При всей внешней новизне политики Виктора Януковича ее содержание осталось прежним.
Фото РИА Новости
В феврале исполнится год с момента вступления в должность президента Виктора Януковича. Срок достаточный, чтобы подвести первые итоги его правления.
Восстановление государственной власти
После победы на президентских выборах Виктор Янукович положил конец соперничеству между президентом, Верховной Радой и администрацией, восстановил вертикаль государственной власти. Однако президент не остановился на достигнутом. В короткое время управляемость и стабильность трансформировались в концентрацию власти с последующим установлением единоличного правления.
Янукович привнес в украинскую политику стабильность, а вместе с ней и усиление финансово-промышленных групп, чьи представители входят в Партию регионов. Подобный перекос в сторону региональных бизнес-структур при установлении контроля над судебной системой и Верховной Радой сделал президента единовластным хозяином в стране, одновременно повысив вероятность принятия решений в интересах узкой группы лиц. Кроме того, Янукович должен быть готов к тому, с чем сталкивался Леонид Кучма, – возрастанию роли закулисных договоренностей и усилению административных рычагов при решении внутренних проблем.
По итогам выборов в местные органы власти 31 октября президент и Партия регионов установили контроль над большинством областных советов. При этом Виктор Янукович столкнулся с усилением в западных областях радикальных настроений, которые могут стать центром нового движения к переустройству государства. Но это лишь в перспективе. Пока президент устранил с политической арены оппозицию, раздробив ее на части, уменьшил роль политических партий и превратил парламент в придаток исполнительной власти. Ключевую роль стала играть администрация президента, а правительство из центра разработки экономической политики превратилось в технический орган, выступающий проводником президентских инициатив.
По пути Кучмы
Виктор Янукович повторяет стиль и методы правления Леонида Кучмы, который выступал в качестве единственного арбитра в разрешении политических и экономических конфликтов. Чтобы этого добиться, Янукович инициировал возвращение полномочий, которые предоставляла Конституция в редакции 1996 года. Президент выбрал для этого наиболее короткий и политически безопасный вариант. Стремительный натиск на судебную систему дал свои результаты. В конце сентября 2010 года Конституционный суд Украины (КСУ) отменил закон о политической реформе, вернув стране Конституцию 1996 года. Украина вновь стала президентской республикой, в которой глава государства обладает практически неограниченными полномочиями. Янукович фактически стал главой исполнительной власти и вышел из-под контроля Верховной Рады.
Решение КСУ было принято с грубейшими нарушениями законодательства. Их суть сводится к тому, что нельзя отменить закон, который стал частью «тела» Конституции. Еще в феврале 2008 года Конституционный суд признал, что после принятия закон становится неотъемлемой частью Конституции. Однако в 2010 году в Украине изменилась политическая ситуация, а вместе с ней и позиция КСУ. В итоге все то, за что боролась оппозиция в 2004 году, было отправлено в архив за ненадобностью.
Возврат к Конституции в редакции 1996 года сделал президента ключевой фигурой в поддержании политической стабильности и принятии компромиссных решений между финансово-промышленными группами. Последние заинтересованы в консервации сложившейся экономической модели, при которой регионы практически не имеют рычагов отстаивания своих интересов и становятся заложниками интересов крупного бизнеса. Именно в этом стоит искать ответ на заявления Януковича о необходимости сохранения унитарной модели Украины и несвоевременности федерализации страны, о чем представители Партии регионов много рассуждали до президентских выборов.
Оранжевый оттенок внешней политики
При сравнении внешней политики Виктора Ющенко и Виктора Януковича очевидно, что новый президент не слишком далеко отошел от курса своего предшественника. Изменилась риторика, расширилась география визитов, но цели внешней политики Украины остались прежними. Виктор Янукович не торопится пересматривать внешнюю политику, которая на протяжении последних двадцати лет приобрела четкую направленность. Так, при новом президенте сотрудничество с НАТО развивалось в рамках годовой программы евро-атлантической интеграции. Была сохранена Хартия о стратегическом партнерстве с США, предусматривающая вступление Украины в НАТО. В свою очередь, альянс, видя преемственность внешнеполитического курса, по-прежнему рассматривает Киев наряду с Грузией в качестве потенциального члена организации. Помимо этого Украина поддержала развитие сотрудничества в рамках ГУАМ, а все разговоры о ЕЭП вызывали в Украине неприятие.
Значительные усилия президента были сосредоточены на европейском направлении. Янукович может записать себе в актив подписание плана действий о введении безвизового режима с ЕС, присоединение к Энергетическому сообществу. Президент инициировал подписание соглашения об ассоциированном членстве с ЕС, а также стремился добиться прогресса при формировании зоны свободной торговли. Однако главное заключается в том, что новый президент стал для ЕС предсказуемым партнером с четко очерченным вектором внешней политики.
В середине 2010 года был принят закон о внутренней и внешней политике, в котором зафиксирован внеблоковый статус Украины. Сторонники налаживания российско-украинских отношений возлагали на него большие надежды. Однако он не внес кардинальных изменений во внешнюю политику Украины, поскольку не наполнен реальным содержанием. Данный документ нужен был украинскому президенту, чтобы успокоить общественное мнение внутри страны, главным образом – на Востоке.
МВФ заменил украинское правительство
Пока Янукович устраивает западные страны, которые через МВФ основательно втянули Украину в экономическую зависимость от внешних источников финансирования. Сегодня МВФ формирует украинскую экономическую политику, определяя, какими должны быть цены на газ для населения, пенсионный возраст. Под давлением МВФ президент и правительство пошли на урезание расходов бюджета 2011 года, повышение внутренних цен на коммунальные услуги, начали налоговую и пенсионную реформы. Подобное сотрудничество значительно ограничило экономическую независимость, а с ней и политическую самостоятельность украинского руководства.
В ближайшие годы Янукович будет вынужден сохранить практику новых займов и кредитов, поскольку главной проблемой для украинской экономики является отсутствие устойчивых источников экономического роста. Экспортная направленность украинской экономики при изношенности промышленного оборудования не может рассматриваться в качестве долгосрочных источников пополнения дефицитного бюджета, что потребует привлечения новых кредитов.
Российский вектор
Одним из положительных моментов правления Януковича стала нормализация российско-украинских отношений. Подписание документа о продлении базирования ЧФ РФ в обмен на снижение цены на газ дало повод для появления различных прогнозов о придании отношениям двух стран характера стратегического партнерства.
Между тем уступчивость украинской стороны была продиктована экономическими трудностями, которые и определили внешнеполитические шаги Украины. В первые месяцы после прихода к власти в «наследство» Януковичу досталась пустая казна и перспективы роста цены на российский газ. Подорожание газа могло добить украинские металлургию и химическую промышленность. Единственным выходом для украинских властей предотвратить коллапс промышленности было получение значительной скидки на российский газ. В итоге подписанное соглашение, ожидаемое и приветствуемое российской стороной, в значительной степени было вынужденным шагом Киева. Этим объясняется, что все последующие договоренности и личные встречи президентов не привели к качественному улучшению двусторонних отношений. Реализация совместных проектов продвигается медленно и сталкивается с трудностями.
Год правления Виктора Януковича показал стиль руководства при решении внутренних проблем и приоритеты его внешней политики. По этой причине проявляемая периодическая готовность Украины к сотрудничеству и кооперации с Россией будет определяться кризисными ситуациями и экономической безысходностью, а не политической заинтересованностью к восстановлению разорванных связей.