Сегодня демонстрации в Киеве проходят под другими, чем в 2004 году, лозунгами.
Фото Reuters
За четыре года после президентских выборов 2004 года политический процесс в Украине прошел полный цикл, отмеченный дискредитацией идеологий и расшатыванием заложенных в 1990-е годы устоев государственности. На фоне политической непредсказуемости новым фактором стало ухудшение экономических возможностей страны, ослабленной затяжным политическим конфликтом.
Кризис есть, но его параметры не определены
Дать однозначную оценку тому, что происходит в политической сфере, крайне сложно. Существенная особенность человеческой психики – в нежелании воспринимать худшую из кажущихся возможными перспектив. Характерным примером может служить афоризм сказочного персонажа Льюиса Кэрролла: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда». В этом смысле и украинское общество, и политический класс предпочитают уклоняться от оценки стоящих перед страной проблем и не замечать масштабных вызовов, требующих адекватной постановки основных задач, принятия ответственных решений и гибкого курса исполнительной власти.
Неопределенность и непредсказуемость – слишком мягкие эпитеты для характеристики сложившейся ситуации. Из всех событий и решений последнего времени однозначный характер имело лишь назначение парламентом даты президентских выборов 25 октября 2009 года. Но даже эта дата может быть оспорена и откорректирована.
Остаются неясными перспективы проведения досрочных парламентских выборов, характер законодательства, на основе которого будут проводиться президентские и возможные парламентские выборы, перспективы внесения поправок в Конституцию и даже возможности очередного переформатирования парламентского большинства.
Стержнем интриги являются действия президента Виктора Ющенко. По предварительным оценкам, президентские выборы он выиграть не сможет. Если это так, для групп, ориентированных на президента, единственно возможной остается ставка на экс-спикера парламента Арсения Яценюка, у которого есть потенциальный шанс выиграть выборы у Юлии Тимошенко. Однако аппарат президента преднамеренно держит паузу, оставляя недосказанным, кто является основным, а кто – техническим кандидатом от власти.
Похоже, вплоть до момента истечения своих полномочий Ющенко будет пытаться удерживать инициативу и навязывать главным политическим игрокам свою повестку дня. Для этого президент внес в парламент свой проект Конституции, у которого нет реальных шансов быть принятым. Но постановка вопроса о вынесении президентской Конституции на референдум может вынудить правительство выделить деньги на его проведение, которые не стоит особого труда перенаправить на финансирование одновременных парламентских выборов. Ющенко вновь призвал реорганизовать сохраняющие лояльность президенту партии на основе блока «Наша Украина», несмотря на то что «Единый центр» Игоря Криля и Виктора Балоги не намерен участвовать в этом проекте с заведомо сомнительными перспективами. Ожидается применение средств политического давления, позволяющих оспорить легитимность пребывания Тимошенко на посту премьера.
Заклятые друзья
Приближение выборов активизировало диалог между правительством и оппозицией. Импульсом для сближения стало урегулирование тянувшихся полтора года споров между правительством и Ринатом Ахметовым вокруг распределения акций в капитале энергогенерирующей компании «Днепрэнерго». Следствием компромисса стало сенсационное заявление Виктора Януковича (13 апреля) о готовности Партии регионов (ПР) поддержать разработку новой редакции правительственной программы. Таким образом, оппозиция сняла ультиматум правительству, отказавшись от организации массовых митингов, демонстраций и блокирования заседаний парламента.
Тарас Черновил (начальник избирательного штаба Виктора Януковича в третьем туре президентских выборов 2004 года, который недавно вышел из Партии регионов) объясняет такой дрейф неготовностью партийного бизнеса вкладывать средства в выборы. Отсутствие адекватной финансовой поддержки ставит под угрозу участие Януковича в президентской кампании. В таком случае ряд влиятельных групп ПР теряют интерес и к досрочным парламентским выборам. По словам заместителя главы фракции ПР Бориса Колесникова, который относится к самому близкому окружению Рината Ахметова, выход может быть найден в форме коалиции БЮТ и ПР, если такая коалиция будет «способствовать скорейшему выходу Украины из кризиса». Создание коалиции с участием ПР и БЮТ сделает внеочередные парламентские выборы ненужными. А если такой сценарий не реализуется, то «надо проводить двойные выборы», не дожидаясь 25 октября.
Разумеется, о прочном компромиссе и распределении интересов речь не идет. Похоже, ни в ПР, ни в БЮТ не были готовы к перехвату президентом политической инициативы и предпочли на время заключить перемирие. Осознавая различие и несовпадение своих взглядов и предпочтений, радикальные оппоненты до поры до времени пытаются избежать столкновения по наиболее острым из разделяющих их противоречий. Немаловажную роль играют обоюдные опасения, что кризис в конечном счете сметет квазиэлиту, не способную обеспечить модернизацию страны.
«Вилка возможностей»
Дальнейшая перспектива напрямую зависит от того, сумеет ли президент преодолеть сопротивление Тимошенко и обеспечить проведение досрочных парламентских выборов. До 25 апреля у Ющенко остается возможность подписать новый указ о прекращении полномочий парламента. После этой даты решение о проведении досрочных выборов будет противоречить конституционным нормам.
Создать какую-либо жизнеспособную коалицию в нынешнем составе парламента уже невозможно. Поэтому президентские выборы без проведения досрочных выборов парламента не обеспечат урегулирование политического конфликта. То есть досрочные выборы парламента неизбежны и все равно будут проведены в течение года.
Если парламентские выборы будут проведены одновременно с первым туром президентских выборов, относительно низкий результат БЮТ окажет давление на позицию избирателей во втором туре президентских выборов.
Если парламентские выборы состоятся до 25 октября, Тимошенко тем более не сможет имитировать позитивную динамику, поскольку на оранжевом электоральном сегменте БЮТ столкнется с серьезной конкуренцией со стороны Арсения Яценюка («Фронт перемен»), Олега Тягнибока (ВО «Свобода») и Виктора Балоги («Единый центр»). При этом для Яценюка парламентские выборы накануне президентских вполне приемлемы, поскольку позволят обеспечить равновеликий с БЮТ статус.
Проведение выборов президента без парламентских выборов позволяет Тимошенко разыграть биполярную модель противостояния с Януковичем и использовать схему 2004 года (Запад и Центр против Юго-Востока), обеспечившую относительный перевес Ющенко в третьем туре. В этом случае все течения, ориентированные на оранжевый, прозападный и преимущественно украиноязычный сегменты электората, рассматриваются как естественный резерв Тимошенко во втором туре.
При абсолютном доминировании Януковича на Юго-Востоке ему гарантировано прохождение во второй тур президентских выборов. Но если голоса оранжевого спектра будут объединены вокруг кандидатуры Тимошенко или Яценюка, Януковичу, как и в 2004 году, прирастать будет уже нечем. Для того чтобы получить иной результат, ПР после 2004 года должна была проводить гораздо более инициативную и выразительную политику. В пределах нынешних возможностей перспектива повторения ситуации третьего тура прошлых президентских выборов заставляет бизнес-группы в окружении Януковича лавировать между поиском компромисса с БЮТ и перспективой заключения неформального альянса с Яценюком.