В президентскую кампанию действующий глава Киргизии Курманбек Бакиев вступил с неопределенными отношениями с Россией.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сенсационное заявление о прекращении деятельности авиабазы «Манас», озвученное Курманбеком Бакиевым 3 февраля 2009 года в Москве, вывело Киргизию на первые полосы мировой прессы. Однако сразу же возникли сомнения в том, что это произойдет. Последние решения киргизского парламента, полностью подконтрольного Бакиеву, подтвердили это. Многие эксперты, знакомые с внешней политикой Киргизии последних лет, метко окрестили ее «продажной». К сожалению, приходится с этим согласиться. Непоследовательность и отсутствие вразумительной позиции, погоня за «быстрыми деньгами» логически ведут киргизские власти к краху на международной арене. Для страны и ее граждан это может обернуться вероятной потерей стратегического партнера в лице России, являющейся естественным гарантом безопасности Киргизии. Это отчасти подтверждается заявлением МИД России, в котором отчетливо прочитываются нотки недоумения по поводу очередного «самостоятельного» решения, совершенно очевидно расходящегося со сделанными ранее заявлениями.
Руководством Киргизии начиная с 2005 года, неоднократно делались заявления о возможности прекращения или же ограничения деятельности авиабазы «Манас». Странным образом они озвучивались перед визитами президента страны в Москву. Фактически же они служили средством давления на руководство США в вопросе увеличения арендной платы за авиабазу «Манас». По достижении этой цели все разговоры о выводе на некоторое время прекратились.
В начале июня, то есть почти за два с половиной месяца до официального прекращения деятельности авиабазы, интрига вокруг нее получила очевидное развитие. Курманбеку Бакиеву с небольшим временным разрывом поступили письма от президентов Афганистана и США. В первом из них содержалось предложение о необходимости продолжения переговоров по данному вопросу в интересах гуманитарной поддержки населения Афганистана. В свою очередь, Барак Обама подчеркнул успехи в сотрудничестве Киргизии и США, выражая надежду на их дальнейшее расширение и углубление. Вне всякого сомнения, такого рода дифирамбы в адрес киргизского руководства являлись недвусмысленным сигналом о готовности возобновить и продолжить переговоры.
Это вполне укладывалось в логику заявлений руководства США, которое то попеременно выражало сожаление по поводу такого рода решения, то заявляло о том, что переговоры продолжаются и ситуация находится в штатном режиме. Отчасти это подтверждалось тем, что вплоть до последнего времени авиабаза «Манас» функционировала в обычном режиме. В свою очередь, официальный Бишкек упорно отрицал возможность возобновления переговоров, заявляя о том, что принятое решение не имеет обратной силы, принято самостоятельно и продиктовано национальными интересами.
Многие эксперты связали данное решение с выделением России Киргизии кредита в 2 млрд. долл. и списанием внешнего долга. По их версии, Москва, стараясь усилить свои позиции в регионе и мире, избрала авиабазу «Манас» как средство торга с США по ряду значимых для себя вопросов. Помимо афганской проблематики здесь гораздо более важными выглядели болезненные для России проблемы расширения НАТО на восток (Грузия и Украина), размещения ПРО в Центральной и Восточной Европе, а также Договор СНВ-2.
Учитывая решение Барака Обамы расширить американское присутствие в Афганистане, что автоматически предполагает усиление позиций США в Центральной Азии, стало очевидным стремление России использовать данный фактор в своих интересах. В частности, демонстрация готовности оказать содействие США в Афганистане предоставлением воздушных коридоров для транспортировки гуманитарных грузов позволяла получить преимущество в решении указанных вопросов.
В свете решений киргизского парламента стало очевидным, что авиабаза «Манас» как элемент военно-политического присутствия США в Центральной Азии остается, лишь формально изменив свой статус. Согласно новой версии договора, она превращается в перевалочный пункт транспортировки грузов. Причем, на что следует обратить особое внимание, в соглашении не оговаривается, какие грузы (военные или невоенные) будут проходить через «Манас». Это означает, что все остается неизменным, меняется лишь вывеска.
Американские военные остались в Киргизии, несмотря на обещания Курманбека Бакиева. Фото Reuters |
Что же в таком случае получает Киргизия? В свете несогласованности действий с Россией и другими партнерами по ОДКБ вероятной становится потеря или же резкое замедление получения российского двухмиллиардного кредита и ухудшение отношений с внешнеполитическими партнерами.
В свое время, экономическая стагнация Киргизии на фоне усиления активности оппозиции в конце 2008 года подтолкнула ее руководство ускорить проведение президентских выборов в стране. Немаловажным подспорьем казались российская помощь в решении социально-экономических проблем страны и популярное среди населения решение о выводе авиабазы. Конституционным судом в марте было принято решение о проведении выборов в срок до 25 сентября 2009 года. Окончательный срок их проведения был назначен ЦИК республики на 23 июля с.г.
По мнению ряда экспертов, избранное время оказалось крайне выгодно для действующей власти. Видимо, поэтому киргизские власти, считая вопрос о переизбрании действующего президента практически решенным, «обогнали паровоз», заключив новое соглашение по авиабазе «Манас», не дожидаясь 23 июля.
Кроме того, уверенность власти в своих силах подпитывалась тем, что вопрос об авиабазе «Манас» фактически вытолкнул киргизскую оппозицию из сферы внимания США. Несмотря на рассуждения о том, что она сможет использовать вывод базы в своих интересах, было очевидно, что администрации США невыгодно ссориться с действующей властью. Политика двойных стандартов США с учетом «имитационной» внешней политики Киргизии естественным образом сблизила их руководителей. Здесь достаточно вспомнить аргументы, которые приводил Бакиев в обоснование «самостоятельного» решения о выводе авиабазы «Манас». В частности, он много и горячо говорил об экономических потерях Киргизии в данном вопросе.
По-видимому, сейчас эти вопросы для киргизской власти кажутся решенными. Однако, как показывает история, кратковременный выигрыш в конечном итоге оборачивается полномасштабным крахом. К сожалению, проигравшей стороной здесь оказываются страна и ее население.
Бишкек