Автопрому России предстоит приспосабливаться к правилам ВТО.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В первой половине ноября этого года завершился уникальный политический марафон – 17 лет переговоров о присоединении России ко Всемирной торговой организации, если считать от момента подачи нашей заявки в ВТО в конце 1994 года. Утвержден необходимый пакет документов для присоединения. И теперь на предстоящей 15–17 декабря министерской конференции ВТО в Женеве должно состояться принятие Российской Федерации в члены организации. Однако собственно наше членство в ВТО наступит лишь в следующем, 2012 году. Такова процедура: после упомянутой конференции весь пакет документов поступает в национальный парламент страны-кандидата для ратификации. На это у Государственной Думы РФ будет 220 дней. После ратификации в штаб-квартиру ВТО в Женеве направляется соответствующее извещение, и через месяц Россия должна быть объявлена 154-м членом ВТО.
Действенный институт рыночной экономики
К сожалению, наша страна становится членом этого универсального института с большим опозданием, что имеет свои исторические причины. В 1947 году, когда было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), явившееся предшественником ВТО, СССР отказался от участия в нем по идеологическим причинам. Спустя несколько десятилетий, в 1979 году, Москва вполне ощутила целесообразность присоединения к ГАТТ и попыталась сделать это, однако в условиях холодной войны и особенно после ввода советских войск в Афганистан в переговорах нам было отказано. Статус наблюдателя в ГАТТ СССР обрел лишь в 1990 году. Далее в 1993 году Россия подала заявку на присоединение к ГАТТ, которая в 1994-м была переоформлена на присоединение к ВТО в связи с учреждением этой организации в апреле того же года.
Отдельно стоит подчеркнуть, что создание ВТО явилось крупнейшим событием ХХ века в сфере международных экономических отношений. Подтверждением этому служит хотя бы тот факт, что на заключительном этапе переговоров Уругвайского раунда в подписании документов об образовании ВТО участвовало около 120 государств. Подобного примера нет в истории международных отношений. Несмотря на свои внутренние проблемы, ВТО стала действенным институтом рыночной экономики, располагающим в отличие от других международных организаций эффективным механизмом разрешения споров.
Вместе с тем ВТО не волшебная палочка для решения проблем национальной экономики – значение членства в ней нельзя как недооценивать, так и переоценивать. ВТО – лишь инструмент, которым надо научиться пользоваться и без которого невозможно обойтись, к примеру, строя планы модернизации экономики. Ибо, не участвуя в свободном обмене товарами, услугами и современными технологиями, страна не имеет шансов на экономический прогресс. Что же получает Россия в результате присоединения к ВТО, на переговоры о котором потрачено так много времени?
Эффекты от присоединения растянуты во времени
Принято считать, что эффекты от присоединения к ВТО ощущаются лишь по прошествии определенного времени по мере постепенной либерализации национального рынка и освоения отечественными производителями и экспортерами новых мировых рынков. Тем не менее существуют такие позитивные последствия, которые уже наступили и наступят сразу после присоединения. Речь идет прежде всего о том, что российское законодательство в течение 2000-х годов было приведено в соответствие с принципами и нормами ВТО. Для этого пришлось принять ряд новых законов, таких как Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др. В результате российский бизнес уже в течение ряда лет живет в соответствии с самыми современными нормами международного законодательства, что объективно способствует развитию национальной экономики.
Оставаясь вне ВТО, невозможно воспользоваться преимуществами члена этой организации, в частности, отстаивать свои интересы в органе по разрешению споров ВТО. Россия на сегодняшний день – одна из наиболее дискриминируемых стран в мире, против которой в разных странах действует около 100 различных ограничительных мер. Их результатом являются ежегодные прямые потери на рынках в размере около 2,5 млрд. долл. Как только Россия становится членом ВТО, она сразу же получает возможность инициировать процедуры пересмотра тех дискриминационных мер, которые, на наш взгляд, являются несправедливыми. На это уйдет какое-то время, но нет сомнения, что приведенная цифра потерь наших производителей и экспортеров будет снижаться.
Тема присоединения к ВТО с самого начала была окутана огромной сетью домыслов и мифов. Самый популярный из них состоит в том, что якобы после присоединения будут сразу открыты все рынки, в страну хлынет неконтролируемый поток дешевого импорта, обанкротится множество предприятий, вырастет безработица. Это очень устойчивый миф, и он будет жить еще достаточно долго. Но если посмотреть на конкретные условия присоединения, то станет очевидно, что ничего подобного не случится.
