0
3101
Газета Дипкурьер Интернет-версия

28.02.2011 00:00:00

Цена пропуска в Европу

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - руководитель Центра проблем Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН.

Тэги: молдавия, выборы, президент


молдавия, выборы, президент Траян Бэсеску считает своим основным приоритетом возвращение Молдавии в Румынию.
Фото Reuters

В нынешнем году Молдавию ожидает очередной тур президентских выборов, в ходе которого депутаты недавно созванного парламента должны будут в очередной раз попытаться избрать главу государства. В начале прошлого десятилетия, когда Молдавия стала парламентской республикой, находившаяся тогда у власти ПКРМ (коммунисты) справлялась с этой миссией, имея в парламенте большинство мандатов. Сегодня ПКРМ, потерпев поражение на парламентских выборах и получив 42 мандата, вынуждена уйти в оппозицию.

Большинство (59 мандатов), хотя и недостаточное для выбора президента, получил «Альянс за европейскую интеграцию». Лидирующая партия альянса – Либерально-демократическая (ЛДПМ), имеющая 32 мандата, сохранила за собой ключевой пост премьер-министра, на который был вновь предложен наиболее влиятельный молдавский политик – Владимир Филат. На президентский пост намерен баллотироваться лидер входящей в альянс Демократической партии (15 мандатов) Мариан Лупу – ныне спикер парламента и и.о. президента. В начале февраля он посетил Москву с двухдневным визитом, результаты которого не нашли сколько-нибудь заметного освещения в российской прессе и были подвергнуты критике частью молдавских СМИ. Далее был намечен его визит в Брюссель – баланс между Востоком и Западом должен быть соблюден.

Третий член альянса – Либеральная партия (12 мандатов), ее лидер – Михай Гимпу известен как наиболее активный сторонник получения «пропуска в Европу» посредством «унии», то есть объединения с Румынией, о чем он недавно заявил в интервью румынской газете Adevarul и что крайне обеспокоило нетитульные национальные группы Молдавии.

В действительности же идея объединения «двух братских народов» близка лишь незначительной части молдавских интеллектуалов, группирующихся вокруг не вошедшей в парламент Христианско-демократической партии, и не получает, согласно опросам общественного мнения, сколько-нибудь серьезной поддержки. Значительно более популярна, особенно в среде молодежи, идея евроинтеграции – за продвижение Молдавии по этому пути в качестве независимого и единого государства высказались 61% опрошенных. 23% респондентов сочли возможным объединение Молдавии с Румынией лишь при условии совместного с ней вступления в Евросоюз. В то же время 72% опрошенных считают необходимым сохранение хороших отношений с Россией.

Таким образом, доминирующей в молдавском обществе остается идея европейской интеграции при сохранении стабильных отношений с Россией прежде всего в экономической сфере, что в конечном счете и определяет основные векторы молдавской внешней политики. Политическое руководство страны не может также не учитывать результатов переписи 2004 года, согласно которым 1/6 часть населения республики считают себя русскими. Что же касается «румынского выбора», то его не поддержат не только русские и украинцы, но и проживающие на юге страны гагаузы и болгары, не говоря уже о том, что он противоречит сложившимся в Европе правовым нормам.

Вопреки всем этим очевидным фактам призывы к объединению «разделенной нации» в последние годы стали все чаще раздаваться из Бухареста. «Румыния и румыны – единственная страна, единственный народ, оставшийся в Европе разделенным после воссоединения Германии», – публично заявил президент Румынии Траян Бэсеску в июле 2006 года. И уже в 2007 году, после того как Румыния стала членом Евросоюза, началась массовая кампания по выдаче румынских паспортов гражданам Молдавии (во время встречи с тогдашним и.о. президента Михаем Гимпу румынский президент обещал выйти на уровень удовлетворения до 10 тыс. заявлений о предоставлении гражданства ежемесячно). В ответ на обеспокоенность ряда стран Евросоюза возросшим в этой связи числом мигрантов из Молдавии поступили разъяснения: Румыния «возвращает гражданство тем, кто потерял его не по своей воле», «ее действия совместимы с аналогичными действиями других европейских государств», и «поддержка румын за рубежом» теперь будет основным приоритетом румынской внешней политики.

