0
1365
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.02.2009 00:00:00

Обама меняет точку опоры

Тэги: обама, дипломатия, проблемы


обама, дипломатия, проблемы Бараку Обаме предстоит сделать еще не одно па на международной арене под пристальным оком военных.
Фото Reuters

Если раньше США при решении внешнеполитических задач возлагали чрезмерное бремя на своих солдат, то теперь надо больше задействовать дипломатов, считает вице-президент Джозеф Байден. Меньше опираться на грубую силу и больше – на «умную» силу дипломатии, вторит ему Хиллари Клинтон, новый госсекретарь. Их шеф, президент Барак Обама, не отказывается от военной мощи, но, похоже, действительно в возросшей степени полагается на дипломатию.

Ближний Восток – в центре внимания

В свой первый рабочий день в Белом доме Обама сделал серию телефонных звонков, все – на Ближний Восток. Никто такого не ожидал. Первое кадровое решение Обамы также касается Ближнего Востока. Он назначил спецпредставителем в регионе экс-сенатора Джорджа Митчелла. Ближневосточную проблему вывела на первое место приоритетов Обамы операция израильской армии в секторе Газа. По оценке ряда экспертов, это и было главной необъявленной целью операции – добиться внимания со стороны нового президента США.

Но насколько решена вторая часть этой задачи – заставить Обаму, подобно своему предшественнику в Белом доме, видеть проблему прежде всего с точки зрения интересов Израиля? Пока шаги нового президента нельзя представить как отражение каких-либо предпочтений. Но в Израиле разочарованы тем, что спецпосланником в регионе не стал Деннис Росс, главный эксперт Вашингтона по Ближнему Востоку при Джордже Буше-старшем и Билле Клинтоне.

В Израиле опасаются даже малых проявлений «равноудаленности» в действиях Митчелла. Дело, разумеется, не в том, что у Митчелла частично арабские корни (он сын эмигрантки из Ливана и выходца из Ирландии). Сенатор в свое время был посредником на переговорах по урегулированию в Северной Ирландии и одним из авторов Соглашения Страстной пятницы 1998 года. В числе уроков этого посредничества он считает вывод, что «вовлечение экстремистских сил в переговоры может принести результат». Это не совпадает с попытками Тель-Авива не допустить влияния ХАМАС и ряда других арабских организаций на переговорный процесс.

Реальных признаков изменения американской позиции по Ближнему Востоку пока не наблюдается. Но есть обещание Обамы заняться урегулированием проблемы с самого начала, а не в последний год пребывания у власти. То есть не так, как это делали Билл Клинтон и Джордж Буш, пытавшиеся набрать очки в регионе буквально перед уходом из Белого дома.

Терроризм и войны

О своем намерении изменить методы борьбы с терроризмом, вывести в разумные сроки (16 месяцев) основные боевые силы из Ирака и усилить военную кампанию в Афганистане Обама неоднократно объявлял на предвыборных митингах. Ныне он пытается выполнить эти обещания: подписал указ о закрытии в течение года тюрьмы для подозреваемых террористов Гуантанамо, готовится принять решения по Ираку и Афганистану.

Уже сейчас ясно, что достигнутое затишье в Ираке будет использовано для более резкого, чем ранее планировалось, сокращения американской группировки в этой стране.

Афганистