Реклама в Токио настойчиво зовет на полуостров Идзу, где начинает цвести сакура.
Фото Reuters
Реклама в Токио зовет на полуостров Идзу, где начинает цвести сакура. Распускаются деревья, в парках гомон птиц, воздух наполнен солнцем. Жизнь продолжается, несмотря ни на какой кризис и все, связанное с ним. Это первый из трех главных выводов, который можно сделать по поводу экономического кризиса в Японии.
Второй – в любом кризисе (а в этом особенно) есть и конструктивное начало «созидательного разрушения» и «естественного отбора». Закономерно и то, что лопнул финансовый мыльный пузырь, что он перекинулся в реальный сектор, и то, что все началось с США. Но ругать американцев бессмысленно. Все страны пользовались спекулятивным бумом, а рост цен на нефть и газ, который озолотил страны, ими обладающие, тоже был спекулятивным и добавлял пустого воздуха в этот пузырь. Сработало и то, что рынок стал глобальным и, как и в природе, в нем теперь все взаимосвязано.
Наконец, третий вывод. Если первые строки из «Анны Карениной» отнести к нынешней ситуации мирового кризиса, можно сказать, что все страны «несчастливы, но каждая несчастлива по-своему». В Японии экономический кризис имеет свою специфику, и выход из него ищут по-своему.
Прежде всего попытки выйти из кризиса требуют мобилизации сил и ресурсов всех основных участников – частного сектора, государственных институтов, а также общества, требуя от него готовности идти на жертвы и высокой сознательности. Но дело в том, что эти три участника не всегда партнеры, нередко они противники. Частный сектор в панике требует помощи, но порой, как в Америке, получив ее, в лучшем случае использует ее неэффективно, в худшем – ворует. Правительство чаще всего опаздывает со своими решениями, вынужденное преодолевать межпартийные раздоры. Ну а общество не очень хочет становиться жертвой алчных спекуляций бизнеса и бездарных просчетов политиков и тянется на демонстрации.
В Японии та же парадигма, но содержание другое. Здесь уровень согласованности трех игроков выше. Бизнес не так замазан в финансовых спекуляциях и не столь алчен. Политические склоки внутри правящей партии и деструктивное противостояние с оппозицией компенсируются грамотными действиями бюрократии (окна министерств и ведомств в районе Касумигасэки горят до 12 ночи), а общество стремится не раскачивать корабль, понимая, что от этого будет плохо всем.
И действительно, сейчас плохо всем. Макроэкономическая ситуация из рук вон плохая. В четвертом квартале прошлого года ВВП сократилось на 3,3% процента, что в годовом исчислении составляет 12,7% процентов. Сальдо внешней торговли, в добрые старые времена приносившей стране ежегодно более 100 млрд. долларов дохода, вот уже четвертый месяц на минусовой отметке. В январе общее сокращение объема экспорта за год составило чудовищную цифру - 45%, в том числе в Китай на 45,1 %, а в Россию - на 65,5%. Не выручает падение импортных цен на энергоносители.
Особенно достается частному сектору, корпоративной Японии – идет сокращение и свертывание производств, происходят массовые увольнения, – и особенно страдает та ее часть, которая уже не столько японская, сколько глобальная. Например, Toyota. В 2007 году ее производство легковых автомашин за рубежом составило 4,3 млн. больше, чем внутри страны, – 4,2 млн., из которых на экспорт ушло 2,7 млн. Следовательно, зависимость от внешних рынков у самой знаменитой и процветавшей японской корпорации составила более 80%.
Toyota не исключение. С 2006 года тот же показатель у всех японских корпораций, зарегистрированных на фондовом рынке, то есть экономической элиты, в среднем превышает 50%, а чистые активы за рубежом в 2007 году составили 250 трлн. иен (2,5 трлн. долл.).
В условиях кризиса внешних рынков, чтобы выжить и сохранить костяк кадрового состава корпорации, выход ищут в рационализации и сокращении издержек производства. Экономия на всем, даже на мелочах, напоминает ситуацию после первого нефтяного шока – понижается температура внутри помещений и сотрудники за своими столами набрасывают на колени пледы.
