Александра Лукашенко в Венесуэле обнадежили: Каракас подставит плечо Минску вместо Москвы.
Фото Reuters
В последние годы отношения России и Белоруссии, несмотря на декларации о создании Союзного государства, омрачаются публичными конфликтами и жесткими обвинениями со стороны белорусских властей, критикующих Москву за неготовность «войти в положение братского белорусского народа». Основные причины обострения двусторонних отношений лежат в экономической плоскости. Прикрываясь тем, что две страны уже практически живут в одном государстве, Белоруссия хотела бы получать российские ресурсы по максимально низким ценам и в то же время минимально учитывать геополитические интересы России.
Осложнениями в российско-белорусских отношениях пытаются воспользоваться западные страны. Их основной целью по-прежнему остается замена нынешнего белорусского политического режима на более управляемый, «демократический», который бы отвечал геополитическим интересам западных стран. Пока все ограничивается политическим давлением на белорусского президента, которое подталкивает Александра Лукашенко к сближению с Западом и одновременно должно постепенно ослаблять белорусский режим.
Развитие диалога Белоруссии в США и ЕС рассматривают не только как способ оказания давления на белорусские власти, но и в более широком контексте, который предусматривает ослабление российско-белорусских отношений, а в перспективе – и разворот политики Минска на сдерживание России. Пока такой сценарий кажется невероятным. Однако если вспомнить целенаправленные действия Запада по замене украинского президента Леонида Кучмы, чьи позиции казались незыблемыми, то проведение подобной политики в отношении свободолюбивого «батьки» – это лишь один из сценариев Запада в отношении Белоруссии.
Политика западных стран на белорусском направлении прошла определенную эволюцию. На смену прямолинейным шагам, показавшим низкую эффективность, которые чуть не привели к дипломатической изоляции Минска, пришла иная стратегия. В ее основе лежит постепенное втягивание Белоруссии в сферу политических и экономических интересов западных стран, для чего последовательно осуществляется комплекс взаимосвязанных шагов, направленных на эрозию режима белорусского президента Александра Лукашенко.
Политику давления Запад проводит в области внешней политики. Минск постоянно получает советы относительно политики в отношении стран постсоветского пространства. Нежелание белорусских властей портить отношения с западными странами отчетливо проявляется в позиции Минска по отношению Южной Осетии и Абхазии.
Западные страны требуют уступок во внутриполитической жизни Белоруссии. Речь идет об освобождении из тюрем белорусских диссидентов, о получении разрешения на издание так называемых независимых газет, призванных играть роль инструмента по взлому режима Лукашенко. Белорусские власти выразили готовность сотрудничать с ОБСЕ, которая, в свою очередь, настаивает на приведении белорусского законодательства в соответствие с европейскими стандартами. Сильное давление оказывается на Минск по вопросу соблюдения прав человека. Помимо политических требований Запад не забывает и экономическую сторону вопроса, добиваясь согласия Лукашенко выставлять на продажу «лакомые» куски белорусской экономики в обмен на экономическую помощь.
Решению этих задач подчинена деятельность различных исследовательских центров и неправительственных организаций, расположенных в странах Прибалтики и европейских государствах. Их усилия сконцентрированы на оказании информационно-пропагандистского давления на белорусские власти. Схожие цели ставят перед собой различные программы европейцев. Наиболее известная из них – «Восточное партнерство», представляющее собой пример того, как через мягкое давление Запад продвигает проекты, призванные повысить уровень сотрудничества с Белоруссией, трансформировать белорусское общество и создать условия для усиления европейского вектора белорусской внешней политики.
Понимая свою зависимость от «дружбы» с Западом, белорусский президент постоянно изыскивает все новые возможности усиления своих позиций внутри страны. Одним из таких обсуждаемых решений может стать перенос сроков проведения президентских выборов с 2011 на 2010 год. Оснований тому несколько. По сравнению с другими постсоветскими странами Белоруссии удалось достаточно успешно пережить экономический кризис и сохранить социально-экономическую стабильность. Как результат – белорусский президент находится на пике популярности. Проведение в этом году президентских выборов не только позволит продлить пребывание у власти, но и может быть поддержано населением.
В последние годы Александр Лукашенко пытается играть на противоречиях с Россией в экономической сфере, провоцируя политические скандалы и одновременно демонстрируя готовность к сближению с западными странами. Пока подобная многовекторность Минска ведет к односторонним уступкам Западу и вносит нездоровую нервозность в российско-белорусские отношения.
Для России политика Лукашенко, который любыми путями стремится получить от Москвы экономические преференции и усилия западных стран, заинтересованных в смене главы белорусского государства, а соответственно и в изменении его внешней политики, создает определенные трудности. Отказаться от поддержки Минска Россия в силу собственных интересов не может, поскольку в случае резкого снижения финансовых вливаний со стороны России белорусская экономика может столкнуться с большими трудностями. Это может повлечь ухудшение социального положения населения, а при усилении внешнего давления и росте активности оппозиции Лукашенко может быть заменен на более прозападного политика. В этом случае Россия лишится своего единственного геополитического союзника на западном направлении со всеми вытекающими последствиями. В то же время удовлетворение всех запросов Лукашенко требует значительных затрат и ведет к выращиванию конкурента российской промышленности.
В последние годы сложилась ненормальная ситуация, когда под прикрытием заявлений о движении к единому Союзному государству, договор о создании которого был подписан более 10 лет назад, Белоруссия в жесткой форме требует от России экономических преференций. Более того, на фоне периодически вспыхивающих политических трений и экономических конфликтов российские и белорусские политики продолжают рассуждать о перспективах Союзного государства. При этом в подробности, прежде всего в отношении проекта Конституционного акта, предпочитают не вдаваться. Все дискуссии относительно содержания этого ключевого документа постоянно переносятся на будущее. Хотя всем, кто занимается этим вопросом, известно, что ни один из существующих проектов Конституционного акта, а таких насчитывается около 10 вариантов, не предусматривает создание союзного государства в том виде, как это планировалось при подписании документов. Белоруссия и Россия не собираются сливаться в единое государство, отказываясь от своего суверенитета и тем более исторического названия.
Назрела необходимость устранить подобную коллизию, что должно изменить характер обсуждения вопроса о будущем сотрудничестве двух стран. По всей видимости, речь стоит вести о развитии стратегического сотрудничества России и Белоруссии, которое действительно с каждым годом получает конкретное наполнение и отвечает интересам двух государств. В этой связи отказ от утопической цели, каковой является создание непонятного по форме и содержанию единого государства, и приведение сотрудничества к принятой в мире практике внесет в отношения больше ясности, устранит политические спекуляции и позволит развивать равноправное сотрудничество, за что постоянно и выступает белорусский президент.