Пираты пасуют перед огневой мощью кораблей.
Фото Reuters
В последние недели зарегистрирована резкая активизация морских разбойников у побережья Сомали: о нападениях на иностранные контейнеровозы в Аденском заливе сообщается почти ежедневно. Франция и США в этом месяце впервые освобождали своих граждан, попавших в плен, открывая по пиратам огонь на поражение. В Вашингтоне рассматривают возможность сухопутной операции против баз Веселого Роджера. «НГ-дипкурьер» обратился к экспертам, чтобы выяснить, как эффективно бороться с морскими разбойниками, не нарушая норм международного права.
По данным МИД России, на сегодняшний день в плену у сомалийских пиратов находятся шесть граждан РФ. Они ходили на судах под разными флагами, и переговоры об их освобождении ведут c сомалийцами несколько судовладельцев. Всего же, по данным Международного морского бюро и НАТО, сомалийские бандиты удерживают свыше 200 человек примерно с дюжины кораблей.
Ударить беспилотниками
Существуют долгосрочные и краткосрочные задачи, которые необходимо решить для искоренения пиратства в Сомали. Долгосрочная задача – восстановление закона и порядка в стране. Тут есть свои сложности для Запада. Например, известно, что нынешний президент Сомали шейх Шариф Ахмед – выходец из повстанческого движения «Союз исламских судов». А это означает, что он будет строить в Сомали государство по принципам шариата. Для Запада такое государство в стиле талибского Афганистана выглядит как потенциальное убежище для «Аль-Каиды», отметил в интервью «НГ» Питер Лер, лектор по террористическим исследованиям Университета Сент Эндрюс (Великобритания). Он уверен, что США не готовы поддержать шейха Ахмеда.
В краткосрочной перспективе необходимо организовать региональную инициативу по типу патрулирования в Малаккском проливе, где Малайзия, Таиланд и Индонезия в свое время объединили усилия для борьбы с пиратством. Такое возможно и в Аденском заливе, считает специалист по борьбе с пиратством Питер Лер. В подобном решении, кажется, заинтересованы Саудовская Аравия и Египет. И данная операция представляется более эффективной, чем нынешнее патрулирование в регионе кораблями НАТО и других стран, включая Россию, которое слишком дорого, чтобы продолжать его длительное время.
Сложно сказать, как осуществить такую операцию у восточного побережья Сомали, поскольку у соседних государств – Танзании и Кении – нет требуемых флотов. Кроме того, пираты уже нападают рядом с Сейшельскими островами и вскоре могут перейти в Мозамбикский пролив. А где взять столько кораблей для патрулирования? По мнению Лера, в краткосрочной перспективе реально лишь снизить размах пиратства, обеспечив защиту иностранным кораблям. Но окончательно решить проблему можно только на суше.
Насколько вероятно, что американцы предпримут сухопутную операцию против баз пиратов? Если почитать блоги о пиратстве, люди часто требуют, чтобы оплоты морских разбойников стерли с лица земли. Однако не стоит забывать, что у США уже был печальный опыт наземной операции в Сомали в начале 1990-х, когда неприемлемые потери заставили тогдашнего президента США Билла Клинтона срочно вывести американский контингент с Африканского Рога. «Не уверен, что новая администрация захочет снова вернуться в Сомали. А чтобы избежать необходимости вновь высаживать морпехов на побережье, следует создать разведывательную сеть, которая поможет установить дома, где размещаются пираты, и ударить по ним из беспилотников», – советует британский эксперт. Он, однако, признает, что такие враждебные действия вызовут ненависть сомалийцев к Западу, который и так рассматривается как антисомалийская и антиисламская сила. Это также вызовет активизацию радикального антиправительственного движения «Аш-Шабаб», связанного с «Аль-Каидой». В итоге наземной операции с применением спецназа морской разбой рискует продолжиться, но уже не с целью требования выкупа. Суда просто будут топить. Сомали тогда может стать стартовой площадкой для морского терроризма, резюмировал Питер Лер.
Профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов предположил, что правовое основание для проведения сухопутной операции в Сомали есть. Эксперт подчеркнул, что в резолюциях СБ ООН, строго говоря, наземная операция не санкционирована. «Однако в резолюции СБ ООН от 16.12.08 говорится о принятии всех необходимых мер для пресечения действий тех, кто использует территорию и воздушное пространство Сомали для планирования, облегчения и совершения актов пиратства и вооруженного разбоя на море, – заявил юрист «НГ». – Эту формулировку допустимо истолковать так, как если бы просьба переходного федерального правительства Сомали оказать ему содействие в борьбе с пиратами распространялась на действия иностранных вооруженных сил не только в территориальном море, но и на сухопутной территории, и в воздушном пространстве страны.