Созидательность кризиса в том, что он наносит сокрушительный удар по консерватизму в сфере управления. В целях сокращения расходов пересматриваются все старые управленческие и производственные схемы. Значительно более активно используются новые информационные технологии. Сфера услуг ринулась в интернет. Объем продаж по интернету в этом году достигнет почти 8 трлн. иен (более 80 млрд. долл.), а в 2012 году должен составить 12 трлн. иен. В прошлом году депозиты так называемых интернетовских банков выросли с 1 до 3 трлн. иен.
Сокращение расходов – это в первую очередь сокращение ресурсных и энергетических затрат. И это несмотря на то, что энергетическая эффективность экономики (отношение стоимости потребляемых энергоресурсов к ВВП) на сегодняшний день наивысшая. По данным японского Министерства экономики и промышленности, она почти в два раза выше, чем у Евросоюза, в три раза, чем у США, в 10 раз, чем у Китая, и в 18 раз, чем у России.
Индексы компаний наводят на грустные размышления. Фото Reuters |
Кризис подталкивает к поиску новых видов спроса – как внутри, так и за пределами странами. За рубежом резко упали продажи автомашин, но есть сферы, в которых спрос не падает, а только растет. И японские корпорации, в первую очередь благодаря своим технологическим возможностям, находят для себя приличные ниши. К ним можно отнести инфраструктурное строительство, в частности железные дороги. По японским оценкам, мировой рынок строительства железных дорог составляет около 180 млрд. долл. в год. Только Китай в этом году собирается вдвое увеличить инвестиции в железнодорожное строительство. Корпорация Hitachi стала главным кандидатом на получение крупного заказа на строительство железной дороги в Англии.
Кризис стимулирует инвестиции в перспективные энергетические проекты, и в первую очередь в строительство атомных электростанций. Китай недавно объявил о своем намерении увеличить мощность АЭС к 2020 году в восемь раз! Япония обладает технологиями обеспечения максимальной безопасности АЭС. Еще более перспективными становятся природосберегающие технологии. По числу зарегистрированных патентов, связанных с защитой экологии, Японии намного опережает США и Европу, соответственно в два и три раза. Высокое качество «сделано в Японии» позволило добиться заметного роста экспорта, казалось, бесперспективной для этого дорогой сельскохозяйственной продукции с 280 млрд. иен в 2002 году до 430 млрд. иен в 2007 году.
Но тревожит всплеск протекционизма, когда правительства стремятся сдержать рост безработицы, отдавая предпочтение национальным компаниям. Автомобильное лоббирование правительств во Франции, вызвавшее протесты в Германии, протекционные пошлины в России и специальный пункт «покупайте американское» в плане Обамы, – признаки опасности. Здесь вспоминают горькие уроки прошлого, когда протекционизм сталкивал страны лбами, и рассчитывают, что глобализация достигла уже таких масштабов и такого качества, что закрыть национальные ворота на засов нереально.
Хотя кризис уже давно из финансового превратился в общеэкономический, финансовая сфера остается ключевой. Здесь особенно важно грамотное вмешательство государства и центральных банков. 3 февраля, спасая банковский сектор от неизбежных и тяжелых потерь, Банк Японии принял решение возобновить покупку у частных финансовых институтов акций компаний, курс которых провалился и грозит упасть еще больше. Срок – до апреля 2010 года, объем – 1 трлн. иен (более 10 млрд. долл.). Цель – выйти из порочного круга, когда банки, опасаясь риска, неизбежного в условиях кризиса, перестают выдавать кредиты, что приводит к финансовому параличу производственный сектор. В условиях, когда снижение учетной ставки ниже нуля невозможно, прямое финансирование частного сектора становится важным элементом антикризисной политики Банка Японии. Решается вопрос о продлении срока выдачи кредитов компаниям под их собственные облигации и векселя.
У дорогих магазинов становится все меньше клиентов. Фото Reuters |
И все же центральная роль в преодолении кризиса принадлежит правительству. Кабинет министров с октября и до конца прошлого года принял несколько антикризисных проектов размером в 75 трлн. иен (по нынешнему курсу около 800 млрд. долл.), что равнялось 2% от ВВП (показатели других развитых стран были ниже). Структурно меры включают в себя поддержание занятости и помощь увольняемым; помощь финансовым учреждениям; социальную поддержку престарелым, пенсионерам, детским дошкольным учреждениям; ремонт обветшалых и опасных в отношении сейсмостойкости учреждений общественного назначения; дополнительное стабилизационное финансирование местных бюджетов и снижение налоговой нагрузки; стимулирование сельскохозяйственной деятельности; поддержку социальной инфраструктуры, включая фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий; стимулирование инвестиций в жилищное строительство; снижение цен на услуги и др.
