Операция армии Израиля в Газе превратила значительную часть города в развалины, но не приблизила урегулирования проблемы.
Фото Reuters
Явно пробуксовывают усилия администрации Обамы оказать давление на Израиль с тем, чтобы заставить его прекратить расширение существующих на Западном берегу реки Иордан и в Восточном Иерусалиме поселений. Это чрезвычайно острый и болезненный вопрос (в повестке дня стоят такие проблемы, как статус Иерусалима, границы будущего палестинского государства, возвращение палестинских беженцев и т.п.). В последнее время официальные представители Белого дома и Госдепартамента высказывали глубокое сожаление по поводу одобрения правительством Нетаньяху таких планов.
Стоит заметить, что правительство Нетаньяху активизировало деятельность произраильского лобби в США: целый ряд влиятельных деятелей Демократической партии выступили с критикой политики давления на Израиль в связи с поселениями. Формально нынешние власти Израиля согласились с идеей независимого палестинского государства, но с такими условиями, что подобное образование (и об этом сразу заявили палестинцы) может быть названо лишь протекторатом, а не суверенным государством.
Сегодняшняя ситуация на Ближнем Востоке внушает самую серьезную тревогу, ибо в этом регионе идет быстрый процесс изменения соотношения сил. Возросло влияние региональных игроков, прежде всего Египта, Сирии, Саудовской Аравии, Ирана и Турции, усилилось использование религиозного фактора, в том числе, что особенно настораживает, крайне ортодоксальными группами для достижения определенных политических целей. Победа ХАМАС в 2006 году на палестинских выборах и последующие события привели к тому, что исламистское течение в рядах палестинцев не просто набирает силу, а с каждым днем завоевывает все большее число сторонников. Процесс исламизации внутренней политической жизни характерен практически для всех арабских государств, в частности сопредельных Израилю.
Между тем и в Израиле, и даже в международных сионистских кругах трезво мыслящие политики осознают, что нынешний курс правительства Нетаньяху не просто бесперспективен, но чреват самыми трагичными последствиями для самих граждан Израиля, не говоря уже об общей ситуации в регионе: если в ближайшие годы не будет достигнут реальный прогресс в решении конфликта, то развитие событий может выйти из-под контроля. Ныне все большему числу наблюдателей становится ясно, что иного пути, кроме как достижение взаимоприемлемых договоренностей с арабами, просто не существует. И никогда ранее фактор времени не был столь важным: конкретные шаги необходимы сегодня, ибо завтра уже может быть поздно. Это связано с появлением новых компонентов обстановки; в числе важнейших можно выделить следующие.
Над Израилем нависла сложнейшая проблема – демографическая, разрешение которой, во всяком случае в ближайшем будущем, практически нереально, это своего рода бомба замедленного действия. Численность евреев в Израиле равна 5,5 млн. человек; а палестинцев, проживающих в Израиле на оккупированных территориях, – 5,1 млн. Вероятнее всего, судя по прогнозам, в следующем году эти цифры сравняются. Поставленная правительством Нетаньяху задача «обеспечить еврейский характер государства» при сохранении оккупации оказывается недостижимой.
Далее, как показали военные действия против Ливана и в Газе, израильская армия при ее очевидном превосходстве с точки зрения оснащенности, вооружений, подготовки и прочего оказалась неспособной нанести решающее военное и психологическое поражение противостоящим арабским силам.
Бесперспективность продолжения силового политического курса понимают многие и в Израиле, где начинают все более открыто и жестко говорить: те, кто ныне оказался у руля, должны осознать, что выживание Израиля даже при всем его превосходстве, включая обладание ядерным оружием, может оказаться под угрозой, если правительство не откажется от нынешней линии. А это, как всем очевидно, упирается в нормализацию отношений с арабскими соседями (арабов сейчас более 300 млн.) и с 1,5 млрд. граждан исламского мира.
Как известно, 22 арабских государства – члены ЛАГ одобрили план мира, в котором заявили о готовности признать Израиль и установить с ним нормальные отношения в случае создания жизнеспособного палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, отвода израильских войск на границы 1967 года и справедливого решения проблемы палестинских беженцев.
Общепризнан и тот факт, что одним из основных условий для реализации ныне официально заявленной администрацией Барака Обамы задачи установления добрых отношений с исламским миром является урегулирование ближневосточного конфликта на приемлемой для обеих сторон и справедливой основе.
Через несколько лет в регионе произойдут большие перемены: радикализация исламской молодежи идет быстрыми темпами, рычаги управления в арабских странах будут в руках уже совершенно других людей, более образованных, посмотревших мир, приобретших уже в молодые годы опыт, вполне вероятно, настроенных иначе в том, что касается их собственной жизни, судьбы их стран и мусульманской уммы. Газета «Монд» назвала их «поколением «Аль-Джазиры» и Интернета».
В эти дни внимание политической элиты на Ближнем Востоке привлекла увидевшая недавно свет книга бывшего президента США Джимми Картера «Мы можем иметь мир на Святой земле: план, который сработает». Красной нитью в ней проходит тезис о том, что квартет (ООН, Россия, Евросоюз и США) должен сыграть основную роль в усилиях по установлению мира на Ближнем Востоке и заставить Израиль немедленно начать мирный переговорный процесс с участием «Хезболлах» и ХАМАС, а также Ирана и Сирии.
Серьезность этого вопроса, безусловно, понимает и российское руководство. «Арабо-израильский конфликт по своим последствиям для мировой цивилизации, включая и межцивилизационные отношения, – подчеркивал президент РФ Дмитрий Медведев, выступая в Каире 29 июня 2009 года, – носит, по существу, глобальный характер, то есть он имеет глобальную опасность».
Российская Федерация на протяжении многовековой истории добилась на своей земле реального взаимодействия нескольких цивилизаций, религий и культур. В нашей стране проживают более 180 народов. Мы говорим более чем на 230 языках, и все вместе мы – единый, многонациональный народ, среди нас – православные, мусульмане, буддисты, иудеи и представители других религий. И вместе мы создаем общее духовное пространство. Это серьезное основание для того, чтобы Россия выступила с инициативой разработки нового плана достижения мира на Ближнем Востоке, возможно, в составе квартета. Подобный план стал бы нашим реальным вкладом в обеспечении реального партнерства цивилизаций. В этом проекте могли бы быть учтены и использованы арабский План мира, идеи Джимми Картера (который мог бы быть приглашен в Москву с этой целью), положения «дорожной карты», Женевские договоренности Йосси Бейлина и Ясира Абдель Раббо.
Россия может выполнить роль беспристрастного посредника, особенно имея в виду наши традиционные добрые отношения с арабскими странами, наш большой кредит доверия в исламском мире (РФ с 2005 года – наблюдатель в Организации Исламская Конференция). У России и тесные связи с Израилем, где проживают более миллиона наших бывших соотечественников и где не менее четверти населения говорит по-русски. Это тем более актуально, что в повестке дня стоит вопрос о созыве в Москве мирной конференции по Ближнему Востоку и Россия именно сейчас может сыграть решающую роль в том, чтобы вывести процесс ближневосточного урегулирования из тупика, придать ему поступательный характер, обеспечить и безопасность Израиля, и права палестинцев.