0
7208
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.06.2009 00:00:00

Синергия Черного моря и "Восточное партнерство"

Алла Язькова

Об авторе: Алла Алексеевна Язькова - доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра "Средиземноморье-Черноморье", Институт Европы РАН.

Тэги: форум, европа, россия


форум, европа, россия Черноморский форум в Бухаресте стал событием и для стран СНГ.
Фото Олега Никифорова

Проходивший 25–27 мая в Бухаресте Экономический форум «Европа–Россия» собрал большое число участников – политиков, парламентариев, общественных деятелей, экспертов из России, стран Европы, США. Вынесенный на обсуждение широкий круг глобальных международных проблем, по которым в ряде случаев проявилось их разное восприятие, не способствовал поиску взаимопонимания. Более предметный диалог сфокусировался на наболевших вопросах – положение в Черноморско-Кавказском регионе после августа 2008 года и энергодиалог Россия–ЕС после «газовой войны» с Украиной. В этом общем контексте существенное внимание было уделено таким новым явлениям региональной политики, как Синергия Черного моря и «Восточное партнерство».

Интерес Европейского союза к развитию сотрудничества в регионе Черного моря существенно возрос на протяжении нескольких последних лет и был непосредственно связан с повышением роли стран Причерноморья и Южного Кавказа как транзитных путей транспортировки каспийских энергоресурсов. Ведущую роль в этом процессе приобрели новички Евросоюза – Румыния и Болгария, которым наряду с Грецией была отведена роль проводников европейской политики и гарантов новых инициатив ЕС – Черноморской синергии и «Восточного партнерства». При этом стало заметным понижение интереса к наработанным формам регионального сотрудничества, таким как функционирующая уже 15 лет Организация Черноморского Экономического сотрудничества – ОЧЭС.

В годы холодной войны Черное море было разделительной линией между двумя военно-политическими блоками – НАТО и Организацией Варшавского договора. В 1990 году тогдашний президент Турции Тургут Озал выступил с инициативой сотрудничества прибрежных государств – Советского Союза, Румынии, Болгарии и Турции. В июне 1992 года была инициирована первая и наиболее значительная региональная организация – ЧЭС (Черноморское Экономическое сотрудничество, с 1997 года – Организация ЧЭС), объединяющая сегодня 12 стран Причерноморья, Кавказа и Балкан, имеющая отлаженные рабочие структуры, наработанный опыт сотрудничества, регулярно проводящая встречи на разных уровнях. ОЧЭС объединяет страны с населением 330 млн. жителей и богатыми ресурсными и транспортными возможностями. Основные сферы сотрудничества – охрана окружающей среды, торговля, туризм, транспорт, энергетика, наука и образование, а также борьба с терроризмом и всеми видами организованной преступности. В рамках ОЧЭС функционирует Черноморский банк торговли и развития, крупнейшие акционеры которого – Греция, Турция и Россия. Конкретную разработку черноморских программ в сфере экономики проводит Международный центр черноморских исследований (Афины).

Расширение практических форм взаимодействия тормозилось наличием противоречий и конфликтов в Большом Черноморском регионе, что стало особенно очевидным после августовского вооруженного конфликта 2008 года. Сказывались также недостаточная вовлеченность частного бизнеса и недостаточный исторический опыт взаимного сотрудничества. Важную роль в продвижении черноморских экономических проектов и в то же время окончательном преодолении разделительных линий могло бы сыграть установление стратегического сотрудничества между ОЧЭС и Евросоюзом.

Но Евросоюз достаточно долго не проявлял интереса к сотрудничеству в Причерноморье. И только в ноябре 1997 года был издан первый документ – «Заявление Еврокомиссии по региональному сотрудничеству в районе Черного моря», где была упомянута «Черноморская синергия» в качестве инструмента для совместного использования программ Евросоюза (ТАСИС, ФАРЕ, МЕДА). Уже в это время ЧЭС и ЕС, несмотря на очевидные различия в их значимости и структурах организаций, могли бы постепенно наладить взаимодействие, но, по оценке известного европейского аналитика Эмерсона, «ЧЭС было отказано в ведущей роли в регионе по соображениям политического характера».

Далее Евросоюзом были подписаны соглашения о партнерстве и сотрудничестве с рядом причерноморских и южнокавказских государств, в 2004 году был назначен спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу, в 2007-м – по Молдове, затем страны Причерноморья были включены в политику «Европейского соседства». А на протяжении последних трех лет Болгария и Румыния совместно с Грецией стали проводниками политики ЕС в рамках «Черноморской синергии» и «Восточного партнерства».

«Черноморская синергия» – инициатива новой региональной кооперации» – проект, принятый Еврокомиссией в мае 2007 года, – рассматривалась, согласно сделанному тогда же заявлению, как «дополнение к политике еврососедства, переговорам о расширении с Турцией и о стратегическом партнерстве с Россией». Названные в документе области сотрудничества были теми же, что и у ОЧЭС, но были дополнены заявлениями о необходимости развития демократии и соблюдения прав человека, получившими развитие в рамках организованного Румынией «Черноморского форума для диалога и партнерства».

Черноморские инициативы Европейского союза породили встречное движение. В июне 2007 года Евросоюз получил статус наблюдателя в ОЧЭС. В принятой тогда же «Декларации встречи на высшем уровне по случаю 15-летнего юбилея ЧЭС» подчеркивалась важность установления стратегических отношений между ЧЭС и ЕС, а также давалась положительная оценка «Черноморской синергии», которая расценивалась в качестве еще одного шага на пути укрепления отношений ЧЭС и ЕС как региональных партнеров. В то же время очевидными стали расхождения по крайней мере по двум позициям: о приоритетах сотрудничества и о характере взаимоотношений между ЧЭС и ЕС.


Бухарест стал местом проведения экономического форума «Европа – Россия».
Фото Олега Никифорова

Поиск путей преодоления разногласий был предпринят на встрече министров иностранных дел стран ЕС и ОЧЭС в Киеве (февраль 2008).

При рассмотрении проекта «Черноморской синергии» главным был ответ на вопрос о том, каковы будут ее взаимоотношения с ОЧЭС. Россия и Турция, как наиболее влиятельные игроки на черноморском пространстве, возражали против того, чтобы «Синергия» использовала ЧЭС лишь в качестве одного из возможных институциональных механизмов. К тому же российская сторона, усмотрев в предложении Брюсселя новую редакцию политики «Европейского соседства» применительно к Черноморскому региону, не считала возможным проведение Брюсселем региональной политики без предварительных консультаций с Москвой, в чем она также была поддержана Турцией.

По итогам киевской встречи Россия не подписала совместного заявления, где было предложено признать «Синергию» в качестве общей инициативы, другой документ – «О расширении отношений ЧЭС–ЕС» – был подписан всеми 12 странами ОЧЭС. Комментируя итоги встречи, заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов заявил, что Россия видит дальнейший диалог в интересах комплексного развития Черноморского региона в формате ЧЭС–ЕС, где ЧЭС выполняет роль равноправного субъекта, а не объекта региональной политики. То есть необходима синергия двух организаций.

Следующим этапом региональной политики ЕС стало продвижение идеи «Восточного партнерства», выдвинутой в мае 2008 года Польшей и Швецией и распространенной на три государства Южного Кавказа – Украину, Молдавию и Белоруссию.

Инициатива была поддержана Европарламентом, принявшим в июле 2008 года Резолюцию по поводу дальнейшей «стратегии расширения», где говорилось о «важности принятия более продуманной и объемной стратегии для Черноморского региона, которая вышла бы за рамки инициативы Synergy и способствовала бы принятию соглашения о Черноморском сотрудничестве в составе ЕС, Турции, всех прибрежных стран, привела бы к полному вовлечению России (? – А.Я.) и в дальнейшем стала бы основой Союза Черного моря». Программа «Восточного партнерства» органически вписывалась в этот проект, но об Организации Черноморского экономического сотрудничества в нем упомянуто не было.

Комментируя резолюцию Европарламента, турецкий политик Яшар Якиш (представитель в Еврокомиссии от Турции, министр иностранных дел Турции в 2002–2003 годах) заявил, что черноморский проект, который разрабатывается без полноценного сотрудничества с Россией и Турцией, может оказаться непродуктивным. Возможно, лидеры ЕС полагали, что членство в Евросоюзе трех причерноморских государств (Греции, Румынии, Болгарии) может оказаться достаточным, продолжал он, но будет ли оно таким, покажет время, и будет ли вообще создан Союз Черного моря. Российская Федерация, безусловно, «не согласится с тем, чтобы ей поставляли блюда, приготовленные в другом месте, а Турция уже имеет долгую историю разочарований в ЕС».

На фоне августовского российско-грузинского конфликта, а затем и зимней «газовой войны» с Украиной линия противостояния переместилась на энергетические проекты, и возможности согласования политических позиций России и ЕС существенно ухудшились. На декабрьском (2008 года) саммите в качестве одного из приоритетных направлений внешней политики Евросоюза была реанимирована программа «Восточного партнерства», окончательно утвержденная в марте 2009 года на саммите в Брюсселе. Тогда же был принят энергетический проект «Южный коридор – Новый шелковый путь», предполагающий увеличение поставок газа из стран Каспийского бассейна в Европу через Турцию и Балканы.

После брюссельского саммита международная полемика сосредоточилась на вопросах «укрепления зоны интересов Евросоюза на постсоветском пространстве» и создания системы европейской энергетической безопасности без участия России, тогда как перспективы дальнейшей евроинтеграции существенно ухудшились. Присутствовавшая в начале мая 2009 года на саммите «Восточное партнерство» в Праге канцлер ФРГ Ангела Меркель объяснила его участникам, что лично она считает программу «Восточного партнерства» «началом политического диалога» с соответствующими странами, но никак «не путевкой для них в Евросоюз».

События последних полутора лет (после провозглашения независимости Косово, Абхазии, Южной Осетии) подняли на поверхность целый ряд более общих проблем и скрытых противоречий, которые, казалось бы, ушли в прошлое после принятия основополагающих документов европейской безопасности. Политики и политологи заговорили о «неадекватности» возникшей после Второй мировой войны, а затем после Хельсинки европейской архитектуры, о необходимости узаконить упраздненное после окончания холодной войны понятие «сферы интересов». На форуме «Европа–Россия» в Бухаресте была даже предпринята попытка обозначить это понятие как «сферы доверия», но один из участников допустил знаковую оговорку: «сферы давления», говоря о региональной политике в Причерноморье.

Можно поэтому согласиться с тем, что архитектура европейской безопасности нуждается в усовершенствовании, но не любой ценой.

Бухарест–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1260
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3129
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2226
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1782

Другие новости