Виктору Януковичу трудно убедить российских лидеров – Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
Фото Reuters
Хотя в ходе неформальных встреч президента Украины Виктора Януковича с президентом РФ Дмитрием Медведевым и премьер-министром РФ Владимиром Путиным в Завидове 24 сентября были достигнуты определенные договоренности, их оформление и реализация представляются более сложными, чем может показаться на первый взгляд.
Контуры и конкретные детали договоренностей не разглашаются. Известно лишь то, что транспортировка газа по украинской ГТС должна быть приближена к себестоимости, а цены на газ, предназначенный для бюджетной, коммунальной сфер и индивидуальных потребителей, могут быть существенно снижены. Впрочем, договоренности на уровне политического руководства представляют собой лишь общий контур, в рамках которого будут проходить переговоры хозяйствующих субъектов и правительственных экспертов.
Контекст возможных соглашений
В 2012 году «Нафтогаз Украины» намерен существенно сократить закупки российского газа, снизив их с 40 до 27,4 млрд. куб. м. Соответственно с учетом газа собственной внутренней добычи (20 млрд. куб. м) баланс потребления газа составит 47–48 млрд. куб. м против привычного докризисного уровня в 70–75 млрд. куб. м. Снижение зависимости от экспортных поставок должно сопровождаться более экономным потреблением энергоносителей и расширением использования энергосберегающих технологий.
Соглашаясь уменьшить ставку за транзит при одновременном снижении цены на импортный газ, предназначенный для коммунально-бытовой сферы, украинское правительство преследует очевидные внутриполитические цели. С одной стороны, повышать цены на коммунальные услуги накануне парламентских выборов 2012 года явно неразумно. С другой стороны, подписанный с МВФ меморандум предусматривает приближение цены на газ, поставляемый социальной и бюджетной сферам, к его рыночной (закупочной) стоимости. В противном случае МВФ очередной транш Украине не даст, что обостряет проблему финансирования бюджетного дефицита и вынуждает увеличивать объем государственного внутреннего долга.
Российское правительство также испытывает давление обстоятельств. В условиях второй волны финансово-экономического кризиса очередная газовая война крайне нежелательна. В условиях начавшегося снижения цен на нефть ее результатом вполне может стать реализация намерений ряда европейских чиновников, правительств и энергетических компаний добиться постройки газопровода Nabucco, одним из компонентов которого считается Транскаспийский трубопровод. В случае реализации этого проекта «Газпром» потеряет и без того весьма иллюзорный контроль за поставками среднеазиатского газа. В результате ЕС и Китай, которые в ряде случаев выступают как конкуренты, могут достичь договоренностей, позволяющих оказать комбинированное давление на рынок с целью существенного снижения цен на газ. Тем более важно, что в случае углубления финансово-экономического кризиса падение цен на нефть и сырье считается неизбежным.
В этих условиях возможен ситуативный компромисс, в результате которого Украина предоставит российской стороне частичный контроль над украинской ГТС в обмен на пересмотр газовых контактов 2009 года. Если реализуемая «Газпромом» стратегия морских обходных газопроводов будет дополнена установлением контроля над континентальными маршрутами поставок через Белоруссию и Украину, «Газпром» укрепит свой статус монополиста на восточном направлении поставок газа в страны ЕС. В таком случае альтернативные конкурирующие проекты, такие как AGRI (Азербайджан–Грузия–Румыния) и ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия), могут утратить свою привлекательность и лишиться части потенциальных ресурсов. Не говоря уже о европейском официальном проекте южного энерготранспортного коридора, реализация которого потребует привлечения дополнительных ресурсов в Ираке и Иране.
По оценкам экспертов, если украинско-российские политические договоренности будут реализованы, «Газпром» получит скидку в 1,5 млрд. долл. по оплате транзита газа через Украину. При этом цена на российский газ для Украины может быть снижена до 190–210 долл. за 1 тыс. куб. м (против прогнозировавшейся на 2012 год цены в пределах 400–415 долл.) – вероятно, при определенном ограничении объемов поставок по льготной цене. Если ставка за транзит по Украине будет уменьшена до 1,5 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км трубопровода, суммарная оплата за транспортировку снизится с 3,2–3,3 млрд. долл. до 1,72–1,74 млрд. долл.
