0
2596
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.09.2009 00:00:00

Нагорный Карабах: 15 лет ни войны, ни мира

Тэги: карабах, турция


карабах, турция В Степанакерте жизнь идет своим чередом...
Фото Юрия Симоняна

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха стал наиболее затяжным, кровопролитным и трудноразрешимым. В годы ослабления и распада СССР этот конфликт между двумя его бывшими союзными республиками – Арменией и Азербайджаном – сопровождался острым политическим, а затем и военным противостоянием, завершившимся 16–17 мая 1994 года подписанием при посредничестве России договора о прекращении огня и невозобновлении военных действий. Породившие вооруженный конфликт спорные проблемы не решены по сей день, несмотря на активное содействие образованной еще в 1992 году Минской группы ОБСЕ, а также государств Евросоюза, США и России.

Напряженность в отношениях между Арменией и Азербайджаном нарастала задолго до этого, однако точкой отсчета начала карабахского конфликта принято считать состоявшееся 20 февраля 1988 года решение областного совета НКАО ходатайствовать перед верховными советами Азербайджанской и Армянской ССР о передаче этой области в состав Армении. После длительных переговоров Верховный совет СССР в принятом 28 ноября 1989 года постановлении поддержал создание реальной автономии НКАО в составе Азербайджана. А вскоре после августовского путча в Москве, 2 сентября 1991 года, Совет народных депутатов НКАО объявил о создании республики в границах Нагорно-Карабахской области и Шаумяновского района Армении.

Распад СССР и вывод советских войск из Карабаха привели к перерастанию ставших и до этого повседневными столкновений между армянами и азербайджанцами в кровопролитную полномасштабную войну между двумя бывшими союзными республиками. И, пожалуй, одной из самых тяжелых сторон разраставшегося конфликта стала гуманитарная катастрофа, вылившаяся в массовые депортации и гибель сотен тысяч людей с обеих сторон.

После начала в 1988 году активного противостояния на национальной почве из Армении были депортированы сотни тысяч азербайджанцев, такая же судьба постигла и армян, проживавших в Азербайджане. К этому добавились десятки тысяч азербайджанцев – временно перемещенных лиц (ВПЛ) из Карабаха. Азербайджанская и армянская стороны приводят в этой связи различные цифры, очевидно лишь, что в Нагорном Карабахе практически не осталось азербайджанского населения. В ходе военных действий вынужденными переселенцами из НКАО стали еще более 40 тыс. человек. К этому можно добавить временно перемещенных лиц из семи районов Азербайджана, оккупированных Арменией в 1991–1994 годах.

Завершившиеся в мае 2004 года активные военные действия не принесли долгожданного мира, породив обстановку «ни мира, ни войны». После подписания Соглашения о прекращении огня в регион не были введены миротворцы – конфликтующие стороны пытаются сами поддерживать порядок, несмотря на периодически возникающие локальные конфликты. Что же касается самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики, то на протяжении всех этих лет она имеет статус никем (даже Арменией) не признанного государства, что не мешает ей поддерживать активные экономические связи с Ереваном и использовать армянские паспорта и номерные знаки на машинах для выезда за пределы страны.

Основным сдерживающим возможное обострение ситуации в регионе фактором на протяжении всех истекших лет оставалась Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Официально в нее были включены девять стран-посредников, но основными действующими членами являются ее сопредседатели – Россия, США и Франция. В течение долгого времени странам-сопредседателям удавалось сохранять общий подход к переговорному процессу на основе признания status quo, то есть состояния замороженного конфликта, поскольку ни азербайджанская, ни армянская стороны не были готовы пойти на компромисс. Однако в последнее время, после признания западными странами независимости Косово и особенно в свете результатов российско-грузинской войны, ситуация стала меняться.

В конце августа 2009 года американский сопредседатель Минской группы Мэтью Брайза заявил о необходимости пересмотра формата деятельности Минской группы и решаемых ею задач, пока Россия как ее сопредседатель «не выполнит взятых на себя обязательств» (в отношении Грузии). Связав воедино эти две проблемы, Брайза тем самым поставил под сомнение роль Минской группы ОБСЕ как гаранта status quo, способствовавшего поддержанию мира в регионе до решения основных спорных вопросов.

