Участники акций протеста недовольны ухудшением условий жизни: без работы в Украине остались 1 миллион человек.
Фото Reuters
Итоги и последствия очередного российско-украинского газового противостояния неутешительны для обеих стран. Окончательно подорвано доверие к России как надежному поставщику газа в Европу, а к Украине – как к надежному транзитному игроку. Обе страны уже понесли серьезные финансовые потери. По приблизительным оценкам, «Газпром» из-за прекращения поставок газа недополучил около 2 млрд. долл. И стоит ожидать еще больших потерь. Пострадавшие страны Евросоюза начали подавать иски с требованиями компенсаций от «Газпрома» за непоставленный газ. 23 января Болгария предложила возместить ей потери, вызванные остановкой транзита газа через Украину и недополучением топлива в размере 500 млн. болгарских левов (около 255,6 млн. евро). Известно, что российский газовый монополист согласился покрыть потери Болгарии в досудебном порядке.
Также с намерением подать иск выступила Греция. Даже давний партнер «Газпрома» – немецкая компания «Э.ОН Рургаз» заявила о готовности обратиться в суд с претензиями. Потери понес и бюджет РФ. Согласно статистике, падение добычи газа в России в январе 2009 года составило 7,1 млрд. куб. м газа. Соответственно резкое снижение экспорта сырья не могло не повлиять на таможенные сборы, правда, окончательных данных за первый месяц 2009 года пока нет.
Проблемы возникли и у Киева. Во-первых, прямые финансовые потери связаны прежде всего с прекращением транзита российского газа. Во-вторых, значительно выросла цена на газ, если сравнивать ее с теми цифрами, которые звучали в конце декабря 2008 года. Уже известно, что тарифы на газ для промышленности в 2009 году вырастут на 30%. От замерзания населения, а также от полной остановки промышленных предприятий Украину спасли рекордные запасы газа в хранилищах, закачанные в 2008 году, а также оперативная и слаженная работа газотранспортников, которым удалось в сжатые сроки организовать прокачку газа с запада страны в юго-восточные области.
Примечательно, что руководство Евросоюза впервые решило отказаться от однозначной поддержки кого-либо из участников конфликта. Это означает, что европейские чиновники отчаялись добиться согласия между Москвой и Киевом дипломатическим путем. Нынешний конфликт стал последней каплей для ЕС. Теперь у Брюсселя есть все основания прокладывать маршруты экспорта газа не только в обход России, но и Украины. Ведь главный альтернативный проект Nabucco обходит и украинскую ГТС, что в дальнейшем грозит ей потерей статуса главного транзитера газа в Европу. 27–28 января в Будапеште прошла представительная конференция, посвященная поискам финансирования данного газопровода. И хотя основным акционерам проекта не удалось заручиться финансовой поддержкой ЕС, тем не менее еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс не исключил возможности предоставления кредитов или гарантий на строительство со стороны Евросоюза.
Несмотря на столь пассивную позицию, Брюсселю все же удалось предотвратить возобновление конфликта уже после подписания договора между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным. Президент Украины Виктор Ющенко всерьез намеревался провести заседание Совета национальной безопасности, где планировал разорвать соглашение с Россией «ввиду его несоответствия национальным интересам Украины». Но после визита в ЕС и переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу Ющенко отказался от своих планов. И все же Совбез он провел – на минувшей неделе, и в очередной раз указал Тимошенко на то, что она не имела права подписывать соглашения с Москвой.
Сами соглашения между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины», подписанные 19 января 2008 года, можно расценивать как прорыв в российско-украинских отношениях. Впервые и для расчетов цены на газ, и для транзита сырья через Украину применяются прозрачные формулы. Беспрецедентен также десятилетний срок действия соглашения, что также является объектом критики президента Украины. Виталий Бала, директор Агентства моделирования ситуаций, считает, что «применение формулы в вопросе ценообразования на газ для Украины и для транзита российского газа означает, что энергетическая сфера перестает быть политической и идеологической, как это было раньше в российско-украинских отношениях».
