Дананг прирастает новыми бизнес-центрами и отелями.
Фото автора
В порту Дананга флаги чуть не со всего света. Но ни одного российского. В былые времена было иначе, и в местном клубе моряков по вечерам играла музыка, звучала русская речь. Ходили часто, везли много. Помимо Вьетнама отсюда по дороге № 9 шли грузы в соседний Лаос.
Россияне с Андреевским флагом и без него
Последний раз видели наших моряков, но с Андреевским флагом в мае с.г. на День Победы, когда отряд кораблей Тихоокеанского флота во главе с БПК «Адмирал Виноградов» заходил с дружеским визитом. Теперь ждут парусник «Надежда», который ушел из Владивостока в поход по странам АТР в преддверии саммита АТЭС на острове Русский в сентябре 2012 года. Во время плавания «Надежда» посетит Гонолулу (штат Гавайи, США), где, как ожидается, президент Барак Обама передаст Дмитрию Медведеву символическую эстафету.
Впрочем, говорить о том, что жители Дананга не видят российский штандарт годами, не приходится. Как символ присутствия в этой части света красно-сине-белое полотнище реет над зданием нашей миссии на улице Чан Фу, 22. Оно было построено в конце 80-х. С окончанием стройки оказалось, что жить там некому. Россия уходила из Вьетнама. В замороженном состоянии консульство простояло семь лет, пока хозяева не надумали вернуться. Теперь это не только архитектурный шедевр советской эпохи, но и памятник былым амбициям. Пустующие комнаты – как напоминание о пустых хлопотах. Но сам факт владения недвижимостью в центре Дананга, где метр жилья стоит не одну тысячу долларов, – предмет гордости МИД РФ с одной стороны, и недоумения всех остальных – с другой.
В самом деле, допекал меня толстяк из Аризоны по имени Пит, сидя в баре напротив, зачем России этот монумент из серого камня в несколько этажей и с участком в несколько акров, если там работают всего два человека? В порту ни одного судна, предпринимателей – кот наплакал, а туристов раз, два и обчелся. Сам он воевал в этих местах и теперь вот приехал посмотреть. Говорит, тянет. Откуда он узнал, что всего два человека, я не спросил. Наверное, интересовался. «Ну скажи, – гнул свое назойливый аризонец, допивая очередную банку пива Saigon, – нет никаких связей по линии торговли, не видать журналистов┘»
Тут Пит не прав, один из представителей этой профессии сидел у него перед носом. Есть и бизнесмены, говорил я. Правда, наобещают с три короба, а потом исчезают и глаз не кажут. Об этом рассказывал мне один из сотрудников генконсульства. Все связи сводятся к побратимским и довольно приятным отношениям между Данангом и Ярославлем, точнее, Ярославской областью. Ярославские шинники, например, поставляют на местный небольшой завод пресс-формы для автомобильных шин, уездное и губернское начальство обменивается делегациями, хочет теперь наладить туризм. Для этого разработали целую программу.
Была недавно еще и делегация от Госдумы во главе с вице-спикером Иваном Мельниковым от КПРФ. Помнится, Иван Иванович, вернувшись на Охотный Ряд, восторженно отзывался об успехах Вьетнама вообще и провинции Куангнам-Дананг в частности в деле развития экономики и построения основ социалистического общества. Справедливости ради надо заметить, что все эти крупные успехи достигнуты без нас. То есть после того, как распался Советский Союз, а Россия покинула не только Дананг, но и легендарную Камрань, что в сотне миль южнее.
Срединная земля
В географии есть понятие «срединная земля». У нас его используют часто, когда говорят о геополитике в связи с «возвращением России во Вьетнам». Особенно после визита президента Медведева в Ханой в октябре 2010 года, где он участвовал в саммите Россия–АСЕАН. Связи действительно оживились. Идут переговоры по присоединению СРВ к Таможенному союзу Россия–Белоруссия–Казахстан, о создании зоны свободной торговли. «Росатом» так или иначе приступает к строительству АЭС в соседней провинции Ниньтхуан, намечено создание ядерного центра под Ханоем, нечто вроде нашей Дубны. Готово к подписанию соглашение о мирном исследовании космического пространства. «Интер РАО ЕЭС» хочет выкупить акции энергетических компаний и потеснить на этом рынке японцев. Металлурги из Екатеринбурга нацелились на Хатинь, где недавно открыты колоссальные (четвертые в мире) залежи титановой руды. В Выборге строятся подводные лодки «Варшавянка» для вьетнамских ВМС┘
На бывшую военную базу ТОФ в Камрани обещан визит авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Раньше там имелся специальный подъемник, подымавший на нужную высоту береговой причал для швартовки. Но за годы нашего отсутствия техника заржавела, и вьетнамцы сварили металлическую лестницу, чтобы взойти на борт. Разговоры о возвращении в Камрань множатся по мере того, как американцы успешно разворачивают систему ПРО в Европе и Турции. Надо же России в конце концов, говорили мне в Дананге, иметь козыри на руках.
Так вот в случае с Данангом этот научный термин приобретает буквальный смысл. Если посмотреть на карту, видно, что Дананг, да и Камрань, действительно занимают срединное положение не только во Вьетнаме, но и во всей западной части АТР. Отправная точка, центральный нерв, пуповина огромного континентального пространства от Аляски до Огненной Земли. В стратегическом плане места более удобного отыскать нельзя. Даже если смотреть через океан в сторону Перл-Харбора или Гонолулу.
