Современные средства борьбы с терроризмом поражают своим многообразием.
Фото автора
В начале ноября в Тель-Авиве прошла первая международная конференция Homeland Security («Внутренняя безопасность»), посвященная обмену опытом в деле борьбы с терроризмом. Параллельно с конференцией ее организаторы развернули небольшую выставку средств противодействия террору на разных уровнях – от глобальных систем до персональных защитных устройств. На торжественном открытии министр обороны Израиля Эхуд Барак говорил о том, насколько важно в настоящий момент всем заинтересованным странам объединить свои усилия и опыт в противостоянии глобальной угрозе терроризма.
Можно вполне согласиться с мнением о том, что именно Израиль имеет уникальный и богатый опыт борьбы с терроризмом. Как и любой другой вид человеческой деятельности, противодействие террору на всех уровнях обрастает техникой, технологиями, методиками и рекомендациями, которых в мире накоплена масса. Более того, эта внутренняя, скрытая война порождает целые отрасли в бизнесе, основанные на новейших технологиях. И, судя по тому, какой интерес вызвала скромная выставочная экспозиция, государства и компании готовы тратить деньги на безопасность своих граждан, сотрудников, своих учреждений и территорий.
В Израиле система безопасности представляет собой эшелонированную оборону, где на каждом уровне работает система предотвращения нападений, провокаций и терактов. Как пример форпоста, израильтяне предлагают посмотреть, как работает аэропорт «Бен Гурион» в Тель-Авиве, и обращают внимание всех на технологии безопасности авиационных перевозок. Незадолго до конференции в Израиле глава компании British Airways Мартин Броутон заявил о том, что намерен «облегчить участь пассажиров», отменив часть процедур досмотра на рейсы, не следующие в США. Тем не менее компания ElAl, кажется, пока не жалуется на недостаток пассажиров, несмотря на драконовские методы предполетного досмотра. Более того, многие израильтяне не просто терпеливо «выворачиваются» наизнанку, но и совершенно осознанно приветствуют все меры безопасности.
Другой вопрос состоит в том, насколько глубокий личный досмотр обеспечивает реальную безопасность. Сейчас маловероятно, что террористы пойдут взрывать самолет с главного хода. Речь в данном случае идет об оправданности тех или иных мер личного тотального контроля. Хотя в Израиле нет ощущения тотальной слежки и нет таких перекосов, которые допускают американцы в своем стремлении закрыть границы от большинства вполне добропорядочных граждан. «Смотрите, что у нас происходит в аэропортах, – говорит герой Робина Уильямса в известном фильме «Человек года». – Пока мы проверяем старушку-инвалида на костылях и в коляске, которая еле двигается, границу с Мексикой пересекают все кому не лень вместе с кроватями и тумбочками».
Справедливости ради надо сказать, что израильтяне вынуждены приветствовать все меры безопасности, которые вводит государство. До создания глобальной и всеобъемлющей системы безопасности взрывы в стране гремели постоянно. Взлетали на воздух автобусы, автомобили, самоубийцы взрывались в кафе, магазинах, ресторанах. Как, например, обеспечить безопасность в автобусе? Посадить везде по полицейскому или охраннику? Проводить глобальный досмотр всех пассажиров на каждой остановке? Даже для Израиля это было бы невыполнимо. Тогда создали систему безопасности, включающую специальную подготовку водителей, прежде всего психологическую. Специалисты проанализировали все маршруты, и для каждого выработали свой тип противодействия, начиная от бронирования автобуса и сопровождения его охраной до скрытых мер контроля. Например, по инструкции, водитель может проехать остановку (или не открыть двери), если ему показалось, что среди ожидающих транспорт пассажиров есть потенциальный смертник.
Таксисты в крупных городах – тоже постоянно начеку. «Это у нас уже как привычка, – рассказывает один из водителей в Тель-Авиве, – достаточно еще до посадки посмотреть на человека, чтобы, пусть и приблизительно, прикинуть степень угрозы. Я даже не задумываюсь об этом. Инстинкт уже, наверное».
Все охранники – в зависимости от важности поста или объекта – проходят специальное обучение и подготовку. Один из положительных примеров работ многоуровневой системы контроля – отсутствие терактов на железных дорогах Израиля. Пока что пассажиры поездов ни разу не пострадали от действий террористов. Как и везде, при входе на станцию располагается мини-КПП. Два-три человека занимаются контролем всех входящих. Сумки в X-Ray – аппарат кладут все уже без дополнительных просьб со стороны охраны. Далее может возникнуть такой диалог: «Вы приезжий?» – «Да». – «Откуда?» – «Из Москвы». – «Откройте, пожалуйста, сумку. Спасибо. Что это?» – «Зажигалка»... Несложно догадаться, что подобную методику ведения беседы охранник выдумал не сам за одну минуту. И такому допросу подвергаются, конечно, не все.
Как рассказали журналистам в Академии обеспечения безопасности и антитеррора, все курсанты (не только в данной академии) изучают целый комплекс методик распознавания потенциальной угрозы, среди которых и бесконтактные способы. Служащий охраны железных дорог следует с каждым поездом. Он в неравные промежутки времени проходит насквозь весь состав. Идет сотрудник довольно быстро, но, кажется, ничто не ускользнет от его взгляда. Несколько лет назад был случай, правда, не связанный с транспортом, когда охранник в кафе, почти новичок, смог распознать террористку-смертницу что называется навскидку, без технических средств, и вместе с посетителями ее обезвредить.
Жители, особенно в крупных городах, похоже, уже подсознательно чувствуют приближающуюся угрозу. Уровень содействия общества в противостоянии террористам поразительно высок. Ни один подозрительный объект не ускользнет от внимания. Нечто подобное можно было наблюдать в Москве после громких терактов. Но если у нас со временем все как-то успокаивается, то в израильских городах бдительность – стиль жизни и способ выживания.
Тель-Авив–Москва