В ноябре 2007 года на встрече глав правительств ОБСЕ министры иностранных дел России, США и Франции представили перечень основных принципов урегулирования конфликта, предложив принять на их основе подготовку проекта мирного договора. Ими был предложен конкретный план урегулирования конфликта, в соответствии с которым: армянская сторона должна освободить на первом этапе пять из семи оккупированных районов Азербайджана, куда начнут возвращаться азербайджанцы; в зону конфликта должны быть введены международные силы по поддержанию мира – миротворцы; ВПЛ из Азербайджана далее возвращаются в места своего проживания на территории НКР; после этого – в течение 10–15 лет – на территории НКР будет проведен референдум, который должен определить и закрепить статус республики.

План сразу же был подвергнут резкой критике со стороны оппозиции – как в Азербайджане, так, особенно, и в Армении. Лидеры НПО и общественные эксперты НКР заявили, что предложенный документ противоречит интересам Армении и Азербайджана, а переговорный процесс без участия НКР уже доказал свою несостоятельность.

Дальнейшее развитие событий показало, что пока стороны конфликта не пойдут на взаимные уступки, противоречия между ними будут углубляться. Опыт, однако, показал, что ни одна из них не была готова к принятию компромиссных, а значит, и непопулярных решений, а без этого урегулирование конфликта практически невозможно. За истекшие два десятилетия в обществах двух стран сложилась обстановка тотального неприятия и недоверия. В Армении основные положения Мадридских принципов рассматриваются как «сдача позиций» по принципиальным вопросам. В то же время азербайджанская общественность, главным образом оппозиция, считает недопустимым определение статуса Нагорного Карабаха посредством референдума, тем более в такие короткие сроки.

Обсуждению возможных вариантов решения были посвящены состоявшиеся в последние два года многократные встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. В ноябре 2008 года на встрече в подмосковной резиденции президента РФ Дмитрия Медведева была принята Майндорфская декларация о неприменении силы в разрешении конфликта, где, в частности, говорилось, что стороны выражают готовность способствовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе и установлению в регионе обстановки стабильности и безопасности путем политического урегулирования нагорнокарабахского конфликта на принципах и нормах международного права. Последний акцент представляется наиболее важным, ибо он косвенно указывает на сложившийся в рамках ОБСЕ приоритет территориальной целостности государств.

Обновленный по итогам всех состоявшихся встреч вариант мадридского документа был обсужден в июле 2009 года в Кракове и одобрен представителями США, Франции и России на встрече G8 в Италии.

По оценке международных экспертов, новый вариант соглашения не содержит существенных изменений и сейчас основная задача состоит в согласовании его базовых принципов. Необходимо также «созревание» общественного мнения обеих стран, в котором пока доминируют максималисты. Поиск компромиссов может быть трудным, но без него обойтись нельзя.

В условиях возросшей геополитической и геоэкономической значимости Южного Кавказа важна также позиция международных игроков. Упомянутое заявление Мэтью Брайзы объективно идет вразрез с интересами большинства государств ЕС, а также и Соединенных Штатов, имеющих на Южном Кавказе серьезные экономические позиции. Что же касается России, то она в нынешних условиях тоже не заинтересована в возникновении нового очага войны на своих южных границах.

В сложившихся условиях существенную роль может сыграть Турция, предложившая Армении реальный шанс выхода из изоляции в случае достижения компромиссных решений посредством создания регионального альянса «Платформа сотрудничества и стабильности на Кавказе». Согласно заявлениям турецких экспертов, нерешенность нагорнокарабахской проблемы становится все большим препятствием в кавказской политике Турции, смысл которой заключается в проведении сбалансированной политики в отношении Армении и Азербайджана. Однако любые региональные проекты на Южном Кавказе едва ли получат путевку в жизнь без поддержки таких крупных и заинтересованных игроков, как США, Европейский союз и Россия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1268
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3138
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1787

Другие новости