Оригинальной конструкции мост все-таки не вписался в облик старого Тбилиси и стал объектом насмешек местных острословов.
Фото с сайта www.arhinovosti.ru
Когда к власти пришли розовые социал-дарвинисты, не надо было быть пророком, чтобы не замечать того, что страна катится к одноклеточной постсоветской демократии, к монократии.
Политический монизм, который был создан в стране, – уникален. Это политика идеологического выдавливания. Выдавливается из страны все, что не принадлежит его культуре или его бескультурью. Шпиономания, различного типа и рода ксенофобии┘
Один из инструментов – интересный метод устрашения. Это – не мат, это – не угроза физического устранения. Это что-то иное. Смысл этого иного заключается в том, что если человек не станет частью режима, он и его семья могут быть вынуждены уехать из страны. И эта вакханалия плавно перешла из политического в экономическое измерение, а за ним и в культурное. Многие бизнесмены или деятели культуры вынуждены были покинуть страну.
Дословно, в переводе с грузинского, эта установка звучит так: «Мы тебе создадим такие условия, что ты┘ в этой стране жить не сможешь».
При этом это орудие не только власти, но и самого общества, пронизанного советским тоталитаризмом.
Ничего нового для нас – выходцев из советского прошлого – нет. Просто модифицированная большевистская установка.
На практике мы имеем множество людей, которые действительно именно по политическим мотивам вынуждены были покинуть страну. Эти люди пополняют ряды грузинской эмиграции, интегрируются с ними, создают даже политические партии и движения. Многие из них – бывшие члены команды президента Михаила Саакашвили. Некоторые из них в Париже, но в большинстве своем – у Красной площади.
Таким образом, произошло весьма интересное явление, политическая система Грузии вышла за рамки своих административно-территориальных границ. Влияние грузинской диаспоры на внутреннюю обстановку в стране не меньше, чем влияние, например, армянской диаспоры в Армении.
И это – реальность сегодняшнего дня.
Миллиардер Бидзина Иванишвили в отличие от вышеупомянутой категории не убегал из страны. Хотя его вполне можно считать представителем диаспоры. Он решил старость свою провести у себя на родине и вернулся в Тбилиси после многолетнего бизнес-турне. Построил над городом стеклянный домик стоимостью в 50 млн. долл., вложил полтора миллиарда в благотворительность и даже выразил готовность привезти с собой весь свой капитал. Однако за свое усердие, в знак сомнительной благодарности, лишился вместе с супругой гражданства Грузии.
Не приняла ведь страна.
Он не знал из-за длительного отсутствия, что в Грузии решение о том, где кому жить и где кому умирать, принимает не человек – гражданин, а авторитарная власть.
Бизнесмен встал перед выбором – либо быть дойной коровой политического режима, либо уехать в Париж. Бидзина Иванишвили выбрал третий путь – решил идти в политику, а значит – прийти к власти и изменить ситуацию в стране, сделать ее удобной для проживания своей семьи и, возможно, для остального общества тоже. После мучительных внутренних переживаний он начал формирование общественно-политического движения «Мечта грузинская».
При этом он решил не просто прийти, а прийти капитально, тотально и на все 100% голосов, что настораживает. Ведь и его предшественники – Звиад Гамсахурдиа, Эдуард Шеварднадзе, Михаил Саакашвили – имели подобные установки.
Представитель Эдуарда Шеварднадзе в губернии Квемо Картли – Леван Мамаладзе так переусердствовал, что умудрился сфальсифицировать выборы и получить в пользу патрона 113%.
Такова она – жадная большевистская ментальность.
Как видно из реальной истории, проблема не классовая.
Настораживают и другие советы Иванишвили. Например, те, которые он дает министру внутренних дел Вано Мерабишвили. Они о том же – где кому жить и где кому умирать: «Посоветуй Саакашвили уйти в отставку! Это единственный шанс, чтобы ему была дана возможность жить в своей стране. Если Саакашвили не послушается твоего совета – тогда уйди в отставку сам, так как и для тебя это самый лучший выход и этим ты останешься в Грузии уважаемым и достойным человеком».
Думаю, новый политик должен идти с новыми идеями и с новыми ценностями, если он хочет быть новым, а не зеркальным отражением предыдущего «гения». Но с инновационным потенциалом пока очевидные сложности.
Скорее всего это не столько личная проблема Иванишвили, сколько всего спектра серьезных советников, совокупность которых представляет собой информационно-интеллектуальную систему с нулевой суммой. Принцип «деньги есть – ума не надо» не сработает. Хороший пример такого политического романтизма с капиталистическим лицом – покойный Бадри Патаркацишвили.
Вывод один. На смену розовому монизму приходит зеркальный дуализм. Кстати, он хорошо отразился и на архитектуре города Тбилиси.
С одной стороны – резиденция президента Саакашвили под стеклянным колпаком, а на противоположной вершине – стеклянный домик с аэродромом Бидзины Иванишвили.
Между ними течет река Кура с «бетонно-молочными берегами», построенными в эпоху Сталина, и мост, естественно, тоже стеклянный, который в народе называют «тампаксом».
Тоже, кстати, подходящее название, которое показывает уровень инфантилизма грузинской политической системы, неспособной нормально развиваться и совершенствоваться во времени. Таким образом, переход от монократии к стеклократии (одна из разновидностей демократии хрупкого типа) грузинского типа сулит нам еще много пикантного.
Тбилиси