0
3054
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.05.2011 00:00:00

Внешнее управление или федеративная республика для Киргизии?

Равшан Джеенбеков

Об авторе: Р. Джеенбеков - депутат парламента, государственный советник 2 класса, Чрезвычайный и Полномочный Посол КР, к.п.н., окончил Кыргызский национальный университет, Дипакадемию МИД РФ, Школу управления Слоун, Массачусетский технологический институт США.

Тэги: киргизия


киргизия Большинство населения Киргизии живет за чертой бедности.
Фото Григория Михайлова

Ситуация в Киргизии продолжает оставаться сложной. О процессах в республике корреспонденту «НГ» Виктории ПАНФИЛОВОЙ рассказал депутат парламента Киргизии, один из лидеров партии «Ата-Мекен» Равшан ДЖЕЕНБЕКОВ.

– Международная комиссия по расследованию Ошских событий в июне 2010 года, возглавляемая спецпредставителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии Киммо Кильюненом, 3 мая представила отчет, в котором возложила основную вину за кровопролитие на правительство Киргизии. Насколько объективны выводы комиссии и состоятельны ее рекомендации – в частности, по переименованию Кыргызской Республики в Республику Кыргызстан»?

– Комиссия провела большую работу: скрупулезно зафиксированы факты, проанализирована социальная и экономическая ситуация, учтена историческая роль. Однако некоторые детали ставят под сомнение окончательный ее вывод, а именно то, что во время июньских событий в отношении узбекского меньшинства были совершены «преступления против человечности». В конфликте пострадали как узбеки, так и киргизы. Комиссия в итоговом заключении обвинила тех людей, кто непосредственно работал над решением конфликта, но не уделила должного внимания вопросам превентивных мер, которые должны были обеспечить спецслужбы, обладавшие оперативной информацией. Что же касается рекомендаций, особенно в части переименования страны, то это как-то странно. Название страны «Кыргызская Республика» закреплено в Конституции, и переименование страны в «Республику Кыргызстан» для всех этносов, проживающих здесь, вряд ли поможет решению накопившихся проблем, в том числе межнациональных. Проблема не в названии.

– Многие эксперты утверждают, что в сегодняшнем состоянии Киргизия существовать не может и велика вероятность того, что перейдет под внешнее управление.

– Действительно, сегодня насаждается мнение, что Киргизия не имеет будущего, что как государство не состоялась. И соответственно появились желающие передать Киргизию под внешнее управление или создать федеративную республику из Южной и Северной Киргизии. Для нашей страны и для нашей нации такие оценки, безусловно, обидны и никуда не ведут. Я абсолютно уверен, что новое поколение молодых политиков видит перспективу независимого развития. Киргизы – нация свободолюбивая, гордая, хоть и не богатая, и в критический момент сможет консолидироваться.

– Так ли тяжела экономическая ситуация в республике, как рассказывают граждане Киргизии, приезжающие в Россию на заработки?

– Предательство и неадекватность политических элит разорили и без того не богатую нацию.

Де-факто бюджетный дефицит – около 30 миллиардов сомов (645 миллионов долларов, и это 25–30% от всей расходной части. – «НГ»). Донорская помощь правительству Атамбаева поступила от Турции – 10 миллионов долларов, и еще обещают 10 миллионов долларов, и от России – 30 миллионов долларов. Подана заявка на кредит в Антикризисный фонд ЕврАзЭС на 106 миллионов долларов и в МВФ – 100 миллионов долларов. Китай и США заняли выжидательную позицию. Страна находится под капельницей. Кроме того, граждане Киргизии продолжают выезжать на заработки в Россию, Казахстан, Турцию и даже страны Европы. За последнее время около 300 тысяч этнических киргизов получили российское и казахстанское гражданство.

– Россия, как вы отметили, оказывает экономическую поддержку Киргизии, но новые власти, как и прежние, не выполняют взятые на себя обязательства. Как могли быть израсходованы средства, которые Москва предоставила на поддержку бюджета, и как Бишкек намерен рассчитаться?

– Сегодня Киргизия – одна из наиболее коррумпированных стран в мире. Если прежде в коррупционные схемы были вовлечены члены семьи президента Бакиева, то сегодня коррупция захлестнула все уровни власти, а также политические партии и даже спонсоров этих партий. В этих условиях в Киргизии просто нет политической силы, готовой нести ответственность перед российским руководством за полученные кредиты. Даже при всем желании это сделать невозможно. При этом правительство продолжает делать ставку на российскую помощь вместо того, чтобы активизировать собственные ресурсы, оптимизировать расходную часть бюджета, улучшить администрирование. Киргизское правительство оказалось непрофессиональным и не способно управлять экономикой.

– Какова судьба завода «Дастан», 49% акций которого Бишкек обещал передать РФ? По некоторым данным, госпакет акций предприятия может перейти в другие руки. Получается, что Бишкек ведет двойную игру и заявления о первостепенности отношений с Россией – фикция?

– Вопрос передачи акций завода «Дастан» России до сих пор не решен. Причина в том, что стороны не могут прийти к соглашению по списанию госдолга в обмен на «Дастан». И пока Бишкек и Москва обсуждают этот вопрос, к предприятию приценивается Турция. Насколько мне известно, во время недавнего визита премьер-министра Атамбаева в Анкару этот вопрос обсуждался. Правда, Атамбаев якобы отказал Турции в пользу России. Если это правда, то решение правильное: «Дастан» – военное производство, и без России Киргизия не сможет производить продукцию и реализовывать ее за рубежом.