Пример, касающийся помощи увольняемым: среди них много так называемых контрактников, обычно живущих в бесплатных общежитиях. Правительство выплачивает работодателям на каждого уволенного от 40 до 60 тыс. иен в месяц для сохранения за ним жилья в течение полугода. В случае, когда уволенный вынужден искать себе новое жилье, выдается низкопроцентная ссуда (1,5% годовых) для вселения в новую квартиру и первоначальное обустройство.
Несмотря на масштабность антикризисных проектов, в январе 2009 года в условиях ожесточенного сопротивления со стороны оппозиции был разработан так называемый «второй дополнительный план» антикризисных мер стоимостью в 20 трлн. иен (200 млрд. долл.).
Практически решен вопрос о бюджетном финансировании крупнейшего инфраструктурного проекта - строительстве пятой взлетно-посадочной полосы в токийском аэропорту Ханэда. Это многомиллиардный проект с большим мультипликационным эффектом. Типичный для Японии прием - в период кризиса, когда в других странах перестают строить, здесь продолжают с усиленной энергией. Правительство лезет в долг, который почти вдвое превышает объем ВВП (847 трлн. иен на конец прошлого года), но деньги на это дает.
Особая забота во всех антикризисных планах о мелких и средних предприятиях. Созданная в 2008 году на базе объединения государственных финансовых институтов Финансовая корпорация Японии предоставляет низкопроцентные кредиты (от 6 до 7 млн. долл. под 1,9–2,85%) на срок от 5 до 20 лет. Кредиты адресованы начинающим и тем, кто пытается вторично, кто усовершенствует производство, а также под проекты внедрения новых информационных технологий, для открытия бизнеса за рубежом и др.
Уроки кризиса ясно показали, что Япония может выжить только как ведущая технологическая держава, тем более что сзади, хотя пока и на приличном расстоянии, слышно дыхание Китая (в 2008 году впервые ведущая электротехническая компания Китая Huawei Technologies вышла на первое место в мире по числу поданных международных патентных заявок, оттеснив на второе место Panasonic).
Идти на острие научно-технического прогресса – другого Японии не дано. Здесь это хорошо понимают. Поэтому беспокоит негативное влияние кризиса на венчурный капитал. Инвестиции в венчурное производство достигли пика в 2006 году (около 2,8 млрд. долл.), упав в 2007 году до уровня 2 млрд. долл., а в 2008 году составили около 1 млрд. долл. А число вновь создаваемых предприятий сократилось за этот период со 190 до 50. Слишком резкое падение, чтобы считать его циклическим.
Кризис – во многом явление психологического порядка. Паника вызывает явление «штопора». В Японии пока нет паники. Главная экономическая газета Японии писала в одной из редакционных статей 4 февраля: «Чего нам бояться? Мы вторая в мире страна по объему внутреннего рынка. Это для американцев кризис – второе страшное потрясение после Великой депрессии 30-х годов, а Японию трясло уже много раз, и в этом смысле мы – «стреляный воробей». После войны начали с нуля, прошли все кризисы – нефтяной, кризис доллара, собственный мыльный пузырь и азиатский финансовый кризис 90-х годов. Экономика не только выстояла, но стала второй в мире. За последние 40 лет иена выросла по сравнению с долларом в четыре раза! И сейчас, в условиях кризиса, экономика (ВВП) страны в долларовом выражении выросла на 10%!»
Так оно и есть. Из всех национальных валют только иена в результате кризиса подняла свою планку. Фондовый рынок рухнул больше, чем в США и Европе, а иена выросла. Что это, случайно или спекулятивная игра на валютных рынках? В последнюю неделю иена, действительно, стала резко снижаться по отношению к доллару. Но это как раз конъюнктура - начинает действовать почти триллионный пакет правительства Обамы. Важно другое - реальное наполнение национальной валюты. Среди всех развитых стран у Японии самая низкая инфляция. Ее практически нет. За последние семь лет с 2002 года рост потребительских цен был нулевым и даже минусовым, и только в прошлом году цены выросли на 1,4%, а в среднем 0,02%. Для сравнения в США - около 2,8%., в Англии - 3,1. В этом смысле валюта – барометр реального здоровья и перспектив на будущее. Хотя, конечно, не все так просто.
Токио