Активную поддержку армии непризнанной ТРСК оказывает Турция.
Фото автора
«Вы входите на территорию суверенного государства», «ТРСК навсегда». Такими надписями приветствует вас пограничный пост Ledras Palas на пересечении разделительной линии между югом и севером Кипра в Никосии. Пограничники – приветливые люди, но паспорт смотрят внимательно. У коллеги из Белоруссии обнаружили, что срок действия документа запредельный – до 2063 года. Улыбнулись. И пропустили. Они проставляют штамп в визовый бланк с шапкой «Турецкая Республика Северного Кипра» (ТРСК), в котором вы указываете фамилию, имя и номер своего паспорта. Никаких вопросов о цели пребывания. Вот и все – вы на территории непризнанной никем, кроме Турции, ТРСК.
Заходим с юга
Я был тут, на севере разделенного в 1974 году острова, два года назад. Тогда непредусмотрительно позволил пограничнику ТРСК поставить штамп о въезде в свой паспорт в аэропорту Никосии, который находится на занятой турками части острова. Как говорят греки-киприоты, этот столичный аэропорт сейчас «под военной оккупацией Турции». Данной формулировки Республики Кипр (РК), признанного всем миром государства, юрисдикция которого простирается на южную, греческую часть острова, достаточно, чтобы в Никосию не было прямых рейсов из ведущих международных аэропортов. А путешественнику, получившему, как и я, штамп в этой воздушной гавани, в случае последующих визитов в РК придется объясняться с консулом Кипра. И лучше сделать это до вылета в Ларнаку, аэропорт южан. Иначе могут возникнуть проблемы на границе.
Консула РК в Москве удовлетворило объяснение, что в 2008 году я был на Северном Кипре как журналист, а люди нашей профессии где только не бывают, и он поставил жирное CANCELLED («ОТМЕНЕНО») поверх турецко-кипрских штампиков о въезде и выезде. Но лучше этот опыт не повторять.
Через аэропорт Никосии или любой другой порт на Кипр вольны въезжать только сами граждане острова либо граждане ЕС. С 2004 года РК входит в Евросоюз. Но действие норм и законов ЕС для населенной турками-киприотами северной части острова пока заморожено – до урегулирования проблемы воссоединения.
Когда она будет снята – вопрос почти риторический. Как говорит мой старый знакомый, экс-лидер турко-кипрской общины Мехмет Али Талат, это один из самых застарелых конфликтов, и справиться с ним будет нелегко.
– Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман в прошлом году заявил, что мирное урегулирование с палестинцами «недостижимо – ни через год, ни через поколение». А сколько времени нужно Кипру? – спрашиваю я Талата.
– Если оставить проблему Либерману, то ее не решить никогда. Решить вопрос может лишь тот, кто хочет это сделать.
Политик торопит. По его мнению, время работает против тех людей в обеих общинах, кто желает воссоединения острова, хотя больше, конечно, против турок-киприотов. «Переговоры в Женеве в конце января с.г. показали, что процесс поиска решения по объединению потерял динамику. Генсек ООН не смог даже назвать дату следующего саммита и не заявил, нужен ли он вообще, – сетует Талат. – На мой взгляд, Пан Ги Мун вежливо предупредил стороны. О застое в переговорах, правда, не объявлено. И пока это вряд ли произойдет». По мнению собеседника «НГ», который не исключает полностью своего возвращения во власть, ООН предпримет новые попытки сблизить позиции лидеров общин – грека-киприота Димитриса Христофиаса и турка-киприота Дервиша Эроглу – после парламентских выборов в Турции 12 июня этого года и аналогичного голосования в Республике Кипр (оно назначено на май). В предвыборной ситуации, как известно, усиливаются националистические настроения, и политикам сложно идти на компромиссы. Еще одна важная дата в этом потенциальном окне для переговоров – июнь 2012 года, когда председательство в Евросоюзе перейдет к РК.
