Многим украинцам сало нынче не по карману.
Фото Reuters
Феномен не сдерживаемой правовыми рамками политической конкуренции в Украине давно никого не удивляет. За все годы независимости едва ли можно насчитать шесть-семь относительно спокойных, «бескризисных» лет, отличавшихся стабильностью власти и легитимными политическими условиями. Сам политический процесс развивался скорее по законам кризисного менеджмента, чем по стандартным правилам конкуренции политических групп и идеологических течений.
Политическая поляризация
Результаты первого тура выборов 17 января – отчасти ожидаемые и во многом прогнозируемые. Перевес Виктора Януковича предсказывали все опросы, проведенные серьезными социологическими службами. Но 10-процентный отрыв от Юлии Тимошенко дает ему серьезные преимущества, преодолеть которые нынешнему премьеру будет крайне сложно.
Очевидным сюрпризом голосования стал высокий результат Сергея Тигипко, который едва ли не впервые сумел реализовать фактор «третьей силы». Следует учитывать, что итоги голосования во многом отражали выбор не «за», а «против» одного из главных претендентов. В пользу Виктора Януковича играет недовольство граждан экономической ситуацией и практическими последствиями политики властей. Что касается Тигипко, апелляции к здравому смыслу и декларирование независимой позиции позволили ему использовать усталость общества от хронической вражды политических оппонентов и ожидание позитивных перемен.
Ситуация перед вторым туром характеризуется ростом напряженности. По данным социологических исследований, шансов преодолеть отставание от Януковича у Тимошенко почти нет. Но это – если предположить «естественное» развитие событий. Однако смысл постмодерна – в отказе от стандартных правил, использовании непредсказуемых решений и поворотов, управлении общественными процессами на основе эмоциональных и иррациональных импульсов. Не случайно в течение длительного времени ожидания в украинском обществе отражали высокую вероятность победы Виктора Януковича, хотя многие, кто поддерживал такое мнение, высказывали сомнение, что он сумеет реализовать свою победу.
Для Юлии Тимошенко простейший способ обеспечить перевес в свою пользу – склонить на свою сторону избирателей, проголосовавших за кандидатов, которые не прошли во второй тур. Голосов, отданных за Арсения Яценюка, Виктора Ющенко, Анатолия Гриценко и Олега Тягнибока, едва ли хватит для преодоления разрыва, но если привлечь избирателей Сергея Тигипко, картина могла бы существенно измениться. Примечательно, что Яценюк и Ющенко уже призвали своих избирателей голосовать против всех. В этих условиях линия поведения Сергея Тигипко может существенно повлиять на баланс сил в ходе второго тура.
Если этого не произойдет, при минимальном разрыве между претендентами можно прогнозировать, что проигравшая сторона откажется смириться с поражением. В таком случае судьба выборов будет решаться в ходе судебных тяжб, митингов и пикетов вокруг Центральной избирательной комиссии, Высшего административного суда и других государственных учреждений. В этом случае многое будет зависеть от мобилизации политических активистов, влияния на суды, настроений административного аппарата и бизнес-кругов, но также от позиции президента Виктора Ющенко, который при определенных обстоятельствах может сыграть ключевую роль и поставить точку в затянувшемся споре.
Человек «здравого смысла»
У каждого из действующих лиц украинской политики своя политическая судьба и своя траектория. В случае победы Виктора Януковича можно ожидать проведения досрочных парламентских выборов, которые существенно изменят состав парламента. В состав новой властной коалиции войдут политические движения Сергея Тигипко и Арсения Яценюка, которые вместе с Партией регионов смогут сформировать устойчивое правительство.
Победа Юлии Тимошенко позволит ей монополизировать власть в своих руках и даст возможность укрепить парламентское большинство.
Что касается Тигипко, которому Тимошенко публично предложила пост премьера, скорее всего он будет продолжать собственную политическую игру и получит возможность реального влияния в системе власти. Похмелье на чужом пиру, когда Юлия Тимошенко попытается переложить на него груз проблем и неудач, включая пустой бюджет и свертывание социальных расходов, его вряд ли устроит. Но не следует забывать, что далеко не все проблемы формирования власти будут решаться в Киеве. Существенным, если не определяющим фактором, который может повлиять на позицию и Тимошенко, и Тигипко, остаются интересы международных финансовых кругов.
Четвертым президентом Украины станет либо Виктор Янукович, либо Юлия Тимошенко. Фото Reuters |
Внешние интересы
Судя по обзорам и комментариям западных финансовых аналитиков, внешние кредиторы Украины склоняются к более жесткому варианту стабилизации власти. Досрочные парламентские выборы, как, впрочем, и длительная судебная волокита после выборов, угрожающая политической и экономической стабильности, кредиторам явно не нужны.
От украинских властей ожидают твердых гарантий возврата 37 млрд. долл. частно-корпоративных или гарантированных государством внешних долгов со сроком погашения в 2010 году. Даже учитывая возможность частичного перекредитования этих обязательств, сумма ожидаемых выплат составляет не менее 10 млрд. долл. в 2010 году. Затем в 2012–2013 годах ожидается повышение суммы ежегодных выплат до 15–24 млрд. долл., включая проценты по предоставленным МВФ кредитам и погашение ранее выпущенных государственных облигаций. Очевидно, нынешний объем золотовалютных запасов Украины (около 26,5 млрд. долл.), которые с осени 2008 года сократились более чем на треть, недостаточен для обеспечения финансовой стабильности. Ближайшие условия, которые ставятся перед украинской властью, касаются возобновления сотрудничества с МВФ по программе Stand by и секвестр бюджета, включая принципиальный отказ от любых попыток повышения социальных выплат. Фактор зависимости от России также учитывается. Для оплаты текущих поставок газа МВФ дал специальное разрешение использовать часть средств из золотовалютных резервов.
Если политическая и экономическая ситуация в стране будет и далее ухудшаться, это может существенно отразиться на поведении центральных фигур украинской политики, включая неожиданные перестановки и альянсы. Многое будет зависеть от убедительности их обещаний и гарантий, данных внешним игрокам, а также от способности принимать непопулярные, но уже практически неизбежные политические решения.
Хотя в ходе нынешних выборов речь идет о новом президенте, ключевой фигурой в системе власти будет все же премьер-министр, который не сможет эффективно действовать без прочного парламентского большинства и эффективного кабинета. Впрочем, все это справедливо лишь в случае соблюдения конституционно-правовых норм. Ситуация позволяет предполагать гибридные решения, которые вряд ли будет возможно оценивать с точки зрения общепринятых стандартов и процедур политической демократии.
С этой точки зрения программы и предвыборные обещания кандидатов имеют значение лишь во внутриполитическом контексте и вряд ли будут восприниматься всерьез внешними заинтересованными участниками. Учитывая тяжелую ситуацию, в которую загнана украинская экономика, в ближайшие годы можно ожидать не только сокращения уровня жизни граждан и частичного демонтажа индустриально-экономической базы, но также существенного перераспределения экономических активов. Соответственно на поддержку внешних акторов могут претендовать те силы, которые сумеют продемонстрировать свою готовность выполнять поставленные задачи. Отмеченные факторы могут проявиться еще до выборов 7 февраля и оказать весьма существенное влияние на их итоги и результаты.
Киев