Владимир Путин принял участие в церемонии на полуострове Вестерплатте в память жертв нацизма.
Фото Reuters
Ни у кого не вызывает сомнения, что визит председателя правительства России Владимира Путина в Польшу носил не просто официальный двусторонний, но символический характер. Идея мемориальных мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине начала Второй мировой войны, в которых бы приняли участие лидеры нескольких стран, родилась в Польше больше года назад. По крайней мере на первом заседании обновленной российско-польской Группы по сложным вопросам в июне 2008 года премьер Дональд Туск озвучил эту мысль. Предложение о такой примиряющей церемонии нашло отклик не только в Москве и Берлине, но и среди руководителей и других стран, в частности Украины.
Широкий, многосторонний формат встречи поколебал представления последних лет о неких противостоящих друг другу форматах взаимодействия на пространстве Центральной и Восточной Европы. Действительно, только само перечисление двусторонних встреч, проведенных Путиным в польском «Тройместе» (агломерация Гданьска, Гдыни и Сопота), поражает своим разнообразием. Кажущаяся парадоксальность набора контактов с лидерами стран и правительства от Финляндии, Германии до Украины и Балканских стран показывает широту спектра российских заинтересованностей в восточноевропейском поясе континента.
Очевидно, что исторический повод дает хорошую возможность поговорить о будущем. Общий настрой российской стороны премьер-министр России задал своей статьей, опубликованной в «Газете Выборчей». В принципе далекий от публицистического жанра руководитель нашел очень верный способ представить свое видение прошлого и устремленность в доброе будущее российско-польских отношений. Оценки исторических событий, в частности пакта Молотова–Риббентропа и катынского преступления, думается, не пришлись по вкусу реакционерам от истории у нас в стране, равно как и выбили пропагандистскую карту из рук оголтелых польских русофобов. При этом вызывает законное удивление фактическое игнорирование содержательной части сказанного и написанного в российских СМИ. Такое впечатление, что отсутствие сенсации, скандала стало серьезным раздражителем как для либеральных, так и для тех российских медиа, что числятся проправительственными. А может быть, в предшествующем угаре борьбы с фальсификациями истории некоторые столь сильно перегнули палку, что распрямить ее стало невозможно?
Хочется думать, что в формирование позиции российского руководства внесла свой вклад и Группа по сложным вопросам. Ее сопредседатели – ректор МГИМО Анатолий Торкунов и бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд этим летом направили совместное послание руководителям двух стран с конкретными предложениями выхода из тупика по историческим вопросам. Оба сопредседателя приняли участие в официальной программе визита, а на пресс-конференции прозвучали некоторые из предложений, обсуждавшихся прошедшей весной на краковском заседании группы в мае 2009 года.
Двусторонняя встреча премьеров России и Польши подвела позитивный баланс развитию торгово-экономических отношений за прошедшие годы. Наконец-то решена проблема судоходства в Вислинском (Калининградском) заливе, что даст дополнительный импульс развитию туризма и транспорта в Калининградской области. Но гораздо более важным было довести до польского руководства и выслушать реакцию касательно перспектив сотрудничества в энергетике. Будь то проблемы, связанные с газопроводом «Ямал-2» или «Северный поток», равно как и возможная реорганизация правовых форм совместного предприятия EuroPolGaz, обеспечивающего транзит газа в Западную Европу. Следует четко понимать, что в Польше существует весьма прагматичное отношение к тому же «Северному потоку».
В случае если этот трубопровод пройдет по польской территории, не в режиме некоего ответвления, а своей основной ниткой, то все польские возражения касательно его строительства будут сняты. При этом очень часто в качестве аргумента подается тот бесспорный факт, что Россия в этом случае снимет свои озабоченности касательно нестабильных транзитеров (Украина, Белоруссия) и пока слабо приемлемых по политическим причинам стран Балтии. Вместе с тем польское руководство вполне логично беспокоится относительно того, как «Ямал-2», предусмотренный к прокладке через польскую территорию, будет сочетаться с «Северным потоком», при этом проблема состоит не столько в том, хватит ли российских энергоресурсов, а насколько они будут востребованы западноевропейскими потребителями.
Можно предположить, что глава «Росатома» Сергей Кириенко сумел обсудить не только вопросы вывоза использованного ядерного топлива, но некие перспективы строительства АЭС в Польше, что время от времени начинают обсуждать польские политики и энергетики.
В целом, колоссально возросший (и это в кризисный период!) товарооборот между двумя странами создает хороший задел для движения вперед. На этом пути предстоит заключить значительный объем новых соглашений, среди которых приоритетными кажутся договоренности о взаимной защите инвестиций, об облегчении приграничного сообщения, о создании специального режима пересечения границы для жителей сопредельных территорий, что даст возможность обойти излишнюю строгость и бюрократичность шенгенских правил.
Теперь, когда подготовительная работа, проделанная на рабочем уровне в предшествующие полтора-два года, получила политический импульс, важно не потерять динамику, не погрязнуть снова в разбирательствах по поводу тяжелого прошлого. Выбор должен быть сделан в пользу современной политики и экономической выгоды, нельзя поддаваться соблазнам «исторической внешней политики» и другим идеологическим ловушкам.