0
3008
Газета Дипкурьер Интернет-версия

17.10.2011 00:00:00

НАТО провела войну без потерь

Тэги: нато, ливия


нато, ливия Главный среди этих флагов все же тот, что с полосками и звездами.
Фото официального сайта NATO

Комплекс зданий штаб-квартиры НАТО в пригороде Брюсселя Эвере очень напоминает военную базу: казарменного вида трехэтажные серые здания офисов, сгрудившиеся у входов охранники, даже зал для пресс-конференций не отличишь от какого-нибудь гарнизонного клуба. Разве что серия флагов сразу после входа 28 государств – участников альянса и самого альянса, а также модернистский монумент рядом с ними отличают этот комплекс от обычного военного объекта.

Отличает штаб-кватриту НАТО от чисто военных объектов и доступ в нее журналистов. Здесь активно занимаются публичной дипломатией и пиаром, на пресс-конференции на Осенней сессии Совета НАТО на уровне министров обороны в этом году присутствовали не только постоянно аккредитованные журналисты, но и маленькая группа корреспондентов российских газет.

Стандартная процедура у входа – проверка сумок и фототехники и выдача пропусков – много времени не занимает. Охранники предупреждают: съемка без специального разрешения запрещена. Это касается даже вереницы флагов у входа – всем знакомой заставки передач натовских новостей по ТВ.

Пресс-центр встречает гостей также предупреждающими надписями: «Здесь секреты не обсуждают». То же самое можно прочитать у входа в зал для пресс-конференций и в кафетерий. Предостережения адресованы сотрудниками аппарата

НАТО и членам делегаций стран – участниц альянса. По содержанию они напоминают советские плакаты 30-х годов прошлого века: «Не болтай!» Но не так графичны. У урн для ненужных бумаг написано: «Ваш мусор – наше сокровище». Но это скорее не по части охраны секретов, а об утилизации отходов – в Бельгии, где находится штаб-квартира НАТО, всерьез заботятся об экологии.

О секретах здесь действительно никто не болтает. Их, может, и нет – собственно военными делами занимается находящийся также в Бельгии, но подальше от Брюсселя штаб Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами

НАТО в Европе и одновременно силами США в Европе. По жестко соблюдающемуся правилу это всегда американец. В данный момент это адмирал Джеймс Ставридис.

Перспективы светлые, но путь извилистый

Приведенные выше слова, представляющие перевод высказывания Мао Цзэдуна, приходят в голову, когда слушаешь сообщение генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. Высшее должностное лицо альянса держится очень серьезно, говорит аккуратно, но иногда слишком округленно, дипломатично. Видно, что в такой организации генсеку приходится не столько руководить, сколько быть основным spokesperson – пресс-секретарем. И он как добросовестный человек это четко сознает.

По словам Расмуссена, в нынешнем году деятельность альянса отмечена заметными успехами. Это касается прежде всего ведущейся с марта операции в Ливии. Она позволила, отмечает генсек, сохранить жизни многих мирных жителей этой страны, как это и предписывалось мандатом ООН. Но все же когда она будет завершена? «Мы готовы закончить операцию как можно скорее, но пока для этого нет условий», – отвечает Расмуссен. Судя по его дальнейшим разъяснениям, в рамках Осенней сессии назначено отдельное заседание с приглашением участников операции, не являющихся членами альянса. На нем должны быть названы критерии, достижение которых позволит завершить операцию.

Пока же обстановка в Ливии не стабилизировалась, отмечает генсек. «Не смогли найти Каддафи?» На это у руководителя альянса есть ответ, который он давал неоднократно. По его словам, цель ликвидации или устранения Каддафи никогда не ставилась. При этом он не объясняет, почему авиация НАТО так активно бомбила резиденцию лидера Джамахирии. Не упоминает и о гуманитарной катастрофе, возникшей в осажденном Сирте.

Подводить итоги военной кампании в Афганистане, которой 7 октября исполнилось 10 лет, генсек не стал, но отметил, что в этой стране дела также идут успешно. По графику идет передача афганским войскам и полиции ответственности за безопасность в отдельных провинциях. Расмуссен уверен, что альянс сможет в назначенный срок – к концу 2014 года – вывести свои войска из этой страны. «Но обязательства НАТО в отношении этой страны не прекратятся», – заверяет генсек.

В то же время руководитель НАТО отметил, что в ходе обеих операций выявились недостатки. В частности, в Ливии силам европейских стран НАТО не хватало средств для сбора разведывательной информации и дозаправки самолетов топливом. В Афганистане страны НАТО недостаточно делают в плане обучения местных военных. Все это надо исправить.

Генсек НАТО настойчиво призывал всех членов НАТО с учетом глобального кризиса постараться более равномерно распределять бремя военных расходов. И главное – делать упор на «умную войну».

Рецепты перестройки НАТО пришли из Вашингтона

Случилось так, что генсек НАТО практически повторил содержание речи, которую произнес утром того же дня министр обороны США Леон Панетта. Выступая в Брюссельском центре Карнеги, шеф Пентагона высказался об операции в Ливии как об образцовой, хотя она и затягивается. В ходе боевых действий, сообщил он, было совершено 25 тыс. боевых вылетов и поражено 5 тыс. целей. При этом силы НАТО «понесли ноль потерь и минимальный материальный ущерб».

