Эти трубы еще теснее свяжут Россию с ФРГ.
Фото с сайта www.nord-stream.com
Новый федеральный министр экономики и технологий ФРГ Райнер Брюдерле нанес на днях визит в Москву. В интервью обозревателю "НГ" Евгению Григорьеву он поделился впечатлениями о переговорах, рассказал о своем видении экономической составляющей российско-германского партнерства, значении модернизации и, в частности, неадекватности, по его мнению, российских таможенных мер.
– Господин Брюдерле, как вы оцениваете итоги визита, тем более что это первый ваш контакт в Москве в качестве главы экономического и технологического ведомства нового федерального кабинета?
– Переговоры были очень плодотворными и затрагивали широкий круг вопросов. Я встречался с первым вице-премьером Виктором Зубковым, министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, другими российскими партнерами. Беседы подтвердили очень большую взаимную заинтересованность в дальнейшем углублении уже налаженного хорошего сотрудничества. Глобализация, смещение мировых центров, последствия кризиса заставляют нас позаботиться о темпах развития, росте продуктивности хозяйства.
– Как вам видится сегодняшнее состояние наших экономических отношений? Они ведь тоже пострадали от кризиса. Каковы пути их дальнейшего поступательного развития?
– Да, экономический и финансовый кризис оставил заметные следы в двусторонней торговле между Германией и Россией. Объем торговли снизился в 2009 году более чем на одну треть по сравнению с уровнем 2008 года. В последние месяцы, однако, намечается стабилизация. Сейчас наша задача состоит в том, чтобы как можно скорее продолжить то динамичное развитие, которое характеризовало германо-российские экономические отношения до 2008 года.
Путь к этой цели, однако, не должен лежать через поспешные действия и интервенционизм. Совместная задача германского и российского правительств сейчас скорее состоит в том, чтобы создать привлекательные рамочные условия, способствующие передвижению товаров, услуг и инвестиций между нашими двумя странами.
Чтобы упростить для германских фирм финансирование экспортных операций, в том числе и с Россией, Германия, например, предоставляет гарантии по экспортным кредитам. С помощью этого инструмента федеральное правительство в настоящее время гарантирует сделки с Россией на сумму 9 миллиардов евро. В начале 2009 года федеральное правительство на период до конца 2010 года сделало условия предоставления гарантий для фирм еще более привлекательными, чтобы предприятия ввиду повышения риска и сокращения возможностей финансирования не ушли из международного бизнеса.
– Какое значение имеет в этом контексте газопровод Nord Stream?
– Хорошие партнерские отношения с Россией являются важным элементом надежного снабжения Европы и Германии природным газом. Газопровод «Северный поток» – хороший пример сотрудничества в сфере энергетики.
– А что можно сказать о проблемах и сложностях в экономической сфере? Какие из них, по вашему мнению, носят российский, а какие, возможно, и немецкий отпечаток?
– Хотя в настоящее время мы переживаем самый серьезный финансовый и экономический кризис послевоенного периода, мы не должны ставить под вопрос или даже пренебрегать основополагающими принципами, такими как рыночная экономика с социальной ориентацией, свободная торговля, честная конкуренция и четкое разделение сфер ответственности государства и бизнеса. Исходя из этого, федеральное правительство ограничило концом нынешнего года срок действия мер, принятых в конце 2008 – начале 2009 года с целью поддержки германской экономики.
Хочу обратиться к российским коллегам с призывом предусмотреть аналогичное ограничение сроков в отношении мер, принятых в качестве реакции на экономический кризис. Это касается, например, повышения таможенных пошлин на ввоз легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники и стали. Такие меры не только осложняют для германских предприятий ведение торговли с Россией, они также неадекватны, если речь идет о подготовке российских компаний к конкурентной борьбе на мировых рынках.
В то же время Германия должна выполнить свои «домашние задания», чтобы еще больше повысить привлекательность своего рынка и своей экономики для предприятий – как германских, так и российских. Необходимо, например, убрать бюрократические препоны. На этом направлении нам еще предстоит большая работа.
– В рамках стратегического партнерства наших двух стран недавно возникло взаимодействие в области модернизации. Как вы к нему относитесь?
– Партнерство в области модернизации между Германией и Россией усиливает наше сотрудничество в таких сферах, которые имеют решающее значение для нашего совместного будущего. Сюда относятся, например, политика в сфере энергетики и защиты климата, повышение энергоэффективности, а также политика в области здравоохранения, демографические изменения, сотрудничество в сфере образования и науки и по укреплению правового государства.
К настоящему времени уже приняты следующие меры, входящие в ведение Федерального министерства экономики и технологий. Во-первых, мы подписали в ходе германо-российских межгосударственных консультаций, прошедших в июле 2009 года, рамочное кредитное соглашение на сумму 500 миллионов евро между германским банком KfW IPEX-Bank и российским Внешэкономбанком (ВЭБ). За счет указанных финансовых средств планируется и в условиях нынешней сложной экономической ситуации обеспечить продолжение текущих совместных проектов германских и российских фирм, которые в долгосрочной перспективе имеют значение для модернизации России. Во-вторых, также летом 2009 года в тесном сотрудничестве с Министерством энергетики Российской Федерации нам удалось создать Российско-немецкое энергетическое агентство (РУДЕА). Оно будет выполнять роль двустороннего экспертного центра по энергоэффективности и возобновляемым энергоресурсам в России и уже приступило к работе. Так, агентство оказывает поддержку Краснодарскому краю в разработке и реализации региональной концепции внедрения передовых энергоэффективных технологий.