Морковка для Анкары
Наблюдатели сходятся во мнении, что определяющую роль в исходе переговоров может сыграть фактор стремления Турции в ЕС. В европейские двери Анкара стучится уже больше 40 лет. Пока безуспешно. Считается, что ведущие страны Евросоюза, которые уже столкнулись с проблемами из-за большого числа мусульман, в том числе турок, в своих странах (речь о Франции и ФРГ), не хотят видеть Турцию в своей семье. Однако европейцы, вероятно, будут подталкивать Анкару, чтобы та способствовала кипрскому урегулированию, размахивая перед ней морковкой потенциального вступления в ЕС. А в силе экономического рычага Анкары на ТРСК, которой Турция наполняет чуть ли не половину бюджета, сомневаться вряд ли приходится.
В свою очередь, Талат считает, главную проблему создает взаимная враждебность политических элит общин. Вопрос в том, как туркам-киприотам и грекам-киприотам поделить власть в будущем федеративном, двухзональном, двухобщинном государстве.
Как и два года назад, когда Талат вел переговоры с греческим коллегой Тассосом Пападопулосом, политические элиты по-прежнему не доверяют друг другу.
У проблемы объединения есть также важное экономическое измерение. Интересно, что в результате вторжения Турции на Кипр в ответ на путч 12 июля 1974 года было оккупировано 32,6% территории острова. Это были земли, обеспечивавшие 70% экономического потенциала страны. В том числе было потеряно 60% отелей. Это подтолкнуло греков-киприотов к поиску новых источников дохода помимо экспорта продуктов сельского хозяйства и минерального сырья. В итоге РК сделала рывок в развитии сектора услуг – юридических, аудиторских, банковских, риелторских и др. Сейчас свыше 60% ВВП обеспечивают именно услуги, включая туризм. Для сравнения: сельское хозяйство дает 2%, 7–8% – строительство, транспорт и коммуникации, производство. Удалось ли бы Кипру достичь нынешних показателей, не случись той вынужденной перестройки экономики?
Линия раздела на Кипре проходит прямо по столице Никосия. Фото автора |
Экономика воссоединения
У истории, как известно, нет сослагательного наклонения. А вот о том, что дало бы воссоединение острова в экономическом плане, вполне целесообразно рассуждать. Директор компании Toros Ltd турок-киприот Фикри Торос смотрит на будущее сквозь призму проблем, с которыми он и другие бизнесмены на севере сталкиваются сейчас. Поскольку ТРСК – незаконное образование, местным компаниям приходится регистрироваться в Турции и проводить все финансовые операции через эту страну либо с помощью офшорных компаний за рубежом. В итоге теряются конкурентные преимущества. Туристы, которые могли бы прилететь в Никосию прямыми рейсами, вынуждены добираться либо через Ларнаку на юге, либо лететь с пересадкой в Стамбуле. Кроме того, из-за экономической изоляции ТРСК чинятся серьезные препятствия экспорту продукции, произведенной северянами. Не менее острый вопрос – права собственности: по словам Тороса, 82% недвижимости на севере ранее принадлежало грекам-киприотам. Сейчас эти дома и иные объекты считаются спорными и нелегальными. Их продажа может привести к судебным искам со стороны прежних владельцев. Торос уверяет, что объединение острова было бы экономически выгодно не только северянам, так как сняло бы указанные проблемы, но и южанам. Ведь воссоединение увеличило бы поток туристов вдвое – до 3,5–4 млн. человек. Больше стало бы и желающих приобрести недвижимость.
Возможно, эти ожидания выглядят завышенными. Северный Кипр – это нечто сюрреальное в плане экономики и финансов. В Кирении, городе на северной оконечности острова, турки-киприоты привели нам невероятную статистику: реальный ВВП на душу населения в ТРСК составляет 10 тыс. долл. С 1998 по 2007 год экономика там росла темпами, которым позавидовал бы Китай, – около 20% в год. Правда, в последние годы из-за глобального кризиса она просела наполовину. Для сравнения: ежегодный прирост в РК составлял меньше 4%.