Разъяснению и пропаганде этого «нового приоритета» был посвящен официальный визит румынского президента в Кишинев в январе 2010 года. На предшествовавшей этому событию встрече с дипкорпусом в Бухаресте Бэсеску назвал укрепление взаимоотношений с Молдовой «политическим проектом своей души», что должно было придать предстоящему визиту сентиментальную окраску. К этому были добавлены вполне реальные «презенты» – стомиллионный (в евро) кредит для развития сельской и образовательной инфраструктуры, дальнейшее упрощение процедуры получения румынского гражданства, взаимоподключение транспортных и энергетических систем, а также расширение бесплатных мест для обучения молдавской молодежи в румынских лицеях и университетах.

Когда же речь зашла о правовом упорядочении отношений между Румынией и Молдавией на основе двух основополагающих документов, переговоры о которых велись уже на протяжении полутора десятилетий, – Базового политического договора, аналогичного тому, который был заключен между Россией и Молдавией в 2001 году, и Договора о государственной границе, – обстановка резко изменилась. Отказ от подписания Договора о государственной границе румынский президент объяснил «нежеланием лишний раз подкреплять своей подписью историческую несправедливость в отношении румын при подписании пакта Молотова–Риббентропа» (август 1940). Взамен этого было предложено заключить с Молдавией договор о пограничном режиме. Такого рода соглашение, определяющее порядок прохождения границы между двумя странами, взаимоотношения пограничных ведомств, использование пограничных вод, и было подписано в Бухаресте в ноябре 2010 года.

В развернувшемся после визита Бэсеску обсуждении проблем молдавско-румынских отношений румынской стороной все чаще стал публично употребляться термин «Бессарабия», что не было терминологической оговоркой или случайностью. Как известно, этим термином обозначалась историческая область междуречья Прута и Днестра, ранее неоднократно менявшая свою принадлежность и ставшая после ее передачи Советскому Союзу в августе 1940 года основой территории Молдавской ССР, в которую вошла также и территория нынешнего Приднестровья (созданной в 1924 году Молдавской АССР). Парижским мирным договором 1947 года были закреплены послевоенные границы Румынии по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением румыно-венгерской границы, восстановленной по факту на 1 января 1938 года, то есть до передачи Венгрии северных областей Трансильвании. После распада СССР границы Республики Молдова, включая Приднестровье, были подтверждены при ее вступлении в ООН (2 марта 1992).

Тем не менее сегодня в Румынии по-прежнему раздаются голоса, требующие «ликвидировать историческую несправедливость». По сообщению газеты Romania libera, в марте 2010 года один из известных румынских историков, выступая перед студентами из Молдавии («бессарабскими студентами»), прямо заявил, что для него «существование в междуречье Прута и Днестра независимой от Румынии республики является чудовищным и противоестественным».

Такого рода заявления наносят ущерб характеру отношений Румынии не только с Молдавией, но и с Украиной, за которой были закреплены южная часть Бессарабии (ныне Одесская область) и северная часть Буковины (Черновицкая область). После «удачного» эксперимента в Молдавии паспорта стали раздаваться также и жителям приграничных районов Одесской и Черновицкой областей, хотя, как показывает опыт, такого рода практика не только вызывает протесты Киева, но и легко может обернуться против самой Румынии. Пришедший к власти в Венгрии лидер националистической правоцентристской партии ФИДЕС Виктор Орбан активизировал политику в отношении населенных венграми сопредельных областей Румынии, Словакии, Сербии, и венгерским жителям румынской Трансильвании также стали раздаваться венгерские паспорта. Эта же практика постепенно распространяется и на Закарпатскую область Украины.

Никому не следует забывать: посеешь ветер – пожнешь бурю, и такое развитие событий всегда было опасным для неспокойной Юго-Восточной части Европы. Что же касается Республики Молдова, то, как представляется, ее нынешнее руководство осознает опасность политических заявлений и действий нынешних румынских властей, не только тормозящих процесс приднестровского урегулирования, но и прямо вбивающих клин в развитие отношений Молдавии с Россией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
379
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
442
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
304
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
329

Другие новости