0
2573
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.10.2009 00:00:00

Шарада Персидского залива

Евгений Бажанов

Об авторе: Евгений Петрович Бажанов - проректор по науке Дипакадемии МИД России.

Тэги: тегеран, ядерная программа


тегеран, ядерная программа Бушерская АЭС – пока главный символ мирного атома в Иране.
Фото Reuters

В конце 1950-х годов советский лидер Никита Хрущев отказался помогать китайскому кормчему Мао Цзэдуну в создании атомной бомбы, чем способствовал разрастанию ссоры между Москвой и Пекином. Не пожелал Кремль делиться атомными секретами и с другим своим ключевым союзником в холодной войне – Восточной Германией. Ныне, когда холодная война давно позади, у России тем более нет никакого резона попустительствовать распространению ядерного оружия. Превращение Ирана в ядерную державу не сулит ничего хорошего ни нам, ни делу мира во всем мире. Пример Ирана вдохновит других включиться в ядерную гонку, и рано или поздно кончится все тем, что соседи по турбулентному Ближнему и Среднему Востоку начнут швыряться друг в друга атомными бомбами. А террористы всех мастей тем временем проникнут в ядерные кладовые и возьмут в заложники все человечество.

«Шестерка» в поисках общего подхода

Негативное отношение к ядерным перспективам Ирана разделяет подавляющее число государств, в том числе все члены «шестерки» посредников (Россия, КНР, США, Великобритания, Германия, Франция), ведущей диалог с Тегераном по ядерной проблематике. Но позиции участников «шестерки» все-таки не являются идентичными.

Для Соединенных Штатов исламский режим в Иране – закоренелый недруг, даже враг, который уже почти 30 лет портит американцам нервы. Бросает вызов глобальному лидерству Вашингтона, называет США «большим шайтаном», грозит уничтожением главному американскому союзнику на Ближнем Востоке Израилю, поддерживает различные антиамериканские силы в мусульманском мире, третирует граждан США и т.д. Не случайно у предыдущего главы Белого дома Джорджа Буша так и чесались руки расправиться с исламским режимом в Тегеране, тем более что на это подзуживали многочисленная иранская диаспора, осевшая на Западе, а также либеральная оппозиция внутри самого Ирана. Барак Обама настроен менее воинственно, чем его предшественник, но и он не намерен миндальничать с недавно переизбранным президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. В выступлении в ООН 23 сентября с.г. президент США подчеркнул, что если Иран не откажется от ядерных планов, то он «должен быть призван к ответу».

В России не существует столь категорического неприятия Ирана. Конечно, мало кого из нас привлекают клерикальные крайности в этой стране и воинственные заявления ее лидеров. Но Иран – наш сосед, который оказал содействие в урегулировании конфликтов на Кавказе и в Центральной Азии, сотрудничает с Россией на Каспии, активно развивает с нами торгово-экономические связи, в том числе в использовании атома в мирных целях. В глазах немалого числа россиян харизмы Тегерану добавляет и его антиамериканизм.

У Китая, пожалуй, еще более позитивное восприятие Ирана. В отличие от России Китай никогда в прошлом не воевал и даже не ссорился с Персией. А в 1970-е годы сдружился с ней на основе идей «сплочения стран третьего мира» и особенно «противостояния советскому гегемонизму». Пекин и Тегеран наладили тесное военно-техническое и торгово-экономическое сотрудничество, которое для КНР приобретает все более принципиальное значение: Иран - один из главных поставщиков энергоресурсов «гигантскому дракону» Азии. А Китай, между прочим, всегда прикрывает и покрывает утолителей своего энергетического голода. И в последние дни в Пекине, похоже, даже озадачились тем, что Кремль, мол, начинает подыгрывать американскому давлению на Тегеран (в благодарность за отказ Вашингтона от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше).

Что касается западноевропейского контингента в «шестерке», то в его среде настроения тоже разнятся. Великобритания, как обычно, готова повторять все пируэты американской дипломатии, неважно в какую сторону. А вот Франция и Германия хотя и не питают особых симпатий к словам и делам Ахмадинежада, но предпочитают дипломатические методы урегулирования иранской ядерной проблемы. Франция и Германия связаны с Ираном важными экономическими узами и, кроме того, не хотят нового пожара у себя под боком.

Убедить иранцев сделать правильный выбор

Ну а что сам Иран, к чему он стремится и каким образом намерен добиваться своих целей? Конечно, иранские власти публично отрицают наличие у них военных ядерных планов. Но если повнимательнее всмотреться в их идеологию, внешнюю и внутреннюю политику, последние акции (строительство второго центра по обогащению урана, испытания ракет, угрозы в адрес Израиля), то в ядерную невинность Тегерана верится не очень. Иранцам все-таки хочется обзавестись атомной бомбой по следующим мотивам:

– бомба нужна как гарантия национальной безопасности. Как-то высокопоставленный американский дипломат рассуждал в беседе со мной: «Почему мы бомбили Югославию за нарушения прав человека, а не бомбим Китай? Да потому что у китайцев есть атомная бомба!» Иранцам известна такая американская логика, и они сделали соответствующие выводы;

– бомба – это и средство завоевания Ираном лидирующих позиций в зоне Среднего и Ближнего Востока, в мусульманском мире, а в перспективе – выдвижение Ирана в число глобальных держав. Такие амбиции традиционно присущи всей иранской элите: и самым махровым исламистам, и влюбленным в Запад либералам. В конце концов персидская цивилизация – одна из древнейших в истории человечества! И иранцы надеются, что обладание ими ядерным оружием заставит трепетать Израиль, привлечет под их крыло арабов, даже самых своенравных типа Саудовской Аравии, вынудит прислушиваться к мнению Тегерана всех сильных мира сего;

– конкретно Ахмадинежаду и стоящему за ним консервативному духовенству бомба нужна еще и для нейтрализации внутренней оппозиции, сплочения общества под патриотическими знаменами борьбы с внешней угрозой, за отстаивание государственного суверенитета и национального достоинства, за возвышение родины и т.п.

Таким образом, если сказанное выше верно, иранская ядерная проблема является чрезвычайно сложной и многовекторной. Как в басне Крылова, лебедь, рак да щука тянут воз этой проблемы в разные стороны. Очевидно, что сдвинуть воз с места можно будет только при соблюдении как минимум двух условий:

– Соединенные Штаты решительно освобождают свой подход к Ирану от груза прошлого и берут курс на полномасштабную нормализацию отношений с этой страной. Предоставляют Тегерану такой набор стимулов в области безопасности, политики и экономики, чтобы он приглушил искушение иранцев попасть в ядерный клуб;

– США, Россия, а затем и другие ядерные державы предпринимают осязаемые шаги, способные убедить Иран и все мировое сообщество в своей готовности двигаться по пути к полному ядерному разоружению.

И то и другое очень непросто. Американцы не привыкли уступать «изгоям», а если они все-таки наступят на горло собственной песне – возмутятся израильтяне, а у нас и у китайцев может взыграть ревность, не хочется ведь отпускать иранцев в объятия дяди Сэма! Что же касается разоружения, то все члены ядерного клуба не хуже, а лучше иранцев знают, как выгодно и приятно иметь статус ядерной державы. Кто же от такого по доброй воле откажется?!

Но альтернативы ведь нет. Если пытаться решать ядерную проблему, ничего не меняя в своей политике и ничем не поступаясь, то это абсолютно бесперспективное занятие. Кончится все либо очередной большой войной в зоне Персидского залива, либо дальнейшим расползанием ядерной чумы по планете со всеми вытекающими из этого пагубными последствиями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1715
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1070
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
776
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1055

Другие новости