0
2790
Газета Дипкурьер Интернет-версия

11.04.2011 00:00:00

Обуздать джинна войны

Владимир Котляр

Об авторе: Владимир Семенович Котляр - доктор юридических наук, советник Центра международного права и международной безопасности Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.

Тэги: нато, каддафи, война


нато, каддафи, война Бойцы отрядов ливийской оппозиции спасаются от артиллерийского обстрела.
Фото Reuters

Военная операция, начатая Западом 19 марта 2011 года с объявленной целью остановить массовое применение боевой авиации и тяжелых вооружений режимом Муаммара Каддафи против части ливийского населения, выступившей за его уход от власти и реформы, быстро вышла за рамки резолюции Совета Безопасности ООН 1973. По существу, она переросла в вооруженное вмешательство с целью помочь повстанцам сбросить режим Каддафи, что отнюдь не было предусмотрено Советом Безопасности ООН. Нет в этой резолюции и ни слова о снабжении повстанцев оружием или о высадке морских пехотинцев в помощь им, но эти меры тем не менее оживленно обсуждаются на Западе.

Впечатление о бесконтрольном характере проведения операции усиливается и тем, что начала ее Франция еще до завершения консультаций со своими союзниками, потом одно время ею руководили американцы, а с 31 марта 2011 года – военное командование НАТО. Никто на Западе сейчас понятия не имеет, чем, собственно, закончится эта война – ведь, по оценке Пентагона, военный потенциал вооруженных сил Ливии раз в 15 выше возможностей повстанцев.

Неизвестно и то, кого НАТО хочет привести к власти вместо Каддафи – сейчас как раз идут лихорадочные поиски подходящих фигур из рядов повстанцев. Причем в процессе этих поисков Запад с ужасом обнаружил, что, как и предупреждал Каддафи, среди повстанцев действуют силы, связанные с «Аль-Каидой» или симпатизирующие ей. Зато уже слышны призывы части республиканцев США быстренько подготовиться к проведению такой же операции против правительства Сирии, хотя это правительство и пытается найти общий язык с частью своего населения, требующей политических реформ.

Надо сказать, что отцы-основатели ООН, создавшие Устав этой организации в 1945 году, который поручил Совету Безопасности ООН нести главную ответственность за судьбу международного мира и безопасности и принимать при необходимости с этой целью принудительные меры вплоть до применения силы, предвидели, что в таких случаях СБ ООН должен постоянно контролировать развитие военных действий, начатых во исполнение его решения. Победители в только что закончившейся тогда войне против фашизма – СССР, США, Великобритания, Франция и Китай – не хотели, чтобы, как это хорошо описано в арабских сказках, джинн войны вырвался из бутылки и начал действовать по собственному усмотрению и крушить все вокруг. С этой целью они предусмотрели в Уставе ООН возможность сначала надеть на джинна крепкую узду и лишь после этого выпустить его для исполнения решения СБ ООН.

Именно для этого Устав ООН предусмотрел создание Военно-штабного комитета (ВШК) при СБ ООН, поручив ему руководить военными операциями во исполнение решений СБ ООН и в соответствии с его указаниями (ст. 39–42). По Уставу ВШК подчиняется Совету Безопасности и помогает ему в составлении планов применения вооруженных сил, дает советы и оказывает помощь в отношении всех вопросов, относящихся к военным потребностям совета в деле поддержания международного мира и безопасности, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение, и к командованию ими, а также к регулированию вооружений и к возможному разоружению. ВШК состоит из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей, но по приглашению комитета на временной основе в его работе могут участвовать и другие государства – члены ООН. Он несет ответственность за стратегическое руководство вооруженными силами, предоставленными в распоряжение Совета Безопасности, и может с разрешения совета и после консультаций с надлежащими региональными органами учреждать свои региональные подкомитеты (ст. 46–47).

Для того чтобы Совет Безопасности и его ВШК могли выполнять вышеизложенные функции, Устав обязывает членов ООН предоставлять в распоряжение совета по его требованию необходимые контингенты вооруженных сил, помощь и соответствующие средства обслуживания. С тем чтобы ООН имела возможность предпринимать военные операции в срочном порядке, члены ООН должны держать в состоянии немедленной готовности контингенты национальных ВВС, создаваемые по согласованию с СБ ООН с помощью ВШК (ст. 43–45).

