Мусульманки протестуют во Франции против запрета хиджабов и паранджи.
Фото Reuters
Попытка «рождественского» теракта на авиарейсе Амстердам–Москва, референдум о минаретах в Швейцарии и дискуссия о запрете хиджабов во Франции – события последних недель, напоминающие нам о теории «столкновения цивилизаций». Эту теорию многократно опровергали, однако нечто лежащее в основе проблемы все же существует. Эту реальность можно было бы точнее назвать цивилизационным разломом.
Противостояние – реальность
Попытка теракта, совершенная под Рождество 2009 года, потрясла не только Америку, но и весь мир. Она показала, что террористы каждый раз находят способ обойти принимаемые против них методы защиты. 23-летний нигериец Умар Фарук Абдельмуталиб по заданию «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» предпринял попытку взорвать самолет Northwest Airlines. 300 пассажирам и членам экипажа самолета повезло – террорист не сумел надлежащим образом соединить компоненты взрывного устройства, и оно не сработало. В США, а затем и в Европе введены дополнительные меры по обеспечению безопасности на транспортных узлах, в частности ужесточен порядок досмотра пассажиров в аэропортах. Но никто не знает, будут ли эти меры достаточно эффективны. Более того, инцидент со всей ясностью показал, что террористическая организация продолжает пополняться новыми кадрами, в том числе из среды, которая подобной деятельностью раньше не занималась.
До этого, в конце ноября 2009 года, на американской военной базе Форт-Худ в Техасе военврач-психиатр открыл огонь из принадлежащего ему личного оружия, убил 13, ранил около 30 человек и, сам изрешеченный пулями, попал в госпиталь в парализованном состоянии. Его зовут Нидаль Малик Хасан. Это палестинец, родившийся и выросший в США, в городе Роанок штата Вирджиния. Он добровольно был зачислен на военную службу, мусульманин.
Этот 39-летний майор с типичным восточным, арабским лицом, открытым взглядом, в котором никак не уловить и намека на злобность или агрессивность, не давал согласия на командирование его в Афганистан. Однако он был обязан выполнить долг в соответствии с контрактом и присягой. Да, это безусловно так, и он это понимал. Именно поэтому, как указывается во всех сообщениях об этом событии, Нидаль неоднократно обращался с просьбой уволить его из армии, выражал готовность внести неустойку. Ясно, что он не хотел воевать. Не мог – по соображениям личным ли, нравственным, по мотивам религиозным или же им руководил банальный страх – на этот вопрос может ответить только он сам. Хотя очень может быть, что и он не имеет точного объяснения. Но если Нидаль «не хотел убивать», почему же он расстрелял в упор своих товарищей по службе на военной базе? Человек – структура более сложная, чем это, возможно, часто представляют.
Друзья офицера отмечали, что в последние годы он вел себя нервно, часто рассуждал на темы религии, причем в его аргументации в пользу ислама не просматривалось какого-либо фанатизма. При этом Нидаль не раз жаловался, что подвергается унижениям, оскорблениям, презрительному отношению со стороны коллег, потому что он – араб и мусульманин.
Это не просто драма одного человека, в ней как в осколке зеркала отразилось общее психологическое состояние всего общества. Десять минут продолжалась стрельба, но это было подобно неожиданно вскрывшемуся нарыву, который разом обнажил массу болезненных проблем в американской армии и в стране в целом. И вновь на ум приходит та же мысль: разве это единичный случай? А издевательства тюремщиков – американских военнослужащих над иракскими заключенными в тюрьмах в Багдаде, в Абу Грейбе, в Гуантанамо, вакханалия, которую устроили не так давно охранники в посольстве США в Кабуле, сведения об унизительных допросах в тюрьме Гуантанамо. Сообщения об этих фактах проскакивают мимолетно и перекрываются ворохом горячих событий. И все же факты не только упрямая, но и стойкая вещь. И эти факты пульсарами бьют в человеческую совесть, заставляют задуматься. Если такое возможно и повторяется, пусть даже среди очень малой части в обществе, которое называется цивилизованным, не может ли это означать, что оно подверглось разложению – внутреннему, появившемуся, в частности, в результате потакания низменным инстинктам и порокам.
Америка потрясена случившимся на базе Форт-Худ. Растерянность и обеспокоенность распространяются в мусульманских семьях, особенно уязвимо чувствуют себя мусульмане-военнослужащие.
