Молдавский парламент пытался решить проблему Приднестровья без помощников, но не получилось.
Фото Reuters
В последние месяцы нынешнего года Республика Молдова оказалась в эпицентре знаковых для нее политических событий. В ноябре 2011 года предстоит продление подписанного 19 ноября 2001 года базового договора «О дружбе и сотрудничестве» с Россией. Еще в марте нынешнего года министры иностранных дел России и Молдовы заявили о готовности продлить срок действия договора, в соответствии с которым Россия обязалась выступать гарантом приднестровского урегулирования «на основе соблюдения суверенитета и целостности Республики Молдова». 22 ноября в молдавской столице ждут министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который прибудет в Кишинев за неделю до выборов президента на основе голосования в парламенте Молдовы. А 11 декабря должны состояться выборы президента самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республики, которая де-юре остается частью Республики Молдова.
Наконец, на 30 ноября намечено возобновление переговоров по приднестровской проблеме в рамках Постоянного совещания 5+2 (Молдова и Приднестровье – стороны конфликта, Россия и Украина – гаранты и посредники, ОБСЕ – посредник, ЕС и США – наблюдатели). Работа совещания была приостановлена в феврале 2006 года, и решение о ее возобновлении было принято 22 сентября 2011 года на встрече в Москве исходя из договоренностей между премьер-министром РМ Владимиром Филатом и президентом Приднестровья Игорем Смирновым. Их встреча состоялась в начале сентября в ходе международной конференции по обзору мер доверия в приднестровском урегулировании в Бад-Райхенхалле. По оценке газеты «Коммерсантъ», на сговорчивость приднестровского лидера, ранее выступавшего против продолжения переговоров, повлияли как интерес Следственного комитета РФ к деятельности членов его семьи, так и решение Москвы прекратить предоставление российского гражданства жителям Приднестровья и рекомендации им «обзавестись собственным видом на жительство».
Позиция Москвы была подтверждена в октябре 2011 года во время встречи премьер-министров России и Молдовы – Владимира Путина и Владимира Филата на саммите глав правительств в Санкт-Петербурге, где Филат также подписал Договор о создании зоны свободной торговли СНГ.
Повышение уровня сотрудничества с Россией и в рамках СНГ безусловно соответствует интересам Кишинева. Участие в Договоре о свободной торговле означает отмену импортных и экспортных пошлин (кроме нефти, газа и сахара). Открытие российского рынка для винной продукции Молдовы, а также поиск путей решения приднестровской проблемы – все это должно решаться одновременно и на основе достижения договоренностей всех участников переговорного процесса.
В то же время Россия еще в конце 1990-х годов предложила основные принципы урегулирования приднестровского конфликта, изложенные в подписанном 8 мая 1997 года в Москве «Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем». При этом президенты России и Украины как гаранты достигнутого соглашения, а также действующий председатель ОБСЕ совместно подтвердили гарантии территориальной целостности Республики Молдова по состоянию на 1 января 1990 года, а Республика Молдова и Приднестровье заявили о намерении строить свои отношения в рамках общего государства. В ходе переговоров были отклонены претензии Приднестровья на конфедерацию, но в меморандуме было подтверждено ее право на «экономическую, научно-техническую и культурную самостоятельность в международных отношениях». Что же касается политических проблем, то, как записано в ст. 3 меморандума, Приднестровье «принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова – субъекта международного права по вопросам, затрагивающим ее интересы».
Дальнейшие переговоры были заблокированы попытками определить юридический смысл понятия «общее государство», в результате чего стороны так и не подошли к обсуждению главного вопроса о разграничении полномочий между Кишиневом и Тирасполем.
В ноябре 2003 года Россия вновь выступила с инициативой урегулирования конфликта, получившей известность как «Меморандум Козака» («Меморандум об основных принципах государственного устройства объединенного государства»). Несмотря на возражения оппозиции, меморандум был первоначально одобрен президентом Ворониным. Предполагалось, что для участия в церемонии его подписания президентами Молдовы и Приднестровья в Кишинев прибудет с краткосрочным визитом президент Владимир Путин, который также намеревался сообщить о списании части молдавского долга и объявить о снижении цены на поставляемый газ.