Однако с началом холодной войны завершение создания этой системы было отложено в долгий ящик. Номинально ВШК продолжает существовать и поныне, но с 1945 года он отнюдь не выполнял предписанных ему Уставом функций, превратившись в подобие клуба военных представителей, работающих в составе миссий государств – членов ООН в Нью-Йорке, без каких-либо реальных обязанностей. Предусмотренные ст. 43–45 Устава ООН соглашения о выделении военных контингентов в распоряжение Совета Безопасности так и не были заключены.

Вместо универсальной системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом, возникли две региональные системы – под эгидой НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД). Хельсинкское совещание 1975 года по безопасности и сотрудничеству в Европе и последующее создание ОБСЕ не внесли принципиальных изменений в эту картину, так как ОБСЕ вскоре вообще была отодвинута Западом в сторону. А после 1991 года с исчезновением СССР и ОВД Вашингтон при достаточно широкой (хотя и не стопроцентной) поддержке европейских стран – членов НАТО не только сохранил НАТО как военный блок, но и расширил ее и пытается создать на ее основе квазиуниверсальную систему коллективной безопасности, которая, по замыслу, должна быть альтернативой системе, предусмотренной Уставом ООН, но в отличие от нее будет контролироваться не Советом Безопасности и Военно-штабным комитетом, а Советом НАТО, и прежде всего Вашингтоном.

Создание именно такой НАТО-центристской системы предусматривали стратегические концепции НАТО 1991 года и особенно 1999 года, которые расширили район операций НАТО от регионального (территория членов НАТО в Северной Америке и Западной Европе) до глобального и дали НАТО «право» устранять угрозы международной безопасности и стабильности с применением силы повсюду в мире по собственному усмотрению, с санкции Совета НАТО и независимо от мнения Совета Безопасности.

Но практика осуществления такой политики Вашингтоном и НАТО в Югославии в 1999 году (с многочисленными жертвами среди гражданского населения и с отторжением Косово) и США в Ираке с 2003 года по настоящее время (где до сих пор гибнут люди) вызвала серьезные политические разногласия между США и Европой, недовольной бесцеремонной ковбойской тактикой США. В результате участники Всемирного саммита 2005 года, проведенного в Нью-Йорке во время 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, включили по предложению России в свой Итоговый документ просьбу к Совету Безопасности рассмотреть вопрос о составе, мандате и методах работы Военно-штабного комитета в рамках реформы ООН.

Однако все усилия российской дипломатии за шесть лет этих консультаций реанимировать ВШК наталкиваются на стойкое сопротивление прежде всего со стороны США. Это еще как-то можно было понять во времена Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего, которые отдавали приоритет силовым методам урегулирования конфликтов, им-то было нужно сохранить одностороннее управление Вашингтоном судьбами мира. Но это труднее понять во времена лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы, при котором действительно началось кое-что меняться в Вашингтоне и в НАТО – ведь Обама выступает за «перезагрузку» в отношениях с Россией, за многосторонний подход к решению международных проблем, и, казалось бы, возрождение ВШК как раз и обеспечило бы реальное осуществление такого подхода.

Видимо, развитие событий в Ливии и особенно тот метод, которым Запад, несмотря на разногласия в НАТО, стремится реализовать резолюцию СБ ООН 1973, делают необходимым для России внести в повестку дня следующей сессии Генеральной Ассамблеи ООН отдельным пунктом вопрос о возрождении ВШК. Ведь джинн из арабских сказок может захотеть погулять следующий раз не только по арабскому Магрибу или Ближнему Востоку, и такая возможность беспокоит не одну Россию, поэтому пора готовить узду для него. Хотя Россия не поддержала резолюцию 1973, но она не остановила ее принятие, что Россия и Китай как постоянные члены СБ ООН с правом вето имели право сделать. Тем самым они позволили распечатать ту самую бутылку из арабских сказок, и джинн войны вырвался на свободу. Россия теперь должна нести свою долю ответственности за последствия гульбы джинна по Ливии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1370
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
870
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
617
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
859

Другие новости