Траян Бэсеску считает своим основным приоритетом возвращение Молдавии в Румынию.
Фото Reuters
В нынешнем году Молдавию ожидает очередной тур президентских выборов, в ходе которого депутаты недавно созванного парламента должны будут в очередной раз попытаться избрать главу государства. В начале прошлого десятилетия, когда Молдавия стала парламентской республикой, находившаяся тогда у власти ПКРМ (коммунисты) справлялась с этой миссией, имея в парламенте большинство мандатов. Сегодня ПКРМ, потерпев поражение на парламентских выборах и получив 42 мандата, вынуждена уйти в оппозицию.
Большинство (59 мандатов), хотя и недостаточное для выбора президента, получил «Альянс за европейскую интеграцию». Лидирующая партия альянса – Либерально-демократическая (ЛДПМ), имеющая 32 мандата, сохранила за собой ключевой пост премьер-министра, на который был вновь предложен наиболее влиятельный молдавский политик – Владимир Филат. На президентский пост намерен баллотироваться лидер входящей в альянс Демократической партии (15 мандатов) Мариан Лупу – ныне спикер парламента и и.о. президента. В начале февраля он посетил Москву с двухдневным визитом, результаты которого не нашли сколько-нибудь заметного освещения в российской прессе и были подвергнуты критике частью молдавских СМИ. Далее был намечен его визит в Брюссель – баланс между Востоком и Западом должен быть соблюден.
Третий член альянса – Либеральная партия (12 мандатов), ее лидер – Михай Гимпу известен как наиболее активный сторонник получения «пропуска в Европу» посредством «унии», то есть объединения с Румынией, о чем он недавно заявил в интервью румынской газете Adevarul и что крайне обеспокоило нетитульные национальные группы Молдавии.
В действительности же идея объединения «двух братских народов» близка лишь незначительной части молдавских интеллектуалов, группирующихся вокруг не вошедшей в парламент Христианско-демократической партии, и не получает, согласно опросам общественного мнения, сколько-нибудь серьезной поддержки. Значительно более популярна, особенно в среде молодежи, идея евроинтеграции – за продвижение Молдавии по этому пути в качестве независимого и единого государства высказались 61% опрошенных. 23% респондентов сочли возможным объединение Молдавии с Румынией лишь при условии совместного с ней вступления в Евросоюз. В то же время 72% опрошенных считают необходимым сохранение хороших отношений с Россией.
Таким образом, доминирующей в молдавском обществе остается идея европейской интеграции при сохранении стабильных отношений с Россией прежде всего в экономической сфере, что в конечном счете и определяет основные векторы молдавской внешней политики. Политическое руководство страны не может также не учитывать результатов переписи 2004 года, согласно которым 1/6 часть населения республики считают себя русскими. Что же касается «румынского выбора», то его не поддержат не только русские и украинцы, но и проживающие на юге страны гагаузы и болгары, не говоря уже о том, что он противоречит сложившимся в Европе правовым нормам.
Вопреки всем этим очевидным фактам призывы к объединению «разделенной нации» в последние годы стали все чаще раздаваться из Бухареста. «Румыния и румыны – единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделенным после воссоединения Германии», – публично заявил президент Румынии Траян Бэсеску в июле 2006 года. И уже в 2007 году, после того как Румыния стала членом Евросоюза, началась массовая кампания по выдаче румынских паспортов гражданам Молдавии (во время встречи с тогдашним и.о. президента Михаем Гимпу румынский президент обещал выйти на уровень удовлетворения до 10 тыс. заявлений о предоставлении гражданства ежемесячно). В ответ на обеспокоенность ряда стран Евросоюза возросшим в этой связи числом мигрантов из Молдавии поступили разъяснения: Румыния «возвращает гражданство тем, кто потерял его не по своей воле», «ее действия совместимы с аналогичными действиями других европейских государств», и «поддержка румын за рубежом» теперь будет основным приоритетом румынской внешней политики.