К тому же отсюда рукой подать до Парасельских островов, предмета вечного спора между Вьетнамом и Китаем. Там, за грядой островов, лежат территории, из-за которых не раз доходило до ссор. Сейчас там на сотне атоллов и коралловых рифов лишь китайские войска и ни одного вьетнамца. Хотя по местным законам Параселы являются одним из уездов Дананга и входят в его состав под названием Хоанша. А чуть южнее – еще более неспокойный архипелаг Спратли. На него кроме СРВ и КНР имеют виды Филиппины, Бруней, Малайзия, Тайвань и другие. В сводках азиатских новостей оба архипелага вот уже десятки лет фигурируют как «очаг напряженности и конфликтов».
В силу своего расположения Дананг испокон веку играл роль магнита, куда неудержимо тянуло иноземцев. Еще до открытия Колумбом Америки в этих широтах хозяйничали китайские и японские пираты, а Дананг представал некоей Тортугой, жившей по законам берегового братства. В XVI веке появились христианские миссионеры. В 1858 году французы вместе с испанцами атаковали порт, но безуспешно. Через 30 лет именно отсюда началась колонизация страны, когда фрегат «Катина» подошел к берегу и открыл огонь из всех орудий. Жорж Буланже, несостоявшийся диктатор Франции, переименовал строптивый город в Туран. Здесь же 8 марта 1965 года высадкой десанта морской пехоты США началась операция «Старлайт». Как писал Роберт Макнамара в своей книге «Взгляд в прошлое», «мы влезли в войну, в которой нам надрали задницу».
Сейчас американцы снова в Дананге, но без оружия. Тихие, как у Грэма Грина, который тоже бывал в этих краях, работая корреспондентом журнала New Republic. Туристов и бизнесменов из США можно видеть в городе и на пляже China beach, на котором загорала и залечивала раны армия Пентагона. Реклама гласит, что местный климат обладает целительной силой. Не зря здесь средняя продолжительность жизни самая высокая во Вьетнаме. Женщины – 75 лет, мужчины – 72. Город объявлен заповедной зоной, где вся природа – для блага человека. Здесь нет крупной промышленности, преобладает сфера услуг. Австралиец Грег Норман, бывший чемпион мира по гольфу, именно здесь выбрал место для своего клуба Great White Shark.
Туристический рай
С перевала Хайван видна живописная бухта в окружении кокосовых пальм. «Райский уголок», – цокают языком попутчики – туристы из Новой Зеландии и Южной Африки. Но этот уголок уже взяли в аренду на 50 лет американцы, будут строить курорт. Рыбацкую деревню, что раскинулась внизу, снесут. Конкуренция на этом рынке, говорили мне в бизнес-центре, огромная. Боюсь, россиянам не потянуть. Хотя попытки были. Например, ИФК «Метрополь» пыталась, но не смогла здесь пустить корни.
Из окон отеля Crown Plaza по ночам открывается чудный вид на ту сторону залива, где у подножья горы Шонча в призрачном свете лазеров стоит 65-метровая статуя богини Куан Ам. В пантеоне богов она значится наравне с Буддой, и ее почитают превыше всех святых. Установили два года назад. Теперь это главная достопримечательность, как статуя Свободы на Гудзоне или Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро. Она так же величаво глядит на суетливый мир, но видит куда больше. По преданию, у нее тысяча глаз. К ней тянутся паломники.
По статистике, Вьетнам ежегодно посещают около 55 тыс. россиян. Это примерно в 100 раз меньше, чем из других стран. В 2011 году общее количество перевалит за 6 млн. Наверное, поэтому Дананг решил осваивать русское направление. Ставится задача перехватить инициативу у Нячанга и Фантхиета. Разработана программа, по которой к 2020 году более 60% городского бюджета будет наполняться за счет доходов от туризма.
Фирма Danang Tourism открыла в Москве свое представительство. Национальная компания Vietnam Airlines ведет переговоры об открытии прямого рейса Москва–Дананг. В перспективе речь идет об открытии чартерных рейсов из городов Сибири и Дальнего Востока, говорил мне начальник отделения МИД СРВ в Дананге Лыонг Минь Сам. Сейчас россияне летают на вьетнамское взморье только через Москву, накручивая лишние тысячи километров.
На переговорах наши бизнесмены не проявили особого энтузиазма. Они жаловались на конкуренцию вьетнамских турфирм, которые сбивают расценки, и на то, что мало информации о Вьетнаме. «К тому же, – говорил один из них, – турист нынче пошел капризный, а персонал Crown Plaza не говорит по-русски и даже по-английски». Уверяю, это не так. С русским языком, конечно, трудновато. С некоторых пор во вьетнамских школах упразднили русский как обязательный предмет. Но по-английски говорят. Уж тем более в ресепшен. Иначе бы не взяли на работу.
Хорошо вышколенный персонал интернационален. Хозяин – китаец, повар – австралиец, главный менеджер – француз, начальник службы безопасности – африканец. По имени Мухаммед Али. Я спросил, не родственник ли знаменитого боксера.
«Нет, – улыбнулся он. – Но вы можете чувствовать себя в полной безопасности».
Дананг–Хошимин–Москва