0
1829
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.02.2010 00:00:00

Ремонт постсоветского союза

Александр Караваев

Об авторе: Александр Валерьевич Караваев - зам. гендиректора ИАЦ МГУ.

Тэги: снг, председательство


снг, председательство Главы государств Содружества в очередной раз соберутся на саммит весной в Москве.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Очередной импульс активизации социально-экономических связей постсоветского пространства, завязанных на Россию, Москва наметила осуществить в течение 2010 года – периода председательства в СНГ. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о намерении к весне собрать от президентов стран-участников их предложения относительно апгрейда организации, привести их к единому знаменателю, а затем утвердить на очередном саммите. Шувалов уже начал встречаться с представителями глав – участников СНГ. В этой связи возникает два вопроса. Станут ли в Москве всерьез готовить рывок в интеграции или продолжат поддерживать имитацию первостепенного внимания к этому делу, используя новомодную «модернизационную» риторику?

Назначение «путинского маршала» Шувалова национальным координатором РФ по делам СНГ должно говорить о серьезности намерений. В его обязанности на этом посту входит контроль за реализацией принятых в рамках СНГ документов, а также координация деятельности госорганов по вопросам сотрудничества. Напомним, за его плечами успешно подготовленный G8, затем весной 2008 года он оказался в роли дублера премьера Путина при подготовке и согласовании «Концепции-2020». Правда, Шувалов также курировал проект «удвоения ВВП к 2010», и вышел облом, но, с другой стороны, это закономерный результат существующей модели хозяйствования. Поэтому Шувалов в числе потенциальных кандидатов на место премьера. А сегодня закрепление за Шуваловым постсоветских проектов интеграции (включая ТС ЕврАзЭС), безусловно, поднимает их статус.

Еще в этой связи уместно вспомнить недавнее высказывание Путина относительно дальнейшего развития Таможенного союза: «С 1 января 2012 года перед нами стоит следующая, более амбициозная задача – выйти на Единое экономическое пространство. Это еще более глубокая степень интеграции». Просматривается очевидная линия. Десять лет назад Путин вышел на арену постсоветского пространства как раз с идеей интеграции в рамках ЕврАзЭС. К 2010 году мы получили Таможенный союз. Если дальше все сложится, как планирует премьер, такое экономическое объединение с населением в 170 млн. человек сможет стать точкой притяжения капиталов и передовых технологий, станет интересным для других участников СНГ. Есть даже версия, что так готовится очередная политическая платформа для российского лидера – «лидер Евразии после 2012 года».

Но вернемся в реалии. Очевидно, что сотрудничество с СНГ так и не стало приоритетом для Москвы, оставаясь лишь декларацией публичных внешнеполитических документов. Верно и то, что многие путинские обещания обесценились. Большинство афишируемых как долгосрочные, стратегии на деле оказывались элементами политических манипуляций, влияющих лишь на аппаратные игры. То же может статься и с нынешним апгрейдом СНГ.

Но посмотрим с оптимистической стороны, в любом случае будет проделана какая-то работа и даже определенные позитивные результаты могут быть достигнуты. С чем же будет иметь дело Шувалов? В СНГ выделяется четыре блока: политический, социально-экономический, гуманитарный и вопросы безопасности. Кроме последнего, три из них будут затронуты вниманием Шувалова. Вероятно, за основу модернизации будет взята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, именно в этом документе заключается вся проблематика развития организации. Ее подписали в ноябре 2008-го премьеры девяти государств, включая даже Украину, Молдавию и Азербайджан, но с рядом оговорок. Азербайджан, к примеру, не стал подписывать стратегию в части согласованного транзита и реализации энергоресурсов. Молдавия согласилась со стратегией, за исключением формирования Единого информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ. Украина подписала, за исключением положений, которые могут противоречить правовым параметрам интеграции Украины в ЕС и договорным обязательствам, взятым Украиной как членом ВТО. Также Украина не собирается двигаться к интеграции системы образования и формировать общий рынок труда.

После избрания нового президента Украины практический интерес будут представлять оценки возможности евразийского крена Украины. Но вряд ли она станет более удобным партнером для интеграции с РФ, чем та же Белоруссия.

Думаю, что нужно отдельно говорить о реформе организации СНГ и отдельно о стратегии координации постсоветских государств, необязательно привязанной к конкретной организации. Термин «интеграция» в данном случае не очень подходит. Надо отметить, что одна из технических задач реформы уже осуществляется самими управляющими органами СНГ, а именно – инвентаризация соглашений, определение списка неработающих документов и прекращение их действия. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Недавно Молдавия, Казахстан и Армения предложили ликвидировать Экономический трибунал СНГ. Каждый участник СНГ ежегодно расходует десятки тысяч долларов на участие в этой структуре, хотя со дня начала его работы в марте 1995 года рассмотрено лишь 65 дел.

Эта судебная инстанция доказала свою неэффективность. Есть и другие претенденты на секвестр, так что по этому пути необходимо идти дальше. Потребуется грамотно составить повестку модернизации аппарата управления СНГ, не смешивая с теми проблемами, что рождены постсоветским транзитом и принципиально не могут быть решены никакими организациями в принципе, как, например, эгоизм национальных элит или этнотерриториальные конфликты.

В принятой Стратегии-2020 есть существенные пробелы – это образование и права человека. До сих пор не решены вопросы взаимного признания дипломов, не отрегулированы механизмы сотрудничества вузов СНГ. Скажем, программы обмена студентами зависят от энтузиазма и средств самих вузов и не подкреплены бюджетами. Не существует практики волонтерских стажировок, что очень важно как для России в плане поддержания русскоязычного пространства, так и для стран СНГ, стремящихся к продвижению своей гуманитарной политики в России. Все это до сих остается уделом экспертных дискуссий, но именно эти механизмы обустраивают наше общее поле. Наконец, в рамках СНГ уместно ставить вопросы обеспечения прав человека и полноценной работы судебной системы. Здесь, конечно, возникает недоверие к России, связанное с политическими страхами властей СНГ по отношению к мотивам поддержки русскоязычных меньшинств и диаспоры. При должном развороте политики подобные обеспокоенности можно снять: российские НПО/НКО могли бы обучать и поддерживать гражданские инициативы, связанные с правами собственников, потребителей, делиться методами борьбы с произволом местных чиновников. Почему бы и нет? В начале февраля Дмитрий Медведев подписал указы о создании Фонда поддержки публичной демократии и Совета по международным делам, возможно, они и станут разрабатывать стратегию на этом направлении. Есть смысл двигаться этим курсом, учитывая близость режимов «авторитарной демократии» России со многими государствами СНГ и похожий опыт управляемой демократизации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1479
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3381
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2470
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1983

Другие новости