Визит буквально накануне был отменен по инициативе молдавской стороны, и на следующий день было обнародовано заявление Воронина о том, что подписание меморандума преждевременно «из-за его несогласованности с европейскими структурами». После этого отношения между Москвой и Кишиневом были заморожены на неопределенное время.
В дальнейшем работа по урегулированию конфликта вокруг Приднестровья была возобновлена в рамках Постоянного совещания по политическим вопросам в формате «5+2». К ней стали подключаться также и международные миротворческие организации, предлагавшие методику урегулирования на основе опыта других конфликтов. Так, в ноябре 2011 года по предложению Инициативы кризисного урегулирования (Хельсинки) состоялась совместная поездка на Кипр политиков, общественных деятелей и представителей деловых кругов Молдовы и Приднестровья, а также экспертов из Хельсинки, Брюсселя, Москвы и Киева. Весьма полезной оказалась их встреча с экс-президентом Кипра (1999–2005) Георгием Василиу, основной посыл которой состоял в утверждении необходимости сторонам понять друг друга и готовности идти на компромиссы не только между правительствами, но и между обществами. Исходя из опыта межобщинных переговоров на Кипре наиболее эффективный путь примирения сторон – это продвижение к федеративному устройству и понимание того, что враг – это не другая сторона, а глухая перегородка между сторонами.
Поучительными были и встречи с представителями деловых кругов Южного и Северного Кипра, которые налаживают связи вопреки разделу острова и в случае необходимости приходят друг другу на помощь, как это было после взрыва электростанции на юге острова и прекращения подачи электроэнергии. Говорилось и о неофициальном, но достаточно эффективном сотрудничестве торгово-промышленных палат различных частей острова.
Насколько может быть полезен чужой опыт и какими могут стать сценарии разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем – покажет время. Недавно проведенные украинским Институтом мировой политики опросы экспертов из Украины, России, Молдавии, стран ЕС и США показали, что наиболее вероятными сценариями развития событий вокруг Приднестровья могут стать на ближайшие пять лет: сохранение статус-кво или урегулирование по российскому сценарию путем реализации плана Козака, то есть на основе федеративного переустройства республики. Что же касается возобновления горячей фазы конфликта, то она, по мнению подавляющего большинства экспертов, близка к нулю.
Экспертами были также предложены некоторые рекомендации и пакет компромиссов, сформированных по принципу «малых шагов». Приднестровью было рекомендовано отказаться от антизападной риторики, согласиться на участие в общих с Кишиневом рабочих группах по образовательным и военным вопросам, а также упразднить несанкционированно установленные таможенно-пограничные посты в пределах зоны безопасности. Молдове рекомендовалось принять законодательство, которое бы гарантировало права действующих владельцев приднестровских предприятий и делало бы невозможной их реприватизацию. Представители приднестровского бизнеса могли бы быть также включены в состав переговорной группы на переговорах с ЕС.
Что касается России, то ее реальным вкладом в дело урегулирования могло бы стать выполнение Стамбульских обязательств, активизация процессов вывоза боеприпасов и согласие на трансформацию нынешней миротворческой миссии в «мирогарантийную» под эгидой ОБСЕ.
Наконец, Евросоюзу рекомендовано создать отдельный реинтеграционный фонд вместо передачи средств под конкретные проекты правому берегу Днестра, а также отменить запрет на выдачу виз отдельным приднестровским руководителям. Весомым вкладом в урегулирование могло бы также стать заключение Румынией межгосударственного договора с Молдавией, а также подписание с ней давно обещанного договора о границе.
Представляется, что принятие этих первоначальных мер могло бы послужить начальным этапом урегулирования приднестровского конфликта.