Траян Бэсеску обещает привести Молдавию в ЕС.
Фото Reuters
Февральский накал внутриполитического противостояния в Украине и Молдавии все же не смог отвлечь внимания от весьма существенного для обеих стран Причерноморья внешнеполитического шага президента Румынии. Как известно, Траян Бэсеску официально заявил 4 февраля о готовности его страны разместить на своей территории элементы противоракетной обороны (ПРО) США. По данным информационных агентств, система будет размещена также на шельфе Черного моря, входящем в зону контроля Румынии. Спустя неделю, 12 февраля, о возможности участия в системе ПРО заявил также премьер-министр Болгарии Бойко Борисов, добавив, что для этого необходимо «одобрение болгарского парламента и органов власти ЕС».
Подобного рода объяснения не удовлетворили Москву. Позиция РФ для СМИ была представлена министром иностранных дел Сергеем Лавровым, который, в частности, отметил, что Москва ожидает от Вашингтона исчерпывающих объяснений по поводу размещения американской системы ПРО в Румынии. «Мы исходим из того, что у нас есть договоренность – договоренность двух президентов о том, чтобы в качестве первого шага провести совместный анализ угроз и рисков ракетного распространения», – подчеркнул министр. Значительно менее дипломатично высказался представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин: то, что мы узнаем и про Румынию, и про Болгарию, мы узнаем это из средств массовой информации. Как можно говорить об истинном партнерстве с Вашингтоном, о «перезагрузке», если мы вычитываем неприятные для себя новости из газет.
В развернувшейся в среде экспертов и политологов России, Украины, Молдавии дискуссии высказывались различные, зачастую противоположные мнения. Говорилось, в частности, о том, что на фоне еще не преодоленных последствий российско-грузинской «пятидневной войны» развертывание американских систем ПРО может стать началом нового витка напряженности в Причерноморье, нарушить баланс отношений между Украиной, Молдавией и Румынией. Руководство последней, согласно появившимся комментариям, никак не может избавиться от психологических комплексов «прифронтового государства» межвоенных лет, которое должно служить «буфером» между Россией и Европой. Не исключено, впрочем, что румынский парламент может не согласиться с такого рода явно не продуманным решением, вызывающим все большую обеспокоенность ближайших соседей – Молдавии и Украины.
В наиболее сложном положении в случае размещения в Румынии американских ракет-перехватчиков средней дальности окажется Республика Молдова, которая, согласно Конституции, является нейтральным государством. Система ПРО предполагает оборону от соответствующего класса ракет, нацеленных на Европу, и в случае их взрыва вблизи ее территории она может оказаться в эпицентре военных событий. И уж совсем неприемлемым для нее было бы предложенное на пресс-конференции в Москве президентом Приднестровья Игорем Смирновым размещение на территории региона российских ракетных комплексов «Искандер».
По оценке кишиневской газеты «Независимая Молдова», реакция гражданского общества, оппозиционных политиков и властей на инициативу соседней Румынии была «самой противоречивой» – от ее жесткого осуждения парламентской оппозицией до весьма сдержанной реакции властей. Такого рода разброс мнений был во многом обусловлен тем, что февральское заявление румынского президента «наложилось» на целый ряд взаимосвязанных внутренних и внешних проблем Республики Молдова – начиная с отсутствия законно избранного президента и нерешенности проблемы Приднестровья до сложных проблем отношений с Румынией, Евросоюзом и Россией.
В ходе январского (2010 г.) визита президента Траяна Бэсеску в Кишинев румынский президент прямо заявил об особом видении Бухарестом характера румынско-молдавских отношений в рамках геополитической и культурологической концепции «два государства – один народ». Настораживающим результатом визита был очередной отказ подписать с Молдавией Договор о государственной границе, что является прямым нарушением требования о наличии стабильных границ между членами Евросоюза и соискателями членства. Бэсеску объяснил это нежеланием «поддерживать историческую несправедливость в отношении румын, закрепленную пактом Молотова–Риббентропа», тем, что «нет необходимости укреплять по собственной нашей воле последствия акта Второй мировой войны, который никто из нас не считает действующим и законным».
Еще до этого Бэсеску неоднократно будоражил общественное мнение заявлениями о «незаконно принадлежащих Украине территориях, ранее входивших в состав Бессарабии», а также о якобы существующих «притязаниях Украины на Приднестровье». И хотя такого рода заявления были предназначены прежде всего для внутреннего потребления, они не способствовали упрочению региональной стабильности и – в более широком плане – были нацелены на размывание территориального статус-кво в этой части Европы.
Перспективы размещения американских ракет и официально заявленное на декабрьском (2009 г.) саммите министров иностранных дел ОБСЕ в Афинах требование молдавской стороны о выводе российских военных из Приднестровья негативно отразились на переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем. Достижение договоренностей между Молдавией и Украиной стопорится также и нестабильным характером украинско-румынских отношений.
Что же касается официальной позиции Киева по поводу размещения на территории Румынии американских систем ПРО, то она была сформулирована в заявлении пресс-службы МИД Украины от 11 февраля, где говорилось о необходимости внимательного изучения последствий такого решения как для самой Украины, так и для региональной безопасности в целом. «Как соседнее с Румынией государство, мы не можем оставить без внимания планы размещения новой системы ПРО в непосредственной близости к нашим границам и вдобавок с элементами базирования в акватории Черного моря»,– подчеркивалось в заявлении.
На этом фоне все труднее становится говорить о «перезагрузке» российско-американских отношений, по крайней мере в районе Причерноморья. Планы размещения систем ПРО при наличии американских военно-морских баз в Румынии и Болгарии, несомненно, подрывают стратегический баланс сил в регионе. В сложившихся условиях придется решать непростую задачу поддержания стабильности в начиненном внутренними конфликтами Черноморском регионе, что практически невозможно без согласованных действий всех непосредственно заинтересованных государств с Россией. Но альтернативой этому может стать лишь постепенное сползание ко временам холодной войны и утрата всего того, что было достигнуто на протяжении последних двух десятилетий.