынок ЕС.
Впрочем, в принятых в конце ноября рекомендациях Европейского парламента предусматривается возможность подписания с Украиной соглашения о досрочном вступлении в силу положений договора, касающихся создания зоны свободной торговли. Это позволит европейским компаниями расширить экспорт своих товаров в Украину и, как ожидается, увеличит квоты для украинского экспорта полусырьевых материалов в страны ЕС.
По взаимной договоренности сторон до официального подписания текст соглашения об ассоциации не подлежит разглашению. Поэтому о его содержании можно судить лишь по комментариям участников переговорного процесса, немногочисленным официальным заявлениям представителей правительства и утечкам информации в прессе. В итоговом тексте соглашения Киев был вынужден отказаться от своих требований по формулировкам, касающимся права Украины подать заявку на членство в ЕС в соответствии со статьей 49 Договора о Европейском союзе. Нет достоверной информации и о процедурных условиях документа. Впрочем, в СМИ появилась информация о том, что брюссельские чиновники дали неофициальное согласие опубликовать текст документа после его парафирования, которое, как ожидается, может произойти в начале 2012 года.
«Евразийский» вектор
20 декабря Виктор Янукович участвовал в неформальном заседании Совета глав государств – участников СНГ. Вечером в Москву вылетел и премьер Николай Азаров. На состоявшихся вечером параллельных переговорах президентов и премьер-министров речь шла о традиционных проблемах, включая коррекцию цены на газ и отношения Украины с Таможенным союзом. Судя по реакции Виктора Януковича и Николая Азарова, необходимых решений стороны не нашли. В своих комментариях на пресс-конференции 21 декабря Янукович вновь заявил, что заключенный в 2009 году с подачи Юлии Тимошенко газовый контракт «уничтожает Украину». Соответственно Киев намерен продолжать переговоры по созданию газотранспортного консорциума, который позволит разделить ответственность между Украиной, Россией и Европой при условии снижения цены на газ до приемлемого уровня (не выше 250 долл.). По возвращении из Москвы Николай Азаров дал срочное указание по доработке «жесткого», сбалансированного и реалистичного бюджета на 2012 год, поскольку «жить по средствам лучше, чем жить под чужую диктовку». Таким образом, предлагаемые интеграционные варианты официальный Киев, мягко говоря, не слишком устраивают. Пока остается такая возможность, правительство будет стараться поддерживать баланс в экономике «с опорой на собственные силы».
Внешние факторы
Нынешние мировые процессы, которые часто обозначаются политкорректной формулировкой «турбулентность», на деле отражают перераспределение власти и конкуренцию за контроль над ресурсами. В этой динамике на более слабых и неосмотрительных перекладывается бремя порожденного современным западным капитализмом финансового кризиса. В сложившемся раскладе доминирующую в ЕС политическую элиту киевский властный режим не устраивает как раз потому, что не позволяет переложить на Украину часть европейских финансовых проблем, тормозит беспрепятственный вывоз валюты западными банками и девальвацию гривны, откладывает выброс на рынок еще не обесцененных активов, включая земельные ресурсы. На этом фоне обостренное внимание европейских политиков к фигуре Юлии Тимошенко вряд ли можно объяснить лишь приверженностью к демократии и власти закона. Ведь, по словам Баррозу, Украина все равно не сможет достичь этих стандартов при жизни нынешнего поколения. Настойчиво повторяемое требование снять с Юлии Тимошенко все обвинения и обеспечить ее участие в следующих парламентских и президентских выборах основано на трезвом расчете и ожиданиях, что, получив пост премьера или президента, она сделает все, о чем ее попросят европейские друзья и политические союзники. Как это уже произошло в 2008 году.
Что касается предложений о передаче «Газпрому» контроля над украинской газотранспортной системой, стороны пока не могут найти компромиссного варианта. Приемлемый для Киева способ решения проблемы заключается в передаче транзитных газопроводов в управление или концессию совместному предприятию с участием «Нафтогаза Украины» и дочернего предприятия «Газпрома». Передача ГТС в собственность газовому консорциуму политически болезненна, поскольку дает украинской оппозиции удобную возможность провести парламентскую избирательную кампанию под лозунгом защиты национальных интересов. Впрочем, демарши и протесты сторонников Юлии Тимошенко против любого решения, касающегося украинской ГТС, вполне ожидаемы и прогнозируемы.
Ближайшие перспективы, включая привлечение Украины к интеграционным проектам Единого экономического пространства и предполагаемого Евразийского союза, зависят от согласия Москвы на предоставление более мягкого, асимметричного режима участия. Представляется целесообразным возобновление переговоров по секторальной интеграции основных отраслей машиностроения и транспортным проектам. Уместно проведение регулярных консультаций по условиям торговли, включая последствия присоединения России к ВТО. Более жесткие формы интеграции пока рассматриваются украинским крупным бизнесом как угроза поглощения без модернизации, что является основной причиной неготовности к более масштабному участию в российском интеграционном проекте.
Впрочем, декларируемые Киевом намерения развивать разновекторные связи с Таможенным союзом и Европой подвергаются существенным рискам. Степень экономической самостоятельности Киева будет определяться многими факторами, включая глубину и продолжительность европейского долгового кризиса, отношения России со странами ЕС, ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, динамику цен на энергетических рынках. В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации и обострения внутриполитических противоречий не исключены комбинированные действия отдельных стран ЕС и России по перераспределению украинских активов, что означало бы поражение курса, более или менее последовательно проводившегося украинскими властями с начала 1990-х годов.