Отметим, что официально в РК тоже признают экономические выгоды от объединения. Так, президент Торговой палаты Кипра Мантос Мавромматис в интервью «НГ» заявил: «Разрешение проблемы оказало бы положительное воздействие на экономику обеих частей острова». Он привел статистику по торговле через «зеленую линию»: в течение года греки-киприоты приобрели у турок товаров на 6 млн. евро. Речь идет о товарах сельского хозяйства и продукции, произведенной на севере, со значительной добавленной стоимостью. В свою очередь, турки-киприоты приобрели, по этой официальной статистике, у южан товаров на 1 млн. евро. Однако Мавромматис признает, что это лишь цифры товарооборота компаний; частные лица, проживающие на севере, принесли гораздо больше выгоды южанам: у них более широкий выбор товаров по более доступным ценам, ведь здесь работают крупные сети – Carrefour, IKEA. «Экономические отношения только укрепятся, если проблема воссоединения решится», – уверен собеседник «НГ».
В то же время Мавромматис сомневается в том, что де-факто власти на севере руководствуются в первую очередь экономическими соображениями и благом своего народа. Так, нормы ЕС позволяют РК ввозить на север через «зеленую линию» автомобили, импортированные, скажем, из ФРГ. Но власти ТРСК настаивают, чтобы ввоз продукции шел через Фамагусту или другие порты на севере. В экономическом плане туркам-киприотам это невыгодно, но такие поставки якобы дают им основания говорить о политическом признании.
«Знаю, что некоторые греки-киприоты скажут: объединение сулит им убытки. Мы в ТПП с этим не согласны. Два важных сектора экономики – туризм и недвижимость – сильно пострадали от глобального кризиса в последние три года. Они больше всего выиграют от решения проблемы, ведь объединенный Кипр будет гораздо более привлекательным товаром для иностранных туристов, а также снимет сомнения по поводу политической неопределенности на острове. Вырастет в цене и недвижимость, так как большое число европейцев хотят приобрести домики для отдыха в Средиземноморье, но боятся ехать на Кипр из-за политического разделения. Также урегулирование ситуации позволит всему острову вести дела с Турцией. Для Турции же объединенный Кипр мог бы стать чем-то вроде того, чем он является сейчас для России – воротами для иностранных инвесторов в саму страну», – заключает Мавромматис. По его словам, главная проблема – не экономическая, все дело в политике и безопасности.
«Мы боимся их. Они боятся нас»
Турко-кипрская община хочет чувствовать себя в безопасности в новой обстановке и опасается греков-киприотов. По статистике на декабрь 2008 года, население всего острова насчитывало 885 тыс. человек, из которых 75,5% принадлежали к греко-кипрской общине, 10% – турки-киприоты, остальные – постоянно проживающие на Кипре иностранцы. С другой стороны, греки-киприоты опасаются Турции, мощной страны, которая держит на острове 43-тысячное войско, оснащенное современным вооружением. Парадоксально, но страна, входящая в ЕС, боится военного вторжения государства, стремящегося в этот блок, да еще и члена НАТО – Турции.
Журналист и автор нескольких книг по данному конфликту, грек-киприот Макариос Друсьотис резюмирует: «Мы боимся их. Они боятся нас. Это порочный круг». Эксперт полагает, что стороны вышли на рубеж, «когда надо наконец разрулить ситуацию».
Очевидно, что воссоединение Кипра было бы выгодно и остальным странам. Это сулит блага не только туристам и риелторам.
Китай, например, строит большие планы по инвестированию в страну. Говорят, что он обратился к РК с просьбой разрешить открыть крокодиловую ферму, попросив под нее┘ треть территории острова. Поднебесной отказали. Но китайцы наверняка придумают новые проекты. А с учетом их размаха расширение территории государства сразу на треть явно бы не помешало.
Никосия–Кирения–Ларнака