На границе Ливана с Израилем ныне регулирно проходят демонстрации участников "Хезболлах".
Фото Reuters
Минувшим летом исполнилось пять лет со времени Второй ливанской войны 2006 года. Ее последствия до настоящего времени предопределяют политическую ситуацию на Ближнем Востоке.
Само понятие Вторая ливанская война условно. Под Первой ливанской войной эксперты понимают гражданскую войну в Ливане 1975–1990 годов. В ходе этого конфликта Израиль (1982) и Сирия (1990) ввели войска на ливанскую территорию. Впоследствии сначала Израиль (2000), а затем Сирия (2005) вывели свои войска. Отсутствие сильной государственной власти позволило радикальному исламистскому движению «Хезболлах» создать свое квази-государство в Южном Ливане. Именно против «Хезболлах» израильское правительство Эхуда Ольмерта начало 12 июля 2006 года военную операцию в Южном Ливане.
Но на конфликт сразу прореагировали великие державы. Израиль установил воздушную и морскую блокаду Ливана и стал наносить ракетно-бомбовые удары по всей ливанской территории. Это вызвало негативную реакцию со стороны Франции и Италии. Страны ЕС разработали проект мирного урегулирования, предполагавший: 1) прекращение огня, 2) вывод израильских войск из Южного Ливана, 3) ввод миротворцев ЕС под флагом ООН и 4) последующее разоружение «Хезболлах». 11 августа 2006 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1701, которая закрепила основные положения франко-итальянского мирного проекта. Впервые в истории Израиль столкнулся с прямым противодействием со стороны государств Европейского союза.
Более сложную позицию заняли США. Формально Вашингтон безоговорочно поддерживал Израиль. Но представитель США в СБ ООН не наложил вето на резолюцию 1701. (Хотя правительство Ольмерта выражало озабоченность ее условиями.) Таким образом, Вторая ливанская война продемонстрировала, что интересы Вашингтона и Тель-Авива далеко не тождественны друг другу.
Американо-израильские отношения никогда не были безоблачными. США вместе с СССР первыми признали независимость Израиля в 1948 году. Но в 1950-х годах администрация Дуайта Эйзенхауэра делала ставку не на Израиль, а на монархии Персидского залива и Иран. Вашингтон требовал от Тель-Авива свернуть военную ядерную программу и вывести войска с Синайского полуострова в ходе Суэцкого кризиса 1956 года. Ситуация изменилась только после распада Организации центрального договора (СЕНТО) в 1959 году. Администрация Линдона Джонсона (1963–1968) стала рассматривать Израиль в качестве основного союзника Америки на Ближнем Востоке. По условиям соглашений 1964–1965 годов Вашингтон открыл Тель-Авиву доступ к американской военной технике и косвенно признал его ядерный статус.
После распада СССР интересы США и Израиля начали расходиться. Еще во время «Бури в пустыне» (1991) администрация Джорджа Буша-старшего требовала от Израиля не отвечать на ракетные удары Ирака. В том же 1991-м Вашингтон вынудил Тель-Авив начать ближневосточный мирный процесс по формуле «мир в обмен на территории». В 1995 году администрация Билла Клинтона поддержала соглашение «Осло-2» о выводе израильских войск из Палестинской автономии. В 2003 году администрация Джорджа Буша-младшего разработала известный план «Дорожная карта», предполагавший ликвидацию еврейских поселений к востоку от линии размежевания.
Белый дом также был инициатором проведения в январе 2006-го свободных выборов в Палестине, которые привели к победе движения ХАМАС. Война 2006 года стала только вехой в этом процессе.
Израильской армии приходится интенсивно патрулировать границу с Ливаном. Фото Reuters |
За этим расхождением скрываются серьезные проблемы. США обеспокоены выстраиванием отношений с исламским миром. Монархии Персидского залива – основные поставщики углеводородов в США. Вашингтон стремится сохранить светский характер режимов в арабских странах, в том числе – для сдерживания враждебного ему Ирана. Партнерство с Израилем для американцев важно. Но оно перестает быть ключевым приоритетом американской политики на Ближнем Востоке.
В этом смысле Вторая ливанская война породила ряд новых тенденций для всего Ближнего Востока. Во-первых, итоги войны были восприняты в Израиле как первая в истории военная неудача. Во-вторых, Сирия и Иран почувствовали уязвимость Израиля и стали проводить более наступательную политику. В-третьих, в Тель-Авиве ощутили ненадежность американских гарантий безопасности. В-четвертых, обозначились трения между Израилем и странами ЕС. С 2009 года Евросоюз под руководством Франции пытается выстроить Средиземноморский союз как особую сферу своих приоритетных интересов. Впишется ли в нее Израиль с его независимым и мощным военным потенциалом?
Эти тенденции могут иметь серьезные последствия для всего Ближневосточного региона. Просматриваются три возможных сценария развития событий, каждый из которых может завершиться новым военным столкновением.
Первый вариант будет связан со стремлением израильской элиты взять реванш за неудачу 2006 года. Дело не только в уязвленном самолюбии. Большинство арабских стран не имеют мирного договора с Израилем и не признают его права на существование. Для защиты своих интересов Тель-Авив вынужден демонстрировать высокую степень эффективности своего военного потенциала. Бомбардировка предположительно ядерного объекта Сирии (сентябрь 2007-го) и военная операция в секторе Газа (январь 2009-го) не восстановили военный престиж Израиля. На какую демонстрацию пойдет правительство Биньямина Нетаньяху в случае провала израильско-палестинских переговоров?
Второй вариант – нарастание у израильской элиты чувства тревоги. Дистанцирование США может побудить израильское правительство попытаться подтвердить надежность американских гарантий безопасности. Благоприятным обстоятельством для этого может стать военно-политический кризис на Ближнем Востоке: от нового конфликта в Ливане до эскалации напряженности вокруг ядерной программы Ирана.
Третий вариант – усиление давления на Израиль стран ЕС с целью сокращения его военного потенциала. С 1974 года арабские страны во главе с Египтом выступают за создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке. Во Франции, Италии и отчасти Германии обсуждается возможность активизации этих переговоров. Но реализация такого плана потребует ликвидации ядерного потенциала Израиля. Как поведут себя арабские страны и Иран в случае, если Тель-Авив пойдет на серьезные уступки?
Эти процессы пока находятся в стадии развития, и говорить об их результатах преждевременно. Важнее другое. До середины 2000-х годов Израиль был сильным, но ведомым американцами государством. После Второй ливанской войны интересы Вашингтона и Тель-Авива продолжают медленно, но неумолимо расходиться. Возникает новая реальность: более самостоятельный Израиль, который меньше корректирует свои действия с США. Готовы ли к новой реальности в России – стране, выступающей одним из спонсоров ближневосточного мирного процесса?