Но в то же время более детальный анализ достигнутых договоренностей свидетельствует о комплексе проблем, которые могут проявиться уже в этом году. Часть из них относится к внутриполитической и экономической ситуации Украины. Владимир Горбач, аналитик Института евро-атлантического сотрудничества, считает, что «Юлия Тимошенко пошла на серьезные уступки России, отталкиваясь от внутриполитических задач. Она уступила Москве в вопросе цены транзита и закупочной цены на газ в обмен на устранение из схемы основного спонсора своих политических оппонентов Дмитрия Фирташа».
Действительно, у специалистов и оппонентов украинского премьера вызывает много вопросов размер базовой цены на газ, которая, согласно формуле, равна 450 долл. за 1 тыс. куб. м газа. Ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что «вопрос с базовой ценой, вероятнее всего, был решен политически, исходя из заявлений Дмитрия Медведева, сразу после начала конфликта с Украиной. В реальности столь высокая цена на газ наблюдалась лишь при продаже сырья Германии и другим центральноевропейским странам после достижения пика цены на нефть в 2008 году». «Но даже если брать подобный уровень цены на газ для Украины, важно учитывать меньшее транспортное плечо доставки, что дает базовую цену 360 долларов за тысячу кубических метров или даже меньше», – заключает эксперт.
Но российско-украинские договоренности также имеют серьезные риски для поставок газа Украине и его транзита в ЕС из-за угрозы банкротства НАК «Нафтогаз Украины». Проблема заключается в деталях платы за поставленное сырье. В соглашении предусмотрены крайне жесткие сроки помесячной оплаты. Так, НАК должен до 7-го числа каждого месяца оплатить 100% за поставленный в предыдущем месяце газ. В случае срыва данного порядка компании переходят на полную предоплату. Учитывая сложное финансовое положение «Нафтогаза», трудности со сбором средств за поставленный газ населению и предприятиям, а также дефицит бюджета Украины, существует реальная опасность срыва порядка оплаты. Усугубляет эти условия еще и то, что 25% внутреннего рынка, согласно договоренностям премьеров, должна занять «дочка» российской компании «Газпромсбыт-Украина», которая традиционно предпочитает работать с наиболее крупными промышленными предприятиями Украины. Переход же на полную предоплату практически гарантированно означает банкротство «Нафтогаза». Это, в свою очередь, означает, что базирующаяся на договоренностях система транзита газа через Украину в ЕС рушится и возникает реальная угроза очередного срыва поставок сырья в Европу.
Камнем преткновения в отношениях двух стран стал и «Артек». Фото Reuters |
Это самый пессимистичный сценарий развития ситуации, но, к сожалению, весьма вероятный. В случае его реализации встанет вопрос об оптимальном статусе украинской газотранспортной системы, при котором можно обеспечить стабильность поставок в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день уже существует ряд предложений по созданию международного консорциума с участием крупнейших энергетических компаний Германии, Франции и России. Предполагается, что украинская ГТС может быть передана в долгосрочную аренду такому консорциуму, который будет им управлять, а также обеспечивать его бесперебойную работу. Но все эти предложения носят виртуальный характер, так как никаких официальных переговоров по данному вопросу не ведется. Более того, у руководства Украины нет однозначного мнения по поводу перспектив создания подобного консорциума. Если президент Ющенко не исключает такого варианта, то премьер-министр Тимошенко категорично выступает против любой передачи контроля над ГТС иностранным компаниям.
Правда, столь жесткая позиция главы правительства выглядит странно после того, как ее подпись появилась под десятилетним договором о поставке газа Украине, который может в ближайшее время привести «Нафтогаз» к банкротству.
При оценке газовых соглашений между Москвой и Киевом также нельзя не учитывать их влияние на двусторонние отношения соседей. Переход на рыночные цены на газ для Украины означает, что пересмотру подлежит весь остальной спектр российско-украинских отношений. Вопросы пребывания ЧФ РФ в Севастополе, делимитации границы, проблема собственности бывшего СССР. Все эти двусторонние проблемы не решались годами в условиях льготных цен на газ. Украинские эксперты прогнозируют, что в новых условиях договориться будет еще сложнее.