Виктор Ющенко, согласно прогнозам, продлит президентство, но только до второго тура выборов.
Фото Reuters
В Украине вчера состоялись первые выборы, в которых пресловутый российский фактор не сыграл никакой роли. Если все 18 лет независимости украинским политикам удавалось как минимум спекулировать на этой теме, то на сей раз официальная Россия впервые не позволила этого сделать, демонстративно устранившись от заметного влияния на ситуацию и не проявляя ни малейшей заинтересованности в происходящем. В итоге проиграли и те, кто рассчитывал на поддержку Москвы, и те, кто ожидал вмешательства, позволяющего консолидировать электорат перед лицом «внешнего врага».
Но самое странное, что к завершению кампании «антироссийскому» президенту Виктору Ющенко пришлось, как утверждают политологи, примкнуть к лагерю «пророссийского» кандидата Виктора Януковича, чтобы вместе воевать с премьер-министром Юлией Тимошенко, которую годом ранее Ющенко обвинял не просто в пророссийской политике, но в предательстве национальных интересов и даже в государственной измене. Судя по тому, что добрые отношения с российским руководством не сблизили Тимошенко с Януковичем, можно говорить о том, насколько мало значимым на самом деле является российский фактор для украинских политиков и сколь незначительное влияние Москва оказывает на ситуацию в Украине в целом.
Так сложилось отнюдь не потому, что Россию действительно не интересует Украина, а по той причине, что задолго до выборов стало понятно: во второй тур обязательно выйдут Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Оба кандидата устраивают Россию ровно настолько, чтобы можно было объявить о завершении дипломатической войны: отправить в Киев посла РФ, разморозить переговорный процесс, договориться о компромиссных решениях самых острых вопросов. «В Москве отлично понимают, что ни один украинский президент не будет по-настоящему пророссийским. Если в 2004 году таким считался Янукович, то за прошедшее время он продемонстрировал готовность договариваться с Ющенко даже по принципиальным для Партии регионов вопросам, включая проблему статуса русского языка, вступления в НАТО┘ Тимошенко тоже действует исходя из своих интересов. Она договаривается с Путиным о поставках газа, но в то же время отказывается ответить по-русски российскому телеканалу», – отметил политолог Константин Бондаренко.
Однако и Тимошенко, и Янукович на посту президента попытаются сделать все, чтобы нормализовать отношения с РФ. Не только потому, что этого ожидают от них избиратели и что в этом заинтересованы зависимые от российских поставок газа страны ЕС, но и по той причине, что на украинских политиков оказывает давление крупный бизнес, которому невыгодна постоянная неопределенность в межгосударственных отношениях, порожденная недоговороспособностью президента Украины. Поскольку разрешение острейших украинско-российских вопросов – в том числе идеологических, исторических, языковых, интеграционных – опасно расколом государства, новый президент попытается обойти их, отложив на потом. Политолог Виталий Бала уверен, что Тимошенко и Янукович, кто бы ни стал президентом, одинаково заявят об ориентации страны одновременно на сотрудничество с Россией и сближение с Евросоюзом.
Именно такая позиция максимально соответствует ожиданиям украинцев во всех регионах страны. На деле это означает только, что новый президент в отличие от Ющенко не станет торпедировать вопрос о порядке вывода Черноморского флота из Крыма, забудет о НАТО, введет негласное табу на обсуждение тем Голодомора и роли ОУН-УПА. То есть не столько разделит позицию российской власти, сколько откажется от обсуждения острых вопросов.
«В России уверены, что следующие пять лет политика Украины в любом случае будет пророссийской, и, ни к кому жестко не привязываясь, ждут выборов, чтобы узнать имя человека, с которым им придется сотрудничать. Они хотят, чтобы это был человек, который может принимать решения и гарантировать стабильность», – пояснил примерно месяц назад председатель Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж. Он сказал, что ни одна страна мира не проявила серьезной заинтересованности в победе конкретного кандидата на президентских выборах в Украине и не попыталась повлиять на предвыборную кампанию.