Разъяснению и пропаганде этого «нового приоритета» был посвящен официальный визит румынского президента в Кишинев в январе 2010 года. На предшествовавшей этому событию встрече с дипкорпусом в Бухаресте Бэсеску назвал укрепление взаимоотношений с Молдовой «политическим проектом своей души», что должно было придать предстоящему визиту сентиментальную окраску. К этому были добавлены вполне реальные «презенты» – стомиллионный (в евро) кредит для развития сельской и образовательной инфраструктуры, дальнейшее упрощение процедуры получения румынского гражданства, взаимоподключение транспортных и энергетических систем, а также расширение бесплатных мест для обучения молдавской молодежи в румынских лицеях и университетах.
Когда же речь зашла о правовом упорядочении отношений между Румынией и Молдавией на основе двух основополагающих документов, переговоры о которых велись уже на протяжении полутора десятилетий, – Базового политического договора, аналогичного тому, который был заключен между Россией и Молдавией в 2001 году, и Договора о государственной границе, – обстановка резко изменилась. Отказ от подписания Договора о государственной границе румынский президент объяснил «нежеланием лишний раз подкреплять своей подписью историческую несправедливость в отношении румын при подписании пакта Молотова–Риббентропа» (август 1940). Взамен этого было предложено заключить с Молдавией договор о пограничном режиме. Такого рода соглашение, определяющее порядок прохождения границы между двумя странами, взаимоотношения пограничных ведомств, использование пограничных вод, и было подписано в Бухаресте в ноябре 2010 года.
В развернувшемся после визита Бэсеску обсуждении проблем молдавско-румынских отношений румынской стороной все чаще стал публично употребляться термин «Бессарабия», что не было терминологической оговоркой или случайностью. Как известно, этим термином обозначалась историческая область междуречья Прута и Днестра, ранее неоднократно менявшая свою принадлежность и ставшая после ее передачи Советскому Союзу в августе 1940 года основой территории Молдавской ССР, в которую вошла также и территория нынешнего Приднестровья (созданной в 1924 году Молдавской АССР). Парижским мирным договором 1947 года были закреплены послевоенные границы Румынии по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением румыно-венгерской границы, восстановленной по факту на 1 января 1938 года, то есть до передачи Венгрии северных областей Трансильвании. После распада СССР границы Республики Молдова, включая Приднестровье, были подтверждены при ее вступлении в ООН (2 марта 1992).
Тем не менее сегодня в Румынии по-прежнему раздаются голоса, требующие «ликвидировать историческую несправедливость». По сообщению газеты Romania libera, в марте 2010 года один из известных румынских историков, выступая перед студентами из Молдавии («бессарабскими студентами»), прямо заявил, что для него «существование в междуречье Прута и Днестра независимой от Румынии республики является чудовищным и противоестественным».
Такого рода заявления наносят ущерб характеру отношений Румынии не только с Молдавией, но и с Украиной, за которой были закреплены южная часть Бессарабии (ныне Одесская область) и северная часть Буковины (Черновицкая область). После «удачного» эксперимента в Молдавии паспорта стали раздаваться также и жителям приграничных районов Одесской и Черновицкой областей, хотя, как показывает опыт, такого рода практика не только вызывает протесты Киева, но и легко может обернуться против самой Румынии. Пришедший к власти в Венгрии лидер националистической правоцентристской партии ФИДЕС Виктор Орбан активизировал политику в отношении населенных венграми сопредельных областей Румынии, Словакии, Сербии, и венгерским жителям румынской Трансильвании также стали раздаваться венгерские паспорта. Эта же практика постепенно распространяется и на Закарпатскую область Украины.
Никому не следует забывать: посеешь ветер – пожнешь бурю, и такое развитие событий всегда было опасным для неспокойной Юго-Восточной части Европы. Что же касается Республики Молдова, то, как представляется, ее нынешнее руководство осознает опасность политических заявлений и действий нынешних румынских властей, не только тормозящих процесс приднестровского урегулирования, но и прямо вбивающих клин в развитие отношений Молдавии с Россией.