– Поскольку вы курируете не только экономику, как вам представляется германо-российское сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций?
– Германские и российские государственные учреждения активно сотрудничают по вопросам инфраструктуры обеспечения качества (например, метрология, стандартизация, оценка соответствия), которая имеет важное значение для всех технологических отраслей. В рамках поддержки технологических разработок предприятий им предоставляются льготы за осуществление международных проектов сотрудничества. Кроме того, с помощью нашей Центральной инновационной программы для малого и среднего бизнеса Федеральное министерство экономики и технологий также поддерживает малые и средние предприятия (МСП), осуществляющие проекты сотрудничества с инновационными фирмами и научно-исследовательскими учреждениями России. Опыт показывает, что именно МСП испытывают трудности с реализацией смешанных международных проектов.
В ходе переговоров в Москве мы обсуждали и очередные германо-российские межгосударственные консультации, которые пройдут в июле 2010 года в Екатеринбурге. Одной из главных тем там будет энергосбережение. Уральский регион выступает пилотным проектом нашего сотрудничества, цель которого – превращение региона в модель экономии энергии. Меня особенно радует, что наши российские партнеры хотят подключить к этой программе малые и средние предприятия. У нас на долю таких фирм приходится треть производства, и они слывут «фирменным блюдом» германской экономики.
– Какие выводы для двусторонних экономических связей, а также партнерских связей РФ и ЕС можно извлечь из глобального экономического кризиса?
– Как уже говорилось, глобальный экономический и финансовый кризис омрачил также экономические отношения между Германией и Россией. Однако я не вижу необходимости вносить поправки системного характера. Германские бизнесмены в России в прошлом уже доказали, что у них хватает стойкости и они не сворачивают свою деятельность, когда ухудшается деловой климат. Если мы и впредь будем развивать наше экономическое сотрудничество в стратегических сферах, в которых наши народные хозяйства взаимовыгодно дополняют друг друга, перепады экономической конъюнктуры не смогут нанести ущерб качеству наших экономических связей.
– История с Opel и другими попытками России инвестировать на Западе оставляют впечатление, что кое-кто стремится сохранить сырьевую зависимость российской экономики и не допустить превращения России в промышленного конкурента. Что вы считаете по этому поводу?
– General Motors, главный владелец компании Adam Opel GmbH, под собственную ответственность принял решение не продавать фирму инвесторам, а оставить ее в составе концерна. Для предыдущего федерального кабинета это было, конечно, разочарование. Что же касается Германии, то она и впредь остается открытой для иностранных инвестиций. Приняты единые правила для всех стран: пока не затронуты существенные интересы безопасности Германии, не имеется преград для инвестиций. В конце концов, продолжающаяся сырьевая зависимость российской экономики не может быть в осознанных интересах самой Германии. Полный потенциал наших экономических отношений мы сможем реализовать только в том случае, если оба партнера – Германия и Россия – готовят свою экономику к вызовам XXI столетия.
– Кстати, что будет дальше с Opel?
– General Motors в начале февраля с.г. направил в федеральное правительство и в федеральные земли, где находятся производства компании Opel, заявление о предоставлении государственной помощи в пользу Adam Opel GmbH. К заявлению прилагался план реструктуризации компании. Правительство Федеративной Республики Германия и федеральные земли будут рассматривать заявление должным и непредвзятым образом. До принятия решения о предоставлении национальной поддержки Комиссия ЕС должна провести тщательную предварительную проверку, о чем я попросил ее несколько дней назад. Я хотел бы дождаться итогов рассмотрения вопроса Комиссией ЕС и нашими специалистами.
– От кого еще, как не от министра экономики, можно услышать компетентный ответ: кризис продолжается?
– Германия нижнюю точку спада прошла. В прошлом году мы потеряли 5% ВВП. В этом году, по прогнозам, ожидаем прироста экономики на уровне 1,4 %. Надеемся, что дела пойдут лучше. В этих условиях для нас особенно важно расширение экономических отношений.
– Дает ли евро повод для беспокойства?
– Дает, но думаю, что мы с этим справимся. Вместе с тем весьма огорчительно, что греки при вступлении в еврозону скрыли подлинную ситуацию в их экономике с помощью статистических подтасовок, а в ЕС этого своевременно не обнаружили. К тому же Греция – случай не единичный. Аналогичные проблемы есть также в Испании, Португалии, Ирландии, странах Балтии. Но немецкие налогоплательщики не должны оплачивать некорректную финансовую политику Греции, приведшую к кризису. Греки сначала должны выполнить свое «домашнее задание» по сокращению расходов. Что же касается катастрофических сценариев насчет евро, то я считаю их преувеличенными. Хотя заботиться о стабильности европейской валюты необходимо.