У Дилмы Руссеф пока медовый месяц с властью.
Фото Reuters
Месяц назад в крупнейшей латиноамериканской стране – Бразилии – имело место знаковое событие. 1 января, когда россияне еще отходили от ночного празднования, в должность президента вступила Дилма Руссеф. Женщина на посту главы государства – такое произошло впервые в истории поднимающегося гиганта, чье население превышает 200 млн. человек.
Но особенность произошедшего заключалась и в том, что в трех государствах континента у штурвала власти одновременно оказались женщины-политики. Это уникальный случай для региона, где до относительно недавнего времени безраздельно господствовал так называемый мачизм, мужской шовинизм. Рассказ о героинях нашего повествования начнем с тех, кто сегодня взял на себя груз государственного управления. Принимая во внимание специфику жанра, ограничимся лишь штрихами к портретам.
Троица на вершинах
Бойкие авторы сразу же заговорили о восточноевропейском следе в бразильской политике. Действительно, Дилма появилась на свет от брака болгарского эмигранта-коммуниста с местной жительницей, учительницей средней школы. Имя матери унаследовала дочь. Это человек непростой судьбы. Она участвовала в вооруженном сопротивлении военному режиму, три года отсидела в тюрьме, подверглась пыткам. Выйдя из заключения, продолжила учебу, получила второе высшее образование, пересмотрела некоторые свои взгляды, вступила в правящую Партию трудящихся. Со временем стала членом кабинета, занимала пост министра энергетики, являлась членом совета директоров нефтяной компании «Петробраз», руководителем президентской администрации. Повсюду она прекрасно себя зарекомендовала.
20 февраля 2010 года IV съезд партии выдвинул Дилму Руссеф кандидатом на выборах главы государства. Основным соперником являлся кандидат от центристской партии Жозе Серра, вторично пытавшийся взять вершину власти. Казалось, что успех Руссеф был заведомо предопределен, поскольку она опиралась на впечатляющие достижения правительства. Но карты спутала другая женщина-политик – Марина Силва. Она ранее была министром экологии, позднее в знак несогласия со многими аспектами деятельности правительства подала в отставку, создала Партию зеленых и выдвинула свою кандидатуру от этой организации.
Это обстоятельство сделало неизбежным второй тур, в котором победила Дилма Руссеф. Заручившись поддержкой 56% избирателей, она завоевала право стать хозяйкой президентского дворца до конца 2014 года. Руссеф недавно перенесла хирургическую операцию, но вскоре вернулась к работе. Это мужественная женщина, ее называют «железной леди» Бразилии. Она разведена, воспитывает дочь.
В славящейся демократическими традициями Коста-Рике, находящейся в Центральной Америке, тоже впервые на вершине пирамиды власти оказалась женщина – Лаура Чинчилья. Она была выдвинута правящей партией «Национальное освобождение» и одержала убедительную победу, можно даже сказать, добилась триумфа на выборах 7 февраля 2010 года, одолев шесть соперников-мужчин. Она заручилась поддержкой 46,7% избирателей, идущий вслед за ней претендент набрал лишь 25,1% голосов. Второй тур не понадобился. На первичных выборах в рамках своей партии ей удалось взять верх над двумя соперниками.
Лаура Чинчилья приступила к исполнению обязанностей 8 мая. Она политолог, окончила Государственный университет Коста-Рики и Джорджтаунский университет (США), много лет преподавала в высших учебных заведениях. Чинчилья накопила управленческий опыт, избиралась депутатом парламента, вице-президентом страны, занимала пост министра юстиции. Разумеется, немалую роль в симпатиях электората сыграл гендерный фактор.
Более длительное время находится у руля государственного управления президент Аргентины Кристина Фернандес. Она юрист по образованию, окончила престижный университет в Буэнос-Айресе. В студенческие годы вступила в молодежную организацию влиятельной Хустисиалистской (перонистской) партии. Ее политическая карьера началась в конце 80-х годов. Она рано засверкала на общенациональной политической арене, избиралась сенатором от провинции Санта-Крус. В парламенте зарекомендовала себя последовательным борцом за права человека и равноправие женщин.