Впрочем, многие эксперты расценили ноябрьскую встречу Тимошенко и Путина в Ялте как демонстрацию российской поддержки украинскому кандидату. Тем более что по итогам переговоров были подписаны дополнения к газовым контрактам, отменявшие возможность штрафов за недобор Украиной законтрактованных объемов газа. Более того, «Газпром» неожиданно легко согласился повысить тариф на транзит российского газа по украинской территории на 60% и при этом снизить требования к объемам закупки Украиной газа в 2010 году. А за несколько часов до наступления Нового года официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов сообщил, что российская компания отказалась от инициированного год назад в Стокгольмском арбитражном суде дела против «Нафтогаза Украины»: были отозваны все девять исков, связанных со срывом европейских поставок газа в начале 2009 года. Все это позволило Юлии Тимошенко позиционироваться в качестве успешного переговорщика, который способен отстаивать национальные интересы страны даже на таком сложном направлении, как отношения с Россией.
Впрочем, сразу после встречи Тимошенко и Путина представители «Единой России» попытались сгладить впечатление, публично заявив о том, что Кремль не поддерживает никого из украинских кандидатов, но партия делает ставку на Виктора Януковича. «Конечно, проводятся какие-то консультации, но о системности речь не идет. Мы не отмечаем и программ финансирования кандидатов политиками, спецслужбами и тем более государствами», – уточнил глава внешней разведки Украины.
Директор украинского Центра политического и экономического анализа Александр Кава, комментируя в тот момент ситуацию, заявил: «Россия показала, что не хочет класть яйца в одну корзину, дала понять, что готова поддерживать хорошие отношения с обоими фаворитами президентской гонки». При этом политологи отмечают, что это не исключает проблем в будущем. Например, Янукович регулярно критикует подписанные Тимошенко газовые соглашения, а сотрудники «Газпрома» через СМИ проводят мысль о том, что не собираются пересматривать документы.
Зато Янукович готов к созданию газового консорциума по управлению газотранспортной системой, а Тимошенко отказывается обсуждать этот вопрос.
Существуют и системные проблемы, которые не потеряли остроту, а просто были отложены на время до завершения президентства Ющенко. Так, до сих пор открытым остается вопрос об участии Украины в ряде надгосударственных структур в рамках СНГ – в частности, в проекте Единого экономического пространства (ЕЭП). Поскольку Украина вступила в ВТО, то ее интеграция в ЕЭП фактически исключена. Однако попытка завершить переговоры о создании украинско-российской зоны свободной торговли без ограничений и изъятий неизбежно натолкнется на проблему членства в ЕЭП. То же можно сказать о Таможенном союзе и ряде других объединений, не говоря уж об оборонных проектах. Хотя Тимошенко и Янукович одинаково заявляют о неготовности страны к обсуждению вопроса о членстве в НАТО, в программных документах обоих политиков такая перспектива указана. Нельзя исключить, что с приближением времени завершения базирования российского флота в Крыму вопрос снова не будет актуализирован и не перерастет в очередной конфликт.
В целом же во внешней политике Тимошенко и Янукович ориентируются на одинаковые направления. Это позволило Виктору Ющенко заявить недавно, что два лидера гонки – это «пара, угрожающая кремлевской политикой для Украины». В ответ десяток национал-демократических партий, ориентирующихся на Тимошенко, обвинили Ющенко в сговоре с «пророссийским» Януковичем и в проведении антигосударственной политики. Первоначальная ставка окружения Ющенко на использование того самого российского фактора в виде пугала для избирателей на сей раз себя не оправдала. Низкий рейтинг главы государства свидетельствует о том, что для украинцев важнее проблемы внутри страны и что они не воспринимают Россию как внешнего врага. По данным соцопросов, свыше 90% граждан Украины заинтересованы в нормализации отношений.
Тимошенко и Янукович способны гарантировать проведение такой линии, которую каждый из них попытается совместить с ориентацией на сотрудничество с ЕС. Что касается внутренней политики, то большинство украинцев (около 60%) не доверяют схожим популистским лозунгам. Украинская писательница Оксана Забужко сформулировала отношение граждан так: «При президенте Тимошенко – несколько лет безумия и полный коллапс, при президенте Януковиче – несколько лет стагнации и медленное гниение». Политологи подтверждают, что ситуация изменится только к следующим президентским выборам, когда на политическую пенсию уйдут «коммунисты», «комсомольцы», представители «режима Кучмы» – те, кто находился у власти, меняя должности, все годы украинской независимости. Как только момент станет действительно определяющим и переломным, у России снова появится интерес к украинским событиям.
Киев