Отношения Азербайджана и России успешно развиваются не только на президентском уровне.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Одним из важных факторов стабильности на Южном Кавказе должны стать добрососедские партнерские отношения России и Азербайджана. Это особенно актуально в условиях открытия турецко-армянской границы и установления полноценных дипломатических отношений между соседями, что может произойти уже в октябре этого года и серьезно повлияет на баланс сил между ведущими державами и странами региона.
На сегодняшний день благодаря интенсивному диалогу Москва и Баку в основном преодолели накопленные в 90-е годы противоречия. Полностью решены территориальные вопросы в акватории Каспийского моря. Завершается работа над демаркацией сухопутной границы. При непосредственном участии президента России сдвинулось с мертвой точки решение важнейшей для Азербайджана проблемы Нагорного Карабаха. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, Азербайджан сформировал стратегическое экспортное направление через Грузию и Турцию и теперь, чтобы не попасть в полную зависимость от них и стран Запада, активизирует сотрудничество с Россией. Как отмечает политолог Ильгар Велизаде: «В российско-азербайджанских отношениях наблюдается интересный момент. Если все долгие годы независимости Запад был тем направлением, которое позволяло Баку балансировать в отношениях с Москвой, то теперь все поменялось. Реализованы практически все ключевые экспортные проекты на западном направлении, основной поток сырья идет именно там, и уже Россия и ее инфраструктура выступают в качестве противовеса». В связи с этим руководство чувствует себя более свободно в отношениях с Москвой, оно готово поддерживать совместные экономические проекты, вместе решать региональные вопросы безопасности.
Во-вторых, сама Москва в некоторой степени пересмотрела приоритеты во внешней политике в регионе, и сейчас именно Баку выступает одним из ключевых для России партнеров. По мнению известного политолога, профессора Западного университета Фикрета Садыхова, добрососедские, стратегические отношения между Россией и Азербайджаном имеют также важный внутриполитический подтекст для республики. «Оппозиция правительству Ильхама Алиева, как правило, разыгрывает антироссийскую карту, и взаимовыгодные, уважительные отношения соседей лишают их одного из важных козырей в политической борьбе», – считает эксперт.
Одной из ключевых сфер сотрудничества сегодня становится энергетика. По итогам серии переговоров на уровне президентов стран и руководителей национальных компаний «Газпрома» и ГНКАР было подписано соглашение о начале экспорта природного газа в Россию с 1 января 2010 года. На первом этапе объемы будут на уровне 0,5 млрд. куб. м газа в год. В дальнейшем, к моменту освоения второй стадии крупнейшего газового месторождения Шах-Дениз, объемы планируется увеличить до 3 млрд. куб. м газа ежегодно и больше. Россия в действительности может стать одним из основных покупателей азербайджанского газа. Так, по итогам совместного мониторинга мощностей газотранспортной системы выяснилось, что ее пропускная способность в северном направлении составляет около 7,7 млрд. куб. м в год. Все зависит от политической воли Баку, так как с экономической точки зрения Москва готова платить за сырье больше, чем все остальные покупатели азербайджанского газа.
Именно энергоресурсы позволили Азербайджану стать самой динамичной экономикой Южного Кавказа. Фото Reuters |
Аналогичным образом складывается сотрудничество и в области транспортировки нефти. Директор Центра нефтяных исследований Ильхам Шабанов считает, что российское направление для экспорта азербайджанских углеводородов является экономически выгодным и в то же время позволяет республике диверсифицировать экспортные риски. Так, тариф на прокачку тонны нефти по маршруту Баку–Новороссийск не менялся с 1996 года и составляет всего 17 долл. за тонну, в то время как использование железнодорожного маршрута через Грузию стоит более 20 долл. для транспортировки тонны нефти. Ожидается, что по итогам 2009 года по российскому направлению будет перекачано 2,5 млн. тонн нефти.
В целом экономическое сотрудничество России и Азербайджана демонстрирует положительную динамику. Даже после прекращения импорта российского газа в 2007 году взаимная торговля выросла и составила 1,2 млрд. долл. Уже в 2008 году была преодолена планка в 2 млрд. долл. Ожидается дальнейший рост и в 2009, и в 2010 годах. Для республики Россия является главным рынком сбыта товаров, прежде всего продукции сельского хозяйства. И официальный Баку, и азербайджанские производители понимают, что адекватной замены российскому рынку у них нет: рынки соседей малы и являются скорее конкурентами, а выход на другие крупные страны сопряжен с массой трудноразрешимых проблем.
В свою очередь, Азербайджан является крупнейшей и самой динамичной экономикой Южного Кавказа, и неудивительно, что многие страны и компании стремятся застолбить за собой место в различных ее отраслях. К сожалению, российский бизнес ведет себя пассивно. Можно пересчитать по пальцам крупные российские компании, которые реализуют совместные проекты или открывают производство в Азербайджане. Экономисты отмечают, что деловой среде республики свойственны типичные проблемы постсоветского пространства: высокий уровень коррупции, монопольный, закрытый характер рынка. Во многом ситуацию может исправить подписание соглашения о защите взаимных инвестиций, уже несколько лет находящееся в стадии обсуждения. По мнению заведующего кафедрой международных отношений университета «Кавказ» Ровшана Ибрагимова, учитывая продолжающийся строительный бум в Азербайджане, наиболее перспективным выглядит сотрудничество в строительном бизнесе и в сфере производства стройматериалов. «В глобальном плане российские инвестиции в этот сегмент могут быть привязаны к подготовке к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году, что может облегчить окупаемость вложений», – считает эксперт.
Но не все проблемы лежат в законодательной сфере. Руководство республики настороженно смотрит на перспективы прихода «РУСАЛа», «Газпрома» или Росатома в экономику страны. Опасения в основном связаны с тем, что компании, руководство которых близко к правящим российским кругам, будут проводить пророссийскую политику и станут рычагом давления на власти республики. Возможно, такой подход оправдан. Но реализация таких крупных проектов, как строительство АЭС или восстановление алюминиевой промышленности республики, в любом случае возможна лишь при масштабных инвестициях. С другой стороны, в Азербайджане работают крупнейшие западные корпорации. Известно, что они часто являются проводниками интересов своих стран. И Баку в таких условиях удается отстаивать свои интересы и интересы азербайджанских компаний. А значит, вопрос в первую очередь лежит в сфере доверия сторон.
Возвращаясь к геополитическим изменениям в регионе Южного Кавказа, необходимо отметить, что открытие армяно-турецкой границы при активном содействии западных стран без подвижек по карабахскому конфликту не может не повлиять на отношения Баку и Анкары. Слишком уж важна эта тема для Азербайджана. И здесь, по меткому наблюдению Ильгара Велизаде, именно Россия может стать если не политической и экономической альтернативой, то серьезным противовесом западному направлению для внешней политики республики.