Особое значение, по мнению министра, имеет тот факт, что ведущую роль в проведении операции играли европейские страны. На Великобританию и Францию пришлись примерно одна треть боевых самолетовылетов и 40% уничтоженных целей. Были и недостатки, нехватка боеприпасов и снаряжения. «США пришлось продать боеприпасов и техники на миллионы долларов», – сообщил министр. Один из основных выводов, которые сделал Панетта: альянс успешно «перешел от задачи обеспечения безопасности в Европе к обеспечению общих интересов в мире».

В то же время он объяснил, что союзникам необходимо ориентироваться на существующие ограничения финансового плана. Министр сообщил, что выработанные нынешней администрацией США планы сокращения бюджетного дефицита предусматривают сокращение расходов Пентагона в течение 10 лет в размере 450 млрд. долл. Более того, возможен дополнительный секвестр, который затронет военное ведомство.

В условиях столь серьезных ограничений используемых ресурсов НАТО должна делать упор на проведение операций на многонациональной основе, говорит Панетта.

Альянс как холдинговая компания

Призыв Панетты к увеличению вклада союзников в операции НАТО представляют собой повторение высказываний Роберта Гейтса, его предшественника. Перед уходом в отставку Гейтс прямолинейно обвинил союзников в недостаточном вкладе в общее дело обеспечения безопасности. Панетта несколько смягчил тональность требования и оснастил его дополнительными аргументами, сослался на опыт ливийской операции.

Нынешний подход – сокращение прямого участия американцев в боевых действиях их затрат на войну – является весьма серьезным изменением в политике Вашингтона. Помнится, что по завершении воздушной операции в Югославии и в определенной степени воздушных операций в Ираке и Афганистане некоторые американские эксперты высказывались против привлечения к действиям авиации союзников – она, мол, не имеет необходимых средств борьбы с ПВО противника, их участие лишь осложняет управление боем.

Ныне США хотят до максимума увеличить роль союзников и даже стран, не являющихся членами альянса, но изъявивших готовность подключиться к его акциям. И рассчитывают не только на прямое участие в военных действиях, но и на своего рода финансовое спонсорство. Все это ярко проявилось в войне в Ливии.

Примером для нынешней администрации, возможно, служит «Буря в пустыне» – военная операция против Ирака, проведенная в 1991 году при президенте США Джордже Буше-старшем. Тогда США воевали сами, но на деньги, полученные от союзников и арабских режимов, прежде всего Кувейта и Саудовской Аравии. Тогда случилось так, что Япония, долго медлившая со своим взносом, перевела его в момент, когда уже была собрана нужная сумма. В итоге, как признавались чиновники Пентагона, им даже пришлось спешно обновлять мебель в офисах, чтобы освоить средства.

То, что США надорвались под бременем расходов на войны в Ираке и Афганистане, очевидно. Ведь в пересчете на каждого своего солдата, воюющего в Афганистане, они тратят 1 млн. долл. в год. Кроме того, «низкий профиль» участия в войне имеет для Вашингтона имиджевое значение, позволяя сбить волну антиамериканизма в третьем мире.

Очевидно также, что разрастание НАТО до 28 участников объективно создало условия для более широкого распределения бремени затрат. И это никак не подрывает господствующего положения США в альянсе. Сам альянс становится похож на холдинг, контролируемый акционером, имеющим не так уж много акций.

ПРО как связующее звено альянса

Во время Осенней сессии Совета НАТО в Брюсселе состоялось подписание соглашения между США и Испанией о размещении на территории последней элементов ЕвроПРО. Оно предусматривает базирование на базе ВМС США Рота на южном побережье Испании четырех кораблей системы «Иджис», которая включает РЛС и ракеты-перехватчики

SM-3. Они будут решать задачи противоракетной обороны в Средиземноморье и Восточной Атлантике. Подобное расположение сил выходит за рамки объявленной цели – противодействие иранской ракетной угрозе.

Подписание соглашения сопровождалось разъяснениями с американской стороны, что Вашингтон не собирается экономить на средствах, выделенных на создание системы ПРО, и даже считает их сравнительно скромными (260 млн. долл. за 10 лет).

Генсек НАТО Расмуссен, объявляя на пресс-конференции о подписании этого соглашения, сообщил, что подобные документы, возможно, будут скоро подписаны и с другими странами.

Как заявил Расмуссен, к назначенному на конец мая 2012 года саммиту НАТО в Чикаго будет достигнута промежуточная оперативная готовность системы ПРО, а к 2018 году – полная. Генсек не стал уточнять будущие параметры ПРО, ограничившись стандартной ссылкой на то, что она будет развиваться поэтапно, с учетом обстановки.

Тот факт, что элементы ПРО размещаются на основе двусторонних соглашений США с отдельными странами, еще более закрепляет ключевую роль Вашингтона в НАТО. Эта программа становится как бы осью дальнейшего развития альянса.

Таковы принципиальные дозунги момента в штаб-квартире НАТО: воевать «по-умному» (как в Ливии), «понизить профиль» США и больше вовлекать другие страны (тоже как в Ливии), активно продвигать программу создания системы ПРО.

Брюссель–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
607
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2328
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1540
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1170

Другие новости