В 30-х годах прошлого века лидер национально-освободительного движения Британской Индии, а впоследствии первый премьер-министр независимой республики Джавахарлал Неру писал: «Россия заглянула в будущее и думала только о том, что должно быть, тогда как другие страны лежали, придавленные мертвой хваткой прошлого».
Как и многие другие зарубежные интеллектуалы, сочувствовавшие идее социализма, Неру подпал под влияние умелой советской пропаганды, представлявшей Советский Союз как страну победивших рабочих и крестьян. Впоследствии он избавился от этих иллюзий. Но все равно добрые чувства к нашей стране в послесталинскую эпоху сохранились. И эти чувства разделяли соотечественники премьера, во всяком случае, те из них, кто хотя бы знал грамоту.
Сегодня Индия взаимодействует с совсем другой Россией. Что индийцы говорят и думают о ней? Каков имидж нашей страны в массовом сознании индийцев? На этот вопрос отвечает коллективная монография научных сотрудников Института востоковедения РАН, изданная в нынешнем 2011 году. (Т.Н.Загородникова, В.П.Кашин, Т.Л.Шаумян. Образ России в общественном сознании Индии: прошлое и настоящее. М.: Наука, 2011. – 296 с.)
Книга представляет собой первое в отечественной науке исследование, посвященное особенностям формирования имиджа России в массовом сознании народов Индии в XIX – начале XXI века. Главное внимание авторы уделяют образу России в Индии в последние десятилетия, приданию ему положительных характеристик и насыщению новым содержанием.
В основу работы положены данные опроса 4160 респондентов, представляющих различные группы индийского населения. Опрос проводился осенью 2007 года индийской компанией Advisory Pvt. Ltd. по просьбе инвестиционной компании «Группа САН» и российских партнеров – центра международных проектов «ИМА-ДИАЛОГ» и экспертов Института востоковедения РАН. Согласно полученным материалам, в Индии сохраняется в целом позитивное отношение к России как геополитическому союзнику и стратегическому партнеру, опирающееся на многолетнюю историю дружественных связей и плодотворное сотрудничество наших народов. Вместе с тем Россия воспринимается как страна, утратившая динамичное развитие, что требует от нее концентрации сил по наверстыванию упущенного. Наиболее высокий уровень симпатий и интереса к России проявляет индийская молодежь, наименьший интерес – представители среднего возраста.
В индийском обществе сохраняется высокая оценка российского высшего образования по медицинским и инженерным специальностям. Однако отсутствие адекватной информации о вузовском и послевузовском образовании в России, непонимание ситуации с международным признанием российских дипломов, тревога за личную безопасность учащихся приводят к низкой конкурентоспособности российских учебных заведений на индийском рынке образования.
Многие опрошенные отмечают недостаток общения на уровне контактов граждан двух стран, а также слабое развитие культурного сотрудничества. Современную Россию в представлении индийцев олицетворяют президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр РФ Владимир Путин, а также небольшая группа всемирно известных спортсменов. Отсутствие ярких личностей, способных достойно представлять Россию в пространстве массовой культуры, способствует углублению информационного дефицита.
Развитие коммуникаций на межправительственном уровне, укрепление делового сотрудничества, активизация личных контактов – все это может способствовать росту симпатий к России в индийском обществе и углублению и диверсификации двусторонних отношений в различных сферах. Важную роль в формировании положительного образа России в современной индийской аудитории могут играть экономические и деловые мероприятия, контакты в области науки, технологий и культуры, которые позволят представить Россию в качестве привлекательного партнера для развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в том числе и в приоритетной как для Индии, так и для России области высоких технологий.
Книга включает подборку тематических диаграмм и таблиц. Она предназначена не только для специалистов в области международных отношений, политологии, истории, но и для самого широкого круга читателей.