Однако для Украины эта схема будет стабильной и приемлемой лишь в случае изменения формулы образования цены на импортный российский газ. Привязка формирования цены на газ к условиям рынка Италии при максимальной базовой ставке (450 долл. за 1 тыс. куб. м) делает «контракты Тимошенко» действительно разорительными и убыточными при любой погоде. Поэтому без снижения базовой ставки цены коррекция контрактов с точки зрения интересов украинской экономики теряет смысл и может стать лишь очередным временным, сугубо паллиативным решением. К примеру, очередное обострение проблемы может возникнуть в случае, если в ходе новой волны кризиса цены на нефть упадут до 60–70 долл. за баррель или даже до еще более низкого уровня. В данной ситуации, если цена на газ для Украины останется фиксированной, а цены на газ для европейских потребителей существенно снизятся, украинская экономика вновь автоматически утратит свою конкурентоспособность.
В целом с учетом сокращения поставок для Украины и увеличения потребления газа в Германии финансовые потери «Газпрома» будут незначительными. В то же время с учетом новой волны экономического кризиса создание газотранспортного консорциума позволит по меньшей мере не спешить с прокладкой газопровода «Южный поток» и укрепит позиции российской стороны в длительном торге с ЕС. К тому же не следует игнорировать такой фактор, как существенное повышение привлекательности украинского маршрута транспортировки, который обладает мощными подземными хранилищами газа и другими преимуществами по сравнению с глубоководными морскими газопроводами.
Замечания российских комментаторов по поводу бессмысленности предполагаемой украинско-российской сделки, по крайней мере с экономической точки зрения, не учитывают императива бухгалтерской и налоговой отчетности стран-импортеров. По действующим нормативам покупатель газа не может продавать его ниже цены поставки. Если газ отпускается потребителю по цене, более низкой, чем цена закупки, разница должна погашаться из бюджетных фондов, что и практиковалось в Украине в течение последних лет, вызывая жесткие возражения со стороны МВФ и других финансовых структур. В то же время если поставки импортного газа для некоммерческой сферы будут осуществляться по ценам, адекватным платежеспособности потребителей, это может в корне изменить ситуацию на внутреннем рынке газа Украины, сделав внутреннюю и шельфовую добычу газа привлекательной и рентабельной для внутренних и иностранных инвесторов.
Газотранспортный консорциум
Наиболее загадочным аспектом в предполагаемом украинско-российском соглашении остается газотранспортный консорциум. Как можно предположить по заявлениям представителей украинского правительства, его создание прямо связано с планами раздела «Нафтогаза Украины» на три компании – транзитную, торговую и добывающую. К тому же создание газотранспортного консорциума позволит обойти вопрос о правопреемственности, что может служить дополнительным аргументом в пользу перезаключения контрактов 2009 года.
В качестве аргумента в пользу создания консорциума часто называют возобновление потенциальной заинтересованности европейских компаний и банков в модернизации украинской ГТС. Переговоры об этом продолжаются с 2005 года, но пока не привели к ощутимым результатам. Определенным исключением можно считать Соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ДК «Укртрансгаз» и E.On Ruhrgas, подписанное в ноябре 2010 года. Поскольку Европейская комиссия выступает исключительно как политический орган, «европейский компонент» в составе консорциума может быть представлен лишь соответствующей энергетической компанией, которой потенциально может стать уже упомянутый E.On Ruhrgas. Наиболее сложной темой в переговорах будет определение правового статуса и имущественных прав консорциума. Киев будет настаивать на более мягких полномочиях этой структуры, тогда как российская сторона предпочтет предоставление консорциуму не только контрольных функций, но также долевое распределение имущественных прав. Впрочем, поскольку российская сторона высказывала беспокойство по поводу потенциальной нестабильности власти в Украине, создание консорциума можно оформить соответствующим межправительственным соглашением, регулирующим режим использования украинской ГТС и предусматривающим соответствующие политические гарантии надежности транзита.
В политическом плане усиление связей «Газпрома» с энергетическими компаниями Германии, Франции и Италии укрепляет позиции России в Европе, с чем официальный Киев не может не считаться. Несмотря на провозглашенную украинскими политиками европейскую ориентацию, отношения Украины с ЕС и Россией несут самодостаточную нагрузку. Тем не менее до сих пор взаимодействие России и Украины по преодолению последствий кризиса в основном ограничивалось риторикой. Выраженная политическими лидерами двух стран готовность найти приемлемое компромиссное решение может оказать позитивное влияние на дальнейшее развитие двусторонних отношений, что особенно важно в условиях усиления нестабильности международной системы. Альтернативой этому может стать продолжение игры с нулевой суммой, усугубляющей экономическую отсталость и повышающей уровень издержек обеих сторон.
Киев