Часть казахстанских строек остается в законсервированном состоянии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Осенью 2008 года Казахстан первым среди стран СНГ испытал на себе начало кризиса. Из-за проблем с ипотечным кредитованием в США произошло резкое ухудшение мировой финансовой конъюнктуры, и у казахстанских банков снизились возможности получения иностранных займов. Это на фоне высокого корпоративного долга республиканских банков заставило финансистов заморозить выдачу кредитов. Особенно пострадал строительный сектор, который вносил огромный вклад в положительную динамику роста казахстанской экономики. В итоге практически полностью остановилось строительство и обрушился рынок недвижимости. Все это происходило на фоне заметного падения цены на нефть, что существенно снижало возможности властей при стабилизации экономической ситуации.
В течение двух с половиной лет руководство Казахстана пыталось исправить ситуацию. Первоочередной задачей стало сохранение социальной стабильности. Огромное количество казахстанцев, пользуясь еще докризисными доступными кредитами и широким предложением на рынке недвижимости, брали ипотечные кредиты и покупали квартиры на разных стадиях строительства. Но так как многие девелоперы оказались на грани банкротства, то возникла вполне реальная угроза появления армии должников без жилья. Государство было вынуждено выкупать недостроенные объекты и реструктурировать долги заемщиков. К сентябрю 2009 года, по данным заместителя премьер-министра РК Умирзака Шукеева, благодаря госпрограмме рефинансирования ипотеки 30 тыс. человек получили облегчение кредитных условий.
Затем правительство было вынуждено спасать банковский сектор. В случае с Казкоммерцбанком и Народным банком помощь государства ограничилась выделением по 1 млрд. долл. и получением 25% пакета акций в каждом из них. А вот при решении проблем БТА-банка и банка «Альянс» власть через Государственный фонд национального благосостояния (ФНБ) «Самрук – Казына» вошла в их капитал более основательно, получив по 78,14% и 76% акций соответственно. Фактическая национализация государством БТА-банка, крупнейшего в Казахстане и одного из наиболее крупных в СНГ, вызвала массу кривотолков и политических баталий. По мнению исполнительного директора Ассоциации экономистов Казахстана Рахима Ошакбаева, «власти не могли допустить банкротства системного для экономики республики банка, ведь на БТА-банк до кризиса приходилось 20–25% всех платежей в Казахстане».
В настоящее время идет процесс реструктуризации долгов ведущих банков. Так, БТА-банк, Темирбанк и банк «Альянс» при участии основного акционера ФНБ «Самрук – Казына» договорились с кредиторами о списании части долгов и реструктуризации оставшихся. В результате сумма внешней задолженности БТА-банка снизится с 12 до 4,4 млрд. долл., а срок выплаты увеличится с 1–5 до 8–20 лет.
В начале 2010 года власти республики впервые осторожно заговорили о выходе из кризиса и начале восстановления. Министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова заявила на встрече с журналистами, что, «по консервативным прогнозам, ВВП Казахстана по итогам года составит 2%. Однако мы планируем в ближайшее время пересмотреть их». Текущий прогноз роста ВВП базируется на сценарии экспортных цен на сырую нефть в коридоре 60–65 долл. за баррель, в то время цены на мировом рынке превышают этот показатель и на середину мая 2010 года составляют около 80 долл. за баррель. Это, в свою очередь, является залогом хорошей макроэкономической статистики. Но в остальном экономика еще далека от полного восстановления.
Непростая ситуация в сельском хозяйстве, особенно у производителей пшеницы. В предыдущие годы наблюдался рост посевных площадей по всему миру, в то же время в ряде ведущих стран – экспортеров хлеба, в том числе в Казахстане, были собраны большие урожаи, что привело к переизбытку предложения на рынке и резкому снижению мировых цен. В итоге казахстанские элеваторы заполнены нераспроданным зерном прошлогоднего урожая.
И если ведущие нефтегазовые, металлургические предприятия благодаря ценовой конъюнктуре на мировых рынках чувствуют себя достаточно уверенно и демонстрируют неплохие показатели, то у несырьевых компаний Казахстана – долговые проблемы. Предприятия, ориентированные на потребительский рынок, накопили к моменту кризиса значительные долги, и сейчас снижение продаж, девальвация тенге, трудности банковской сферы привели к тому, что у компаний фактически нет возможности реструктурировать долги. Это в случае сохранения нынешних условий может обернуться банкротством многих из них. Выходом из ситуации мог бы стать российский пример, когда государство для поддержания ликвидности банковской сферы предоставило многомиллиардные кредиты ведущим государственным банкам при условии восстановления кредитования реального сектора экономики.
По мнению Рахима Ошакбаева, «одной из самых острых проблем для экономики является отсутствие длинных недорогих кредитов». «В связи с тем что казахстанские банки за время кризиса потеряли доверие руководства страны, они не могут стать полноценным посредником между Центробанком РК и бизнесом, нуждающимся в кредитных средствах», – заключает эксперт.
Первый квартал 2010 года принес положительные результаты в рамках формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Несмотря на падение импорта в Казахстан в целом, увеличился объем импорта из стран Таможенного союза: из Российской Федерации – на 17,9%, из Беларуси – на 3,5%. Отмечается также рост объема экспорта в Россию на 73%.
Минфин Казахстана рапортует о росте сбора таможенных платежей и налогов. Рост поступлений обеспечен за счет довзысканных таможенных пошлин на вывозимые товары в результате посттаможенной проверки по нефти и за счет ввозных таможенных пошлин в связи с введением единого таможенного тарифа, несмотря на снижение объема импорта из стран дальнего зарубежья на 19,7%.
Поступления по НДС на импорт уменьшились на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года за счет снижения объема импорта. При этом отмечается рост поступлений по НДС на товары, происходящие и импортируемые с территории Российской Федерации, на 35,1%, а из Белоруссии – на 70%.
Таким образом, властям Казахстана удалось преодолеть острейшую фазу кризиса и стабилизировать ситуацию. Теперь многое будет зависеть от их действий, особенно в вопросе реформирования банковского сектора. Ведь именно эта отрасль экономики долгое время была самой динамичной и современной в Казахстане и на всем постсоветском пространстве и позволяла активно развиваться промышленности, строительству, среднему и малому бизнесу. Но масштабный экономический кризис стал серьезным испытанием для республиканских банков, которые сумели устоять только благодаря вмешательству государства. Будут ли власти Казахстана в дальнейшем через ФНК участвовать в управлении ведущих банков или привлекут крупных частных инвесторов? Как правительство и Центральный банк РК будут решать вопрос с дефицитом ликвидности? Какие меры будут приняты для укрепления устойчивости финансовой системы на случай кризиса, подобного случившемуся? От этих и других вопросов будет зависеть не только судьба банковской системы Казахстана, но и всей экономики в целом.