От политических разногласий Москвы и Минска больше других пострадали белорусские фермеры.
Фото Reuters
Отгремевшая очередная война между ближайшими союзниками, на этот раз «молочная», стала хорошим поводом более пристально взглянуть на изначальную идею белорусско-российской интеграции. Главная проблема состоит в том, что этот проект с самого начала основывается не на рациональных аргументах, не на осознанных и четко сформулированных интересах, а на мифологемах, иллюзорных постулатах.
Для российского общества с самого начала конструкции «союз», «союзное государство» рассматривались как короткие промежуточные этапы на пути к конечной цели, которая считалась политической аксиомой: объединение в одно государство. А экономические субсидии союзника виделись как временное явление. Отсутствие прогресса в объединении двух государств в Москве оценивается как нечто ненормальное, требующее срочного исправления.
И наоборот, для белорусского населения и номенклатуры нынешняя модель белорусско-российских отношений представляется близкой к оптимальной. В рамках процесса интеграции с Россией Белоруссия, с одной стороны, покупает энергоресурсы по льготным ценам, имеет выход на большой рынок соседней страны, получает от нее политическую, дипломатическую и военную поддержку. С другой стороны, государственный суверенитет предоставляет определенные преимущества, избавляет от участия в российских конфликтах.
Нынешний кризис в отношениях между двумя государствами обусловлен различными задачами, которые хотят реализовать обе стороны в ходе этой кампании. Если реальное объединение не получается, то Москва стремится хотя бы иметь в лице Белоруссии послушного и управляемого сателлита, получить контроль над ее экономикой. А президент Белоруссии Александр Лукашенко подчиняет политику интеграции с Россией собственному политическому выживанию: получать экономическую и политическую поддержку России для сохранения белорусской социальной модели и в то же время сохранять безраздельную власть над Белоруссией, свободу действий внутри и вне страны.
Наблюдая за прошедшей «молочной войной», нужно иметь в виду, что с самого начала политики интеграции белорусско-российские хозяйственные связи не являются взаимовыгодными отношениями двух экономических партнеров, а служат дополнением и приложением к политическим отношениям, подчинены им. А это неизбежно порождает конфликты.
Эксперты дают разные оценки объема российских дотаций белорусской экономике. По данным Международного валютного фонда, размер субсидий составляет около 10% ВВП Беларуси. Однако, когда белорусско-российские отношения в очередной раз вступают в стадию конфликта, Лукашенко предъявляет Москве свой экономический счет. В апреле 2009 года Лукашенко заявил, что за полтора года Россией «было вытянуто из экономики Белоруссии за счет незаконного введения пошлины на нефть, трехкратного повышения цены на газ» 10 млрд. долл. Поскольку белорусско-российские отношения базируются не на рыночных принципах, а на «политических ценах», то в качестве претензий можно предъявить любую цифру.
Вследствие этих факторов противостояние Москвы и Минска в рамках такого союза – явление не случайное, а закономерное. Тем не менее обе стороны не могут ни двинуться дальше по пути объединения, ни совсем отказаться от этого странного проекта. И нести тяжело, и бросить жалко. Чемодан с оторванной ручкой был бы лучшим гербом Союзного государства.
Белоруссия не может отказаться от этого проекта, так как созданная Лукашенко социальная модель и политический режим способны выжить только при условии поддержки со стороны России. Поэтому у него выбор весьма ограничен. Что касается России, то причины продолжения политики интеграции с Белоруссией лежат скорее в иррациональной, политико-психологической сфере, чем в объективных потребностях РФ. Это можно назвать великодержавным комплексом. Российская элита не может отказаться от единственного союзника, даже если за это приходится платить значительную цену. «Потеря» Белоруссии станет национальной травмой для общества и правящего класса России. Мифологема об интеграции связывает Москве руки в ее конфликтах с Минском.
Надо отдать должное Лукашенко. Он прекрасно понял, где находится больное место правящей российской элиты, и пользуется этой ситуацией виртуозно. Подыгрывая великодержавному комплексу российского общества и элиты, разыгрывая спектакли на тему «святой славянской дружбы», президент Белоруссии сумел посадить правящий класс РФ на интеграционную иглу. Ему удается много раз продавать один и тот же товар (белорусский суверенитет), брать за это вполне реальные деньги, но в итоге не продать его.
Обратите внимание, Лукашенко не просит экономических субсидий, а требует их. Он берет кредиты так, будто делает России одолжение. И эта тактика работает. Вот и теперь в ходе «молочной войны» стоило Лукашенко повысить голос, стукнуть кулаком по столу (бойкот саммита ОДКБ, угроза ввести таможенный контроль на границе), как Москва отступила.
Главную причину нынешнего обострения отношений следует искать в попытках Минска наладить отношения с Западом. До сих пор ситуация была ясной. Белоруссия находилась в жестком политическом конфликте с США и Европой, и союз с Россией был безальтернативным.
Все изменилось после начала диалога между Минском и ЕС. Когда же Белоруссию включили в программу «Восточное партнерство», у Кремля это вызвало раздражение. Хоть этот проект пока что остается декларацией о намерениях, но Москва считает его антироссийским. Сам факт появления там Белоруссии в Кремле сочли едва ли не предательством. Тем более что уже есть и первые практические результаты диалога с ЕС – Минск отказывается признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
И естественным образом у кремлевских руководителей возникает вопрос: а стоит ли дальше кормить? На этот вопрос есть по большому счету два ответа. Либо перестать субсидировать белорусскую экономику – пусть теперь новые друзья (ЕС) помогают. Либо наоборот – платить больше, чтобы перекупить неверного союзника.
Трудно сказать, станет ли Москва платить больше, но и серьезно сократить субсидии Минску она не решится. Поэтому можно прогнозировать, что нынешняя ситуация в белорусско-российских отношениях законсервируется. И мы еще долго будем наблюдать интеграционную риторику, клятвы в дружбе навек и новые скандалы и войны. Как и принято в неблагополучной семье.
Минск