Врачевание нетрадиционными методами, приготовление блюд китайской кухни, восточная мода – все это пришло в Россию вместе с потоком мигрантов из Китая.
Фото Reuters
Политика руководителей КНР в вопросах, касающихся китайских мигрантов в России, – это политика неброская, сдержанная, в основном не публичная, однако не исключающая ни пропагандистских кампаний в СМИ, ни дипломатических демаршей. Главная цель этой политики – обеспечить стабильное, желательно растущее присутствие трудовых мигрантов Китая в России. Эта осторожность объясняется стремлением не давать поводов для разговоров о китайской угрозе, для подпитки разрастающейся на российской почве мигрантофобии и недоверия к российско-китайскому стратегическому партнерству.
Бизнес, мигранты и закон
Прежде всего интересы Пекина здесь касаются коммерсантов, в совокупности представляющих собой мощный канал для сбыта китайских товаров, в первую очередь товаров массового потребления, а также для закупки и вывоза в Китай леса, металлолома, биоресурсов с российского Дальнего Востока. Немаловажна здесь и возможность получить работу, при том относительно доходную, для нескольких сотен тысяч китайских тружеников, в то время как в Китае проблема занятости пока еще далека от решения.
Поэтому сегодня даже тех, кто еще только собирается делать бизнес в России, Министерство коммерции КНР снабжает своими рекомендациями: «Хорошенько изучите российский рынок, прежде чем выходить на него со своим товаром». А также: «Соблюдайте законы страны пребывания. Только строго соблюдая все положения законов, действуя по закону, можно быть принятым в обществе страны пребывания, обеспечить себе условия длительного проживания и развития».
Китайские дипломатические представительства поддерживают постоянные связи с китайской общиной в России, приобщают мигрантов к политической жизни своей страны. В общине организуются выступления с осуждением тайваньских и тибетских сепаратистов, критика секты «Фалуньгун», имеющей среди китайцев в России небольшое число сторонников.
Задача продвижения на российский рынок распространяется и на экспорт рабочей силы. Китайские рабочие приезжают в Россию по контрактам сроком до трех лет, их годовая численность превышает 30 тыс. человек.
В ходе деловых встреч представители китайских ведомств регулярно поднимают вопрос об увеличении миграционных квот, ссылаясь на необходимость привлекать китайскую рабочую силу для выполнения финансируемых компаниями КНР проектов в строительстве, лесоразработках и т.д. По сообщениям прессы, в рамках Программы сотрудничества между соседними регионами двух стран (2009–2018) китайская сторона соглашается на совместное строительство деревообрабатывающих заводов в России при условии, что на них будут работать китайские рабочие.
Китайские контрактники-овощеводы стали неотъемлемой частью хозяйственной жизни российского Дальнего Востока и Сибири. Однако попытки китайской стороны получить для своих крестьян в долгосрочную (на 40 лет) аренду пустующие земли в европейской России оказываются неудачными. Так, в Нижегородской области в 2006 году подобная попытка, поддержанная местной администрацией, вызвала резкое неприятие со стороны общественности. Нижегородцы опасались, что это приведет к возникновению конкуренции на рынке труда, повышению межэтнической и социальной напряженности, наконец, к оседанию китайских крестьян на российской земле и последующему росту китайской диаспоры. В конце концов от приглашения колонистов пришлось отказаться.
Важным направлением в политике Пекина является противодействие трансграничной преступности, ведущееся в сотрудничестве с российскими пограничными, правоохранительными и таможенными органами. Оно включает в себя борьбу с контрабандой, наркотрафиком, нелегальным пересечением государственной границы. Примечательный факт: в 2007 году группа китайских полицейских была награждена медалями РФ за содействие российским органам наркоконтроля.
Когда кипят страсти
Больным местом в сотрудничестве двух стран уже много лет остается так называемая серая растаможка: некие работающие при таможне брокерские компании, которым владелец груза оплачивает разом и транспортировку, и таможенные пошлины, доставляют товар в указанное место, но без должным образом оформленных документов о прохождении таможни. Основные клиенты серой растаможки – представители мелкого и среднего бизнеса – утверждают, что вынуждены пользоваться серыми схемами, так как таможенные тарифы в России неподъемно высоки, а длительность процедур официальной таможенной очистки превращает их в непреодолимые препятствия.
Однако груз, пересекший границу без соответствующих документов, считается контрабандой и подлежит конфискации. Действительно, китайские товары подвергались проверкам и изъятиям без преувеличения сотни раз.
Правительство КНР категорически выступает против использования серых схем таможенной очистки и требует от предпринимателей строго соблюдать российские законы. Китайские ведомства, представительства в России, СМИ ведут большую разъяснительную работу с коммерсантами.
В случае же ареста и конфискации товаров китайские власти самым энергичным образом встают на защиту своих соотечественников, требуя возврата их имущества. К урегулированию конфликтов подключаются высокие дипломатические инстанции, и, таким образом, инциденты приобретают политическую окраску, внося диссонанс в общую атмосферу российско-китайских отношений.
Одним из таких инцидентов стала шумная история с закрытием в 2009 году Черкизовского рынка. Стоимость «отчужденных» при этом китайских товаров составила, по китайским же оценкам, 5–8 млрд. долл. Убытки понесли 60 тыс. китайских коммерсантов, пострадали тысячи фабрик, производящих ширпотреб. В Китае эта история приобрела широкую огласку, и разразился небольшой международный скандал. В действие пришлось вступить дипломатическим ведомствам обеих стран. В Москву в срочном порядке прибыла из Пекина делегация Министерства коммерции. Дело закончилось подписанием соглашения о совместном строительстве на паритетных началах на окраине Москвы «Китайского города» – крупного центра торгового и культурного сотрудничества.
Еще один источник постоянной головной боли для китайских ведомств, отвечающих за мигрантов в России, – это постоянные посягательства на личные права мигрантов. Китайская пресса замечает: «У китайцев в России имеются три источника страха: милиция, таможня и скинхеды». Поэтому посольство и консульства КНР, китайские общественные организации, турагентства постоянно, особенно накануне праздников, призывают соотечественников, находящихся на российской территории, проявлять осторожность, не выходить на улицу в темное время суток, держаться подальше от злачных мест. Попавшим в беду рекомендуется обращаться в милицию и сообщать о происшествии в представительства КНР.
В особенно серьезных случаях китайская сторона реагирует достаточно решительным образом, используя дипломатические каналы. Когда в Иркутске в 2005 году произошла крупная стычка между милицией и китайскими рабочими, в ходе которой с обеих сторон имелись пострадавшие, дипломатические органы КНР потребовали провести тщательное расследование и наказать виновных. Китайские СМИ, обычно освещающие жизнь мигрантов в спокойной манере, на этот раз не поскупились на похвалы тем, кто сумел «постоять за себя».
И тем не менее следует признать, что в целом китайские власти отвечают на агрессию против мигрантов взвешенно, сдержанно. Принципиальная линия властей состоит в том, чтобы, отстаивая интересы своих сограждан, не допускать разжигания страстей.
Вероятно, по мере роста сил и амбиций Пекин, сохраняя корректность, будет все более жестко защищать личность и имущество своих граждан, ни на минуту не отказываясь при этом от стратегического курса на расширение объемов китайского труда в РФ.