«Исламские террористы из числа граждан США: растущая опасность» – на эту тему в конце ноября прошлого года проходили слушания в Сенатском комитете по внутренней безопасности. Выступавшие отмечали, что террористические нападения исламских экстремистов на американские военные базы за последние 12 месяцев участились. По словам Хуана Зарате, бывшего заместителя советника президента Буша по вопросам национальной безопасности, доморощенные террористы совсем не обязательно действуют по заданию «Аль-Каиды» или другой террористической организации. Он высказал предположение, что Америка «стоит на пороге новой волны терактов, которые готовы совершить живущие в Америке радикальные исламисты».
Газеты наперебой ставят в заголовок сообщений об этом инциденте слово «мусульманин». Да, Нидаль Малик Хасан мусульманин, причем, как подтверждают друзья, правоверный: он исправно молился, соблюдал пост.
При более подробном ознакомлении с этим трагическим событием невольно напрашивается вывод, что в нем проявляется острота нынешнего противостояния между двумя цивилизациями – западной и исламской, и опасности, которые несет в себе этот цивилизационный разлом для людей на Земле. Это осознает и нынешняя администрация США: задача поддержания и развития добрых взаимовыгодных отношений с мусульманским миром поставлена в качестве одной из ключевых в повестке дня внешней политики президента Барака Обамы. На практике, однако, реализация этой задачи оказалась крайне сложной.
Одной риторики недостаточно
В эти дни передачи телевидения и газеты полны тревожных сообщений о ситуации в Йемене, где активизировались сторонники «Аль-Каиды». Появились даже сигналы, что американцы планируют направить туда войска. Это настолько встревожило йеменцев да и других арабов, что Белый дом был вынужден опровергнуть это предположение.
США не могут похвастаться успехами в преодолении тупика в ближневосточной проблеме, являющейся главным раздражителем в отношениях Запада с исламским миром, и это несмотря на предпринятые на этом направлении усилия после прихода в Белый дом Барака Обамы. На протяжении ряда месяцев Вашингтон требовал от Израиля прекращения строительства новых поселений в качестве условия возобновления мирного процесса. Однако в конце октября – начале ноября 2009 года госсекретарь США Хиллари Клинтон, находясь с визитом в Израиле, высказалась за то, чтобы израильско-палестинские переговоры возобновились «без всяких предварительных условий». Это было воспринято как отход Вашингтона от более ранних позиций.
С разочарованием в том, что касается линии США, связывают намерение президента Палестинской национальной автономии Махмуда Аббаса не выставлять свою кандидатуру на выборы, которые он сам назначил на начало 2010 года.
Европа погрузилась в страх перед «исламизацией» континента
Цивилизационный разлом все заметнее ощущается в Западной Европе, где нарастает напряженность вокруг крупных исламских общин; в различных странах проходят выступления, которые прессой квалифицируются как направленные против «исламизации» европейского континента.
В европейских странах разворачивается бурная дискуссия о том, что ждет Европу в будущем. В конце ноября в Швейцарии состоялся референдум по вопросу запрещения строительства минаретов при уже существующих мечетях. Ожидалось, что швейцарцы отклонят эту инициативу, но, вероятно, очень незначительным большинством. Однако более 57% голосовавших и 22 кантона из 26 высказались за недопущение строительства минаретов. Инициатор референдума – Народная партия – собрала подписи 100 тыс. швейцарцев и провела активную кампанию под лозунгом «Минареты могут стать первым признаком исламизации Швейцарии». В этом государстве с населением 7,5 млн. человек проживает около 400 тыс. мусульман, в основном выходцев из бывшей Югославии и Турции, и это делает ислам второй по распространенности религией страны.
Швейцария всегда считалась одной из самых терпимых европейских стран, и итоги референдума расцениваются в европейских либеральных кругах как весьма тревожные, ибо они показывают, что страх перед усилением ислама является реальным фактором европейской политики. Сразу же появились отклики по всей Европе: правые антииммигрантские организации восприняли это как симптом изменения настроения общественности, а известный правый голландский политик Вилдерс даже выступил с предложением провести подобный референдум в Нидерландах.
Анкара официально призвала Берн аннулировать результаты референдума, и во многих турецких городах прошли акции протеста. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Референдум в Швейцарии, запретивший строительство новых минаретов, выявил расизм и радикальный национализм в Европе. Выбор людей, свобода вероисповедания и совесть не могут быть изменены посредством референдума».