При этом текст резолюции и доступные протоколы заседания СБ не дают ответа на вопрос, имеется ли в виду прибрежный пояс шириной 12 морских миль, как территориальное море определено в Конвенции ООН по морскому праву, к которой присоединилась Сомали, или 200-мильная зона, на которую этого государство претендует согласно своему внутреннему закону».
Юрист отметил, что в случае применения беспилотников, а тем более при проведении широкомасштабной силовой операции на суше, трудно было бы избежать жертв среди мирного населения. Между тем, резолюции СБ ООН, санкционирующие применение военной силы против пиратов и морских разбойников, требуют соблюдения норм международного гуманитарного права. Одним из важных постулатов этой отрасли права является принцип различия, требующий в ходе боевых действий различать гражданских лиц и воюющих. Впрочем, современные вооруженные конфликты изобилуют примерами того, как мирный крестьянин или торговец, завершив свой дневной труд, с наступлением темноты берет автомат и становится боевиком.
Вообще же, в ситуации с Сомали Совет Безопасности ставит любопытный, хотя и рискованный, эксперимент по санкционированию применения военной силы против негосударственных субъектов, не имеющих государств-покровителей, заметил Тузмухамедов.
«Адмирал Пантелеев» выполнил задачу. Фото из архива «НВО» |
Применить новые и вспомнить старые методы
Свое видение проблемы у полковника запаса и эксперта по нестандартным операциям вооруженных сил Андрея Демуренко. «Анализ, проведенный специалистами, говорит, что пиратство не побороть стандартными вооружениями, в частности привлекая ВМФ, по нескольким причинам», – заявил специалист в беседе с «НГ». Во-первых, не все судовладельцы хотят проводить свои суда в конвоях. Это требует денег и привязки к графику, который может не соответствовать их коммерческим интересам. Во-вторых, есть плановые перемещения судов, маршруты которых расходятся с теми, которые стандартны для конвоев. «В-третьих, поскольку мелкие группы пиратов на быстроходных судах и катерах используют тактику партизанской борьбы, крупными линкорами и фрегатами с ними бороться неэффективно. Это все равно что стрелять из пушки по воробьям», – считает эксперт.
По его мнению, требуется всеохватывающая операция, включающая проверку плавсредств на легитимность и наличие оружия на борту, а также действия против береговых баз пиратов. Но проблем больше, чем путей их решения. Полковник Демуренко перечислил некоторые сложности. Так, трудно идентифицировать лиц на море и цели, с которыми они приближаются к борту. Кроме того, местное население прикрывает своих соплеменников и поэтому не даст возможности внедриться чужакам для проведения рейдов. «Надо вводить гигантскую оккупационную армию, на что никто не пойдет», – продолжает полковник запаса.
Он также указал на проблему и с «джентльменским псевдосоглашением», которое действовало до сих пор: пираты не убивают заложников, а военные не убивают пиратов. «Договор» в этом месяце был нарушен американцами и французами, уничтожившими пиратов при освобождении своих сограждан.
Серьезные трудности создает и отсутствие разведки. «Должна быть налажена сеть как минимум информаторов и как максимум профессиональных разведчиков, которые давали бы наводку: кто есть кто, где их главари и где их можно обезглавить одним ударом», – считает эксперт. Они могли бы также устанавливать GPS-датчики, показывающие координаты бандитов на море, чтобы нанести по ним удар высокоточным оружием. Конечно, такие меры потребуют больших затрат.
В то же время некоторые методы борьбы с пиратством давно опробованы: например, можно легитимизировать вооружение экипажей и предоставить им право отстреливаться. Можно также выпускать корабли-ловушки, на которых спецназовцы имитировали бы матросов, для приманки пиратов. Судьба пиратов, наткнувшихся на спецназ, и опасность вновь угодить в ловушку, возможно, отпугнула бы других любителей морского разбоя в дальнейшем.
Эксперт назвал нынешний подход международного сообщества к пиратам – платить выкуп в обмен на неприкосновенность жизни заложников – неверным. «Надо обозначить, что как только пираты замахнулись на человеческую жизнь, даже если человек умер от инфаркта при захвате, против них будет применяться оружие. Всем заинтересованным странам следует объединить усилия начиная с информационной базы и разведки, чтобы вместе с африканскими государствами разработать правовую базу, провести тренинг и бороться с пиратами», – считает полковник Демуренко. Он подчеркнул, что лучший способ дать отпор пиратам – это подготовить сомалийскую полицию, береговую охрану, нанимать информаторов и перекупать лидеров морских разбойников.