Звездным часом Кристины стал 2005 год. Тогда на выборах в Сенат от провинции Буэнос-Айрес она обошла грозную соперницу Хильду Гонсалес, спутницу жизни временного президента Нестора Дуальде (2002–2003 годы). Американский журнал Time, публикуя материал о Кристине Фернандес, назвал ее латиноамериканской Хиллари Клинтон. Билборды с изображением двух дам красовались повсюду. Все это завершилось убедительной, ни у кого не вызвавшей сомнений победой в первом же туре.
Вот и в нынешнем году по истечении четырехлетнего мандата она намерена баллотироваться вновь, согласно опросам общественного мнения, имеет неплохие шансы на успех. В этой же гонке примет участие и давняя соперница Элиза Каррио, жаждущая взять реванш за предыдущее поражение. Недаром эта страна считается своеобразным лидером по числу женщин, игравших немалую роль в политической жизни. Эта традиция, судя по всему, не прервется.
Лаура Чинчилья (слева) и Кристина Фернандес – женщины-президенты. Фото с сайта президента Коста-Рики |
Экскурс в недавнее прошлое
Аргентина является своеобразным пионером продвижения женщин в большую политику. Неимоверной популярностью в 50-е годы XX столетия пользовалась Эва Дуарте, супруга легендарного Хуана Доминго Перона, основателя и лидера Хустисиалистской партии, дважды избиравшегося президентом. Эвита, так ее ласково называли простые люди, помогала мужу, играла огромную роль в общественно-политической жизни, мобилизуя население на поддержку начинаний власти. Ее смерть в молодом возрасте повергла народ в траур, похороны превратились в манифестацию признательности и любви к ней. Анализу этого феномена посвящено немалое количество произведений, принадлежащих в том числе перу российских авторов. Третья жена Перона Исабель Мартинес являлась вице-президентом, после кончины мужа в 1974 году стала главой государства. В марте 1976 года ее свергли военные.
Аргентина не исключение. В Боливии, являвшейся своеобразным чемпионом континента по числу переворотов, с ноября 1979 по июль 1980 года пост главы государства занимала Лидия Гейлер Техада. Она вступила в должность в момент острого политического кризиса, будучи председателем нижней палаты парламента. На Гаити в 1990 году временно из рук военных получила власть Эрта Паскуаль Труильо. При ней были подготовлены условия для проведения первых в истории страны демократических выборов. Были и курьезные ситуации. Так, например, Росалия Артеага находилась у власти в Эквадоре всего шесть дней после смещения в 1997 году главы государства Абдалы Букарама.
В Панаме, расположенной на перешейке, связывающем Северную и Южную Америки, президентом впервые в истории этой страны в 1999 году со второй попытки была избрана женщина. Это была Мирея Москосо, вдова экс-президента Арнульфо Ариаса, находившаяся у руля правления полный конституционный срок, пять лет.
В ходе упорной борьбы на всеобщих выборах 2006 года в Перу была близка к успеху выдвиженка Социал-христианской партии Лурдес Флорес. В первом туре она лишь на микроскопические доли процента уступила Алану Гарсиа, который затем, аккумулировав голоса демократически настроенных граждан, нанес поражение левому радикалу. При ином раскладе победительницей наверняка стала бы Лурдес Флорес, вторично баллотировавшаяся на высший пост. Любопытно, что, говоря о неизбежных переменах, претендентка ссылалась на пример соседней Чили.
Дочь генерала
Теперь несколько слов о весьма известной латиноамериканке. Это чилийка Мишель Бачелет, занимавшая президентское кресло с 2007 по 2011 год. Накануне завершения мандата ее рейтинг зашкаливал, достигая 80%. Если бы она имела право выдвинуться вновь, то с огромной долей вероятности осталась бы в своем кресле на следующий срок. Увы, Конституция этого не позволяла. Мишель Бачелет знаменита и тем, что она дочь армейского генерала-конституционалиста, репрессированного сразу же после переворота в сентябре 1973 года. Сама она с матерью испытала ужасы застенков, мыкалась по тюрьмам, позднее эмигрировала, жила в ГДР, окончила престижный Университет Гумбольдта по специальности «медицина».
