Для Виктора Ющенко "национальное" – не просто слово, это цель его политики.
Фото Reuters
17 января 2010 года в Украине должны состояться выборы президента, с которыми в России связывают определенные надежды на улучшение российско-украинских отношений. Однако если Киев будет проводить прежнюю внешнюю политику, то российские ожидания могут не оправдаться.
Засаленная колода претендентов
Претенденты на пост президента Украины не отличаются новизной и разнообразием. Это в значительной мере предопределяет дальнейшее развитие отношений между двумя странами, не позволяя рассчитывать на то, чтобы выстраивать сотрудничество с белого листа.
К началу осени лидерами предстоящих выборов считаются Юлия Тимошенко и Виктор Янукович. К ним как фаворитам избирательной кампании приковано повышенное внимание. По различным оценкам, Янукович имеет наибольший рейтинг – 23–25%. За ним следует лидер БЮТ Тимошенко – 17–18%.
Несмотря на достаточно высокую поддержку избирателей, позиции Януковича и Тимошенко достаточно шатки. Главная проблема Януковича заключается в ограниченности электората, который сосредоточен в восточных регионах, разобщенности в Партии регионов, а также в отсутствии идеологии, подмененной популизмом. Против Тимошенко играют стремительное падение экономического роста, девальвация украинской валюты, задержки заработной платы и снижение уровня жизни населения. Впрочем, лидер БЮТ вновь намерена разыгрывать карту борца с олигархами.
Интрига выборов состоит в том, что к январю 2010 года рейтинги фаворитов могут снизиться, что даст шансы второму эшелону политиков. Например, рейтинги спикера Верховной Рады Владимира Литвина и лидера политической силы «Фронт перемен» Арсения Яценюка находятся в пределах 10–12%. Оба кандидата рассчитывают на выход во второй тур, что автоматически повысит к ним интерес со стороны избирателей как к «новым» фигурам. Так что выборы еще могут преподнести сюрпризы.
Однако и после президентских выборов политическая ситуация в Украине останется нестабильной. Различные комбинации из действующих политиков не предполагают принципиальных изменений в украинской внешней политике.
Вряд ли удастся сформировать устойчивую коалицию в Верховной Раде. Вопрос о досрочных парламентских выборах может спровоцировать обострение противоречий между парламентом, правительством и президентом Украины. Все это будет происходить на фоне несбалансированного бюджета 2010 года, сложных отношений между Киевом и регионами, ожиданиями населения в улучшении условий жизни. В этой ситуации внешнеполитический курс вновь может оказаться заложником внутриполитической целесообразности, как это уже было не раз.
Американский фактор
Президентские выборы в Украине по-прежнему остаются в фокусе внимания США. Однако в отличие от 2004 года, когда принципиальным вопросом для США являлась фигура нового украинского президента, предстоящие выборы важны для американской администрации с точки зрения их демократичности. То есть легитимность нового главы государства не должна ставиться под сомнение. Подобная позиция исходит из уверенности, что независимо от личности нового президента внешнеполитический курс Украины не претерпит кардинальных изменений.
Действительно, на прежних выборах президента западные страны выполнили свою главную задачу. Они привели к власти Виктора Ющенко, который приступил к демонтажу российско-украинских отношений, запустил маховик пересмотра истории и в конце концов добился обострения отношений с Москвой.
Этот успех американцев в России до конца еще не оценили. Рассмотрение российско-украинских отношений сквозь призму факта оранжевой революции и прихода к власти Ющенко затмевает собой долгосрочные последствия для России смены власти в Украине в 2004 году. Хотя американцы с полным основанием могут говорить об «эпохе Ющенко» как о времени, когда Россия и Украина впервые за длительный исторический период оказались в состоянии острой политической конфронтации.
Киевляне не считают родные купола ниже московских. Фото Владимира Захарина |
В ожидании нового украинского курса
В России рассчитывают, что избрание нового главы украинского государства приведет к нормализации двусторонних отношений. Подобные ожидания основаны на пока ничем не подкрепленной уверенности, что новый президент в отличие от Ющенко, который тоже участвует в выборах, будет заинтересован восстановить прерванный диалог между нашими странами. Между тем маловероятно, что новый президент Украины изменит характер российско-украинских отношений. Независимо от того, кто победит на выборах, Украина продолжит курс на дальнейший отход от России.
Повод для столь пессимистичного прогноза дает анализ политики Ющенко на российском направлении. Она была направлена не только на обострение отношений с Москвой и дистанцирование от нее по широкому кругу историко-культурных вопросов, но и на демонтаж постсоветского пространства. Киев добивался его дробления, фрагментации и ослабления на нем влияния России. В этой связи не стоит ожидать корректировки внешнеполитического курса Украины в сторону сближения с Россией. Его базовые положения будут сохранены любым из политиков, пришедшим на смену Ющенко. Киев продолжит курс на вступление в НАТО, трудно будут проходить переговоры по вопросу ЧФ РФ, продолжится наступление на русский язык и культуру.
Соответственно размышления о том, на кого из украинских политиков должна делать ставку Россия, лишены всякого смысла. Необходимо выстраивать рабочие отношения со всем спектром украинских политических сил. Одновременно стоит избавляться от иллюзий, что нынешние политические силы в Украине могут стать проводниками российских интересов.
В рассуждениях о приходе к власти в Украине «хорошего» президента упускают из виду тот факт, что ситуация может развиваться и по более неблагоприятному сценарию. Это возможно в случае, если новый украинский президент не только сохранит прежний курс, но и пойдет на выдвижение жестких условий. В этом случае России придется в прямом смысле выторговывать выгодные для себя решения, неся значительные экономические затраты.
Таким образом, независимо от того, кто станет новым президентом Украины, России стоит готовиться не столько к длительным и непростым переговорам по острым проблемам российско-украинских отношений, сколько следует пересмотреть приоритеты внешней политики на украинском направлении. Прежде всего исходя из того, что в украинском политическом классе сложился консенсус относительно движения Украины в направлении западных стран и ослабления связей с Россией.
В последние годы Россия пытается, хотя и не всегда удачно, реагировать на недружественную политику Украины. Создаются собственные производства, снижая зависимость от украинской продукции, продвигаются проекты новых трубопроводов, идущих в обход Украины. Однако российской политике не всегда хватает последовательности, отсутствуют долгосрочные ориентиры, нет консолидированной точки зрения по ряду принципиальных вопросов, большое воздействие продолжает оказывать крупный капитал. И, главное, Россия никак не может определиться относительно того, является ли Украина стратегическим партнером, как это записано в международных документах, или это государство, чья внешняя политика идет вразрез с ее собственными интересами. Без четкого ответа на данный вопрос будет сложно выстраивать отношения с Украиной и отстаивать российские интересы на постсоветском пространстве.