Для промышленных товаров снижение средневзвешенной ставки импортного тарифа от текущего до конечного уровня (степень открытия рынка), согласованного на переговорах по присоединению России к ВТО, составит около трех процентных пунктов. Снижение импортных тарифов для наиболее чувствительных товаров (легковые автомобили, гражданская авиатехника) растягивается на период до семи лет. На легковые автомобили в течение семи лет пошлины снизятся с 25% в момент присоединения до 15%, причем снижение произойдет в основном в течение последних трех лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских потребителей, а с другой – позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в РФ. Здесь может возникнуть вопрос: сейчас импортная пошлина на легковые автомобили составляет 30% – почему в условиях фигурирует 25%? Ответ прост: дополнительные пять процентных пунктов появились у нас в период кризиса, хотя начальный уровень связывания в 25% уже был согласован. Поэтому в момент присоединения необходимо сразу вернуться к начальному уровню связывания.
Одним из сложнейших вопросов последних недель переговоров был режим промышленной сборки автомобилей. Конечные условия таковы, что переходный период, в течение которого в наших интересах могут сохраняться противоречащие правилам ВТО элементы режима промышленной сборки автомобилей и автокомпонентов, беспрецедентен в истории ВТО по объему изъятий с экономической и правовой точек зрения. В результате по истечении переходного периода 1 июля 2018 года подавляющее большинство инвесторов сможет выйти на полную окупаемость инвестиционных проектов и начать получать чистую прибыль на вложенные инвестиции.
Полностью отвечает интересам граждан предусмотренное снижение с 15,5% до 6,5–5% ставок пошлин на иностранные лекарства в течение переходного периода.
Опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции – до 2–3%. Объявленному курсу на модернизацию экономики РФ вполне отвечает согласованное снижение пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Так, в течение трех лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику понизятся с 15% до 7–9%.
Для товаров сельского хозяйства снижение средневзвешенной ставки составит чуть больше – около 4,4 процентных пункта. Господдержка сельского хозяйства не только не снизится, как полагали некоторые, но может быть увеличена в 2012 году до 9 млрд. долл. в год, а затем к 2017 году вернется к изначальному уровню в 4,4 млрд. долл. При этом данная сумма включает лишь меры, прямо влияющие на цену конечного продукта. Что же касается инфраструктурных затрат на селе, то они никак не ограничиваются. С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение импортных квот при ввозе говядины, свинины и мяса птицы. При этом условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, а птицы и свинины – ужесточатся.
Россия не взяла на себя никаких обязательств по повышению энерготарифов: если их рост продолжится, то это будет происходить по причинам, никак не связанным с членством в ВТО.
Участие в международных форматах расширится
Полностью защищенным остается финансовый сектор: допуск для филиалов иностранных банков будет закрыт. Что касается филиалов иностранных страховых компаний, то допуск для них откроется лишь через девять лет после присоединения и с рядом ограничительных оговорок. Такие условия полностью соответствуют интересам российских банков и страховых компаний, имевших серьезные основания опасаться прямой конкуренции со стороны более сильных иностранных партнеров. В то же время надо признать, что эти условия не отвечают интересам реального сектора российской экономики, нуждающегося в современных банковских и страховых услугах мирового уровня. Поэтому для правительства РФ выбор с самого начала переговоров был непростым – в итоге было принято решение защитить финансовый сектор.
Еще одним позитивным эффектом, наступающим на следующий день после присоединения, но не ощутимым напрямую рядовым потребителем, является полноценное участие РФ в выработке правил международной торговли. Эти правила находятся в постоянном развитии и уточнении с момента подписания ГАТТ. Зададимся простым вопросом: «Могут ли быть учтены национальные интересы страны при выработке новых документов в рамках переговоров внутри ВТО без ее участия?» Очевидно, нет. Сегодня в ВТО уже формируется повестка на ближайшее будущее. Так, в работу ВТО после 2011 года предлагается включить насущные проблемы XXI века, такие как изменение климата, продовольственная безопасность, курсы валют. Не принимать участие в решении этих проблем означает заведомо сдать свои позиции и играть потом по тем правилам, которые нам будут предложены.
Наконец, с присоединением к ВТО перед Россией устраняется главное препятствие для обретения членства в ОЭСР, становится абсолютно полноценным ее участие во всей повестке саммитов G20 и столь же полноценным станет российское председательство в АТЭС в 2012 году.