В английском городе Лидсе в конце октября 2009 года шумную антиисламскую манифестацию организовала ультраправая группировка «Английская лига защиты», которая действует по принципу клубов футбольных болельщиков. Одной из ее целей является противодействие растущему влиянию мусульманской диаспоры на британское общество. Подобные акции в Манчестере в октябре, а в сентябре в Бирмингеме выливались в столкновения между ультраправыми и антифашистами.
Газета Guardian в августе 2009 года поместила обзор ряда недавно вышедших книг, подготовленный своим сотрудником Пандадж Миша. В одной из них утверждалось, что «в Европе живут 53 миллиона мусульман». Это якобы «демографическая бомба замедленного действия» и поэтому должна быть немедленно обезврежена. В действительности, по данным Al Ahram weekly, мусульмане составляют не больше 3–4% от 500-миллионного населения Евросоюза. В обзоре делается акцент на «мусульманской опасности», ибо Европа стоит перед угрозой захвата мусульманами.
Серьезные осложнения в отношениях между Египтом и ФРГ вызвало убийство немецким экстремистом в июле 2009 года в Германии 32-летней беременной египтянки Марвы Шербини. Канцлер Германии Ангела Меркель официально принесла президенту Египта Хосни Мубараку извинения по этому поводу. И тем не менее по Каиру прокатились многочисленные демонстрации.
Ряд исламских государств выступили с официальными требованиями, чтобы немецкие власти обратили особое внимание на обеспечение безопасности мусульман. В целом, как признает газета Tadeszeitung, в Германии в последние годы усилилось неприязненное отношение к мусульманам. Особенно неприятно чувствуют себя женщины в хиджабах, к которым относятся с откровенным презрением. А в Нижней Саксонии, по утверждению газеты, полиция в течение нескольких последних лет «контролирует» мечети, устраивая проверку документов и осмотр личных вещей верующих.
Исламофобия крепчает
Мусульмане опасаются, что исламофобия на Западе принимает новые, все более кровавые формы. Исследования, осуществленные в декабре 2006 года базирующимся в Вене Европейским центром мониторинга расизма и ксенофобии, приводят к бесспорному выводу, что «исламофобия усиливается всюду в Европе, и многие мусульмане чувствуют, что им угрожают и их не понимают». В докладе, подготовленном центром, отмечаются факты религиозной предубежденности во всех 27 странах Евросоюза. «Мусульмане постоянно страдают от физического насилия и дискриминации на работе», – говорится в докладе.
Махмуд Халиль, профессор факультета информации Каирского университета, считает, что «мусульманские меньшинства на Западе страдают больше, чем представители какой-либо другой религии, ибо нет международного зонтика, такого как, например, Халифат, который обеспечивал бы защиту мусульман».
Мусульмане, в свою очередь, обеспокоены, что негативистское отношение со стороны определенных кругов некоторых западноевропейских государств может вылиться в открытые террористические акты. Характерно в этой связи, что Организация Исламская Конференция объявила борьбу с исламофобией одной из своих приоритетных задач и приняла решение о подготовке ежегодных докладов на эту тему.
Наиболее серьезная опасность таится в том, что в последнее время нарастает активность радикальных групп не только мусульманской молодежи, но и в рамках различных направлений христианства. Это не только создает общий фон напряженности, но и интенсивно используется в собственных интересах политическими силами, заинтересованными в дестабилизации ситуации, в разжигании межконфессиональной вражды. Например, в конце 2009 – начале 2010 года в Египте и Нигерии были вспышки столкновений между мусульманами и христианами, жертвами которых стали десятки человек.
Раскол еще можно преодолеть
Цивилизационный разлом проходит через четыре международных кризиса, которые все больше переплетаются, осложняя общую ситуацию новыми запутанными перекрещивающимися узлами. Это – арабо-израильский конфликт, ситуация вокруг Ирана, предстоящий вывод войск США из Ирака и наиболее острый в настоящий момент – афгано-пакистанский. Перед миром маячит кошмар возможного доступа террористов к пакистанскому ядерному оружию.
На фоне опасности, которую несет для судеб человечества этот цивилизационный разлом, высвечивается естественная позитивная роль, которую могла бы взять на себя Россия, где испокон веков христиане и мусульмане живут бок о бок в составе единого государства и где на протяжении истории не было религиозных войн. Именно Россия может стать своеобразным цивилизационным мостом: для этого необходимы многосторонние целенаправленные и хорошо продуманные действия в различных областях. При этом не следует игнорировать идеологическое и культурное многообразие общества. Нужна умная, гибкая и современная политика, исходящая из того, что только силой разлом не преодолеть.