По возвращении на родину, проработав врачом-педиатром в низовом звене, набралась опыта, завоевав авторитет у пациентов, включилась в политическую жизнь. Вступила в Социалистическую партию, входившую вместе с Христианско-демократической партией в коалицию, под руководством которой осуществился мирный, ненасильственный переход от диктатуры к демократии. В 2000 году она становится министром здравоохранения, спустя два года министром обороны. Это было своеобразной сенсацией, женщина на посту главы военного ведомства в стране, где еще не изгладились воспоминания о жестком тоталитарном режиме. Но Мишель Бачелет успешно справилась с непростой миссией, сумела наладить цивилизованные военно-гражданские отношения. К сказанному уместно добавить, что она полиглот. Помимо родного испанского владеет английским, французским, немецким, изъясняется на русском языке. Это по-своему уникальная личность. После передачи полномочий преемнику в марте прошлого года Бачелет заняла престижный пост координатора женских программ в ранге заместителя генерального секретаря ООН. Так, латиноамериканка покорила новую высоту, вышла на международный уровень.
На других этажах
Примечательно, что власти ряда стран пытаются законодательно стимулировать активную роль женщин в политике. В Мексике, например, в 2002 году был обнародован законопроект, одобренный Национальным конгрессом. Он предусматривал, что не менее 30% кандидатов от любой политической партии на выборах в местные и федеральные органы власти должны составлять представительницы прекрасного пола. «Это действительно шаг вперед в борьбе против культурного и политического притеснения женщин», – подчеркивала Консепсьон Гонсалес, руководитель Комиссии Палаты депутатов по справедливости и равенству возможностей. Ожидания законодательницы оказались слишком завышенными, навеянными эйфорией. На первых порах они оправдались лишь частично. Но главное, как говорят у нас в России, – процесс пошел. И его уже не остановить. Другой попыткой подвести под этот вопрос институциональную базу явился декрет бывшего президента Венесуэлы Рафаэля Кальдеры об обязательном включении в партийные списки не менее 30% женщин, появившийся накануне парламентских выборов 1998 года. Ныне речь идет о том, чтобы везде принять аналогичные законы.
До 2011 года в Венесуэле Силия Флорес и Дезире Сантос Амарал занимают должности председателя и первого заместителя председателя Национальной ассамблеи, Тибисай Лусена возглавляла Национальный избирательный совет, а Луиза Эстела Моралес является председателем Верховного трибунала юстиции. После празднования Международного женского дня в 2008 году в структурах власти было создано Министерство по делам женщин. Портфель руководителя ведомства, естественно, получила Мария Леон.
В Перу после парламентских выборов 2000 года кресло председателя Конгресса республики занимала Марта Хильдебрант. В 2003 году Беатрис Мерино являлась премьер-министром этой страны. До мая 2002 года Законодательную ассамблею Коста-Рики возглавляла женщина. Позднее вице-президентом этой республики избиралась Мария Линет Саборио.
В регионе стало привычным назначать женщин на должности министров. Не только здравоохранения или просвещения. Нередко представительницы слабого пола становились министрами обороны, причем гражданскими. Это происходило помимо Чили в Колумбии, Эквадоре, Уругвае и ряде других стран.
Такова мозаичная панорама, дающая представление о роли женщин в большой политике континента. Приведенные факты убедительно свидетельствуют о сдвигах, происходящих в Латинской Америке. Раньше регион славился как заповедник мачизма, где в прямой либо косвенной форме существовала дискриминация женщин. Ведь патриархат уже давно стал и идеологией, и органической частью национального менталитета. Повсюду на общественной арене до недавнего времени доминировали мужчины, не желавшие под всевозможными предлогами поступиться монополией. Сегодня налицо растущая тенденция выдвижения женщин-политиков на руководящие должности в эшелонах власти.
Конечно, мы покривили бы душой, если бы не сказали, что продвижение женщин на высоты политики происходит само собой, без участия мужчин. Разумеется, и Дилму Руссеф, и Лауру Чинчилья, и Мишель Бачелет направляли, готовили, обучали премудростям управления предшественники. Не говоря уже о Кристине Фернандес, получившей полномочия в прямом смысле из рук супруга – бывшего президента страны. Но фактом является то, что проблема гендерного равенства там – предмт внимания общества. Практически повсюду женщины играют все более заметную в большой политике роль, на равных конкурируют с мужчинами, успешно штурмуют вершины государственного олимпа.