0
1385
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.03.2009 00:00:00

Весеннее обострение мировой дипломатии

Тэги: сша, обама


сша, обама Барак Обама пытается «перезагрузить» международные отношения.
Фото Reuters

В международной политике наблюдается явное оживление. Оно связано как с уже согласованным календарем важных событий, в частности подготовкой нового антикризисного саммита «двадцатки» в Лондоне, так и с дебютом новой американской администрации. Последнее – особое внимание Бараку Обаме и его команде – вполне объяснимо, если учесть «завязанность» США на всех мировых и многих региональных проблемах.

В феврале во всех крупных столицах непрерывно проходили визиты и двусторонние встречи. Особая активность отмечена в Вашингтоне, Брюсселе, Пекине, Берлине, Токио, Брюсселе и Москве. На март намечена серия крупных многосторонних форумов. 1 марта в египетском Шарм-аш-Шейхе состоится встреча ближневосточных посредников. 5 марта в Брюсселе пройдет заседание Совета НАТО на уровне министров иностранных дел. 26–27 марта в Москве состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на который приглашен генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. 2 апреля созывается саммит «двадцатки». А вслед за ним, 3–4 апреля, во французском Страсбурге и немецком Келе пройдет юбилейный саммит НАТО.

«Перезагрузка» мировой политики

Глобальный кризис и смена хозяина Белого дома – новые элементы международной обстановки. Барак Обама как кандидат заинтересовал всех обещаниями перемен. Приняв присягу, он пока держит слово – распорядился закрыть тюрьму в Гуантанамо, объявил о выводе боевых сил из Ирака до осени будущего года и полном уходе до конца 2011 года. Его призыв к «перезагрузке» российско-американских отношений, озвученный вице-президентом Джозефом Байденом, толкуется расширительно – как обещание по-новому взглянуть на многие международные проблемы.

Пока наиболее плотно новая администрация США занимается во внутреннем плане экономическим кризисом, а во внешнем – доставшимися ей в наследство от предыдущей военными проблемами. Вслед за решением по Ираку готовится пересмотр курса в Афганистане. И не только в чисто военном аспекте. Уже известно, что помимо наращивания численности войск Вашингтон рассчитывает на увеличение местной армии и укрепление органов власти на местах. Впервые в Вашингтоне заговорили о возможном региональном сотрудничестве с участием Пакистана, Индии, Ирана и, возможно, других стран в интересах обеспечения стабильности в Афганистане.

В Вашингтоне уже имеется несколько конкурирующих планов налаживания прямого диалога с Тегераном. Северной Корее предлагают вернуться к договоренностям о прекращении ядерной программы.

Даже в целом в стабильных отношениях с Китаем отмечена некая «перезагрузка»: госсекретарь Хиллари Клинтон предостерегает против использования болезненной темы прав человека для создания помех решению важных вопросов.

Впрочем, и на ближневосточном направлении, где, в общем-то, трудно ожидать сдвигов в американской политике, есть новый момент: обещание Обамы не откладывать усилия по урегулированию проблемы на поздний срок.

Все это говорит о большем прагматизме в действиях нынешней администрации США в сравнении с предыдущей, скорее о более точном учете интересов страны. Но без отказа от претензий на американское лидерство. Барак Обама объяснил свои подходы в речи в Конгрессе 24 февраля.

Для американской дипломатии наступает новая эпоха, считает он. Ныне Америка не может самостоятельно справиться с новыми угрозами, но и остальной мир не сможет обойтись без Соединенных Штатов. При этом, отметил Обама, «нельзя пренебрегать столом переговоров».

На эти слова откликнулись многие, прежде всего традиционные партнеры США. Тянут, что говорится, в разные стороны. Свою помощь в налаживании диалога с Ираном уже предложила Турция, а экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер даже побывал с этой целью в Тегеране. Другой пример: действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Греции Дора Бакоянни, побывав в Вашингтоне, добилась от Клинтон обещания выстраивать диалог с Россией «в рамках действующих структур и институтов». Демарш явно вызван опасением оказаться ни при чем.


Афганистан остается для США главным фронтом борьбы с терроризмом.
Фото Reuters

Москве и Вашингтону есть о чем договариваться

Ближайшими этапами российско-американского диалога станут встречи глав внешнеполитических ведомств (2 марта в Шарм-аш-Шейхе и 6 марта в Женеве) и президентов Дмитрия Медведева и Барака Обамы (2 апреля в Лондоне в период саммита «двадцатки»). Встречи министров в основном служат подготовке программы мини-саммита. В любом случае очевидна важность предстоящих дискуссий для «перезапуска» российско-американских отношений.

Возможность же такого «перезапуска» весьма реальна. При этом следует учитывать взаимосвязь многих международных проблем, что практически порождает прямую или косвенную увязку их решения между собой. Вторая особенность момента: реальное закрепление многополярности мира, в результате чего практически нет международных проблем, которые можно было бы решить сугубо на двусторонней основе или в узком кругу влиятельных государств, требуется многосторонняя дипломатия.

Третья особенность: несмотря на окончание холодной войны, в отношениях между Россией и США по-прежнему на центральном месте остаются вопросы стратегической стабильности и безопасности. Реальные сдвиги на пути улучшения их отношений возможны лишь на базе учета озабоченностей друг друга.

Известны первоочередные темы в этой сфере: заключение нового соглашения вместо Договора СНВ-1, завершающего свое действие в начале декабря 2009 года, а также консультации между Москвой и Вашингтоном по вопросу о создании в Восточной Европе третьего позиционного района американской ПРО. Возможна увязка последней темы с недопущением создания Тегераном ядерного оружия. Это просматривается в высказываниях Хиллари Клинтон: если не будет ядерной бомбы у Ирана, не надо будет и ПРО.

Очевидно, что третьей из важных тем повестки дня становится возможное взаимодействие по Афганистану. Это связано с особым значением этой проблемы для администрации Барака Обамы, который назвал Афганистан главным фронтом борьбы с терроризмом. Возможности налаживания взаимодействия весьма значительны. Они связаны с использованием транспортных путей в Афганистан с севера – через Россию и дружественные ей страны – как по воздуху, так и по сухопутным путем. Но не только. Россия и Шанхайская организация сотрудничества, в которой она участвует, могли бы немало способствовать стабилизации ситуации вокруг Афганистана, а также помочь укреплению режима, в том числе путем обучения военных, полицейских и административных кадров. Уже сейчас афганская проблема выходит на центральное место в сотрудничестве между Россией и НАТО и потенциально может стать одной из осей российско-американского сближения.

В то же время трудно предсказать конкретные формы взаимодействия между Москвой и Вашингтоном по иранской тематике, хотя такое возможно. Здесь важны и существующее взаимопонимание между Россией и ИРИ, и тот факт, что наиболее перспективные шаги, способные устранить опасность создания Ираном атомного оружия, сделаны Москвой – выдвинутая ею идея создания международных центров по обогащению урана и недавнее соглашение о поставках в Иран топлива для АЭС в течение 10 лет.

Если попытаться подытожить вышесказанное, то в первую очередь следует отметить, что налаживание эффективного российско-американского сотрудничества может помочь решению целого ряда острых международных проблем.

Оценивая перспективы российско-американского диалога, следует отметить, что по этой теме Белый дом подвергается серьезному давлению внутри страны. Противники сближения между Москвой и Вашингтоном имеются не только среди политиков-республиканцев, но и в родной президенту Демократической партии. Особенно это заметно в Конгрессе. Именно они усердно призывают Белый дом и Госдепартамент не ослаблять критику Кремля по теме демократии, не снижать нажим по энергетической теме и не ослаблять поддержку Грузии и Украины. Все это ограничивает свободу действий администрации.

Если верить Биньямину Нетаньяху, ныне формирующему правительство Израиля, Барак Обама в разговоре с ним признался, что раньше он находился в левой части политического спектра, но потом сдвинулся в центр. В интересах того, объяснил Обама, чтобы добиться результатов. Если следовать этому объяснению, то обретенный американским президентом «центризм» не предвещает радикальных перемен во внешней политике Вашингтона, но вместе с тем может принести прагматические сдвиги и конкретные результаты на целом ряде направлений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
791
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1729
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1346

Другие новости