– А что с другими обещанными Москве проектами: в частности, с созданием военной базы на юге страны, продажей «Газпрому» 75% «Кыргызгаза»? По просачивающейся информации, Бишкек этими же проектами пытается заинтересовать другие страны...

– Это не так. Все названные стратегические объекты правительство намеревается передать российской стороне. Хотя я считаю, что мы, как страна, как нация, должны диверсифицировать свою экономику. Определенную часть передать России, часть – другим партнерам и что-то из прибыльных отраслей оставить себе. Что же касается создания военной базы, то Россия сама приостановила переговоры. Зато НАТО вступила в переговоры с Киргизией о долгосрочном сотрудничестве и перспективах военного присутствия. Первый шаг в этом направлении уже сделан – обсуждается возможность открытия в ближайшее время представительства НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». Не исключено, что в нашей республике появится нечто большее, чем представительство. Я исхожу из того, что глава государства Роза Отунбаева месяца два назад предложила генсеку НАТО Андерсу Фогу Расмуссену создать в Оше или Баткене антитеррористический центр. Но ответа из Брюсселя пока нет.

– Кто наряду с Россией мог бы стать ближайшим партнером Киргизии?

– Я 15 лет состою на государственной службе и точно знаю, что американские и европейские компании в Киргизию не придут. Киргизия не имеет общей границы с Россией, а граница с крупнейшей промышленной державой мира, с Китаем, самая оживленная. Исторически в Киргизии работали российские компании. Но сегодня ситуация меняется. Россия ставку сделала на сотрудничество с политической элитой и меньшее внимание уделяет экономике. На ее место приходят Китай и Турция. Поднебесная со своими огромными ресурсами начинает разработку минеральных месторождений, получила лицензии в горнорудной промышленности, активно торгует. Сегодня основной торговый партнер Киргизии не Россия, а Китай. Турция продвигает идею культурной общности и вкладывается в развитие системы образования, малого и среднего бизнеса. США и Европа сотрудничают с неправительственным сектором в области образования и демократических преобразований. Особую позицию занимает политика Японии, последовательно поддерживающей программы человеческого развития.

– Какими вы сами видите отношения России и Киргизии?

– Отношения России и Киргизии должны выстраиваться на принципах партнерства. Они не должны быть иждивенческими, как сегодня. Наши политики, особенно старшее поколение с советским менталитетом, привыкли чуть что обращаться к Москве. Мы должны перестать бегать в Москву только за тем, чтобы решить краткосрочные проблемы нашей страны. Если Киргизия хочет заслужить доверие, придется научиться не только озвучивать клятвы, заверения и обещания, но и быть готовым их выполнять.

– Являются ли отношения с Россией приоритетными, как об этом заявляют первые лица страны?

– На мой взгляд, это всего лишь политические заявления. Сейчас власть на каждом углу говорит, что Россия – наш единственный стратегический партнер, но ее поступки об этом не свидетельствуют. Например, премьер-министр Атамбаев, находясь в Анкаре, объявил Турцию новым стратегическим партером. О чем думает правительство, делая подобные заявления? Я сторонник прагматичной политики: предлагая партнерство более зажиточным и опытным государствам, нужно понимать последствия своих шагов и делать это открыто. Киргизия сегодня проходит сложный период своего развития, мы вынуждены работать с различными партнерами и опираться на помощь всего мирового сообщества. Россия – один из опытнейших игроков на мировой политической арене и влиятельнейший в Евразии. Говорить, что только Россия – наш стратегический партнер, и пытаться за ее спиной обустраивать свои делишки – как минимум это не этично, не правильно в формате международной политики и не безопасно.

– Приближаются президентские выборы, а с ними, вероятно, новый виток напряженности. В частности, Центризбирком (ЦИК) отказывается признавать новый кодекс о выборах, который разработала группа депутатов. Какие изменения готовятся?

– ЦИК не согласен с некоторыми положениями нового кодекса о выборах. Они хотели бы оставить Избирательный кодекс 2007 года и провести президентские выборы по бакиевским правилам. Но большинство депутатов, которые разработали новый законопроект, настаивают на принятии нового кодекса, способного снизить уровень фальсификации.

– Как скажется на ситуации уже начавшаяся без специального объявления предвыборная кампания ряда политиков?

– Нельзя исключать, что серьезные проблемы могут начаться раньше, чем сами выборы президента. Определенная дестабилизация в Киргизии возможна из-за вмешательства внешних сил во внутриполитические процессы республики, немало сил внутри страны могут оказаться инструментом в чужих руках. Но я надеюсь, что выборы состоятся и мы изберем нового законного президента.

– Кто им может стать?

По сложившейся традиции, если на выборах меньше 40 кандидатов, выборы считаются неудачными. Пять парламентских партий выставят по одному-два кандидата. Достаточно желающих будет и в тех партиях, которые не прошли в парламент. Традиционно борьба развернется между представителями двух кланов – юга и севера. Надеюсь, несколько политиков все-таки смогут выйти за региональные рамки и предложить обществу программу национального уровня.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1376
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
874
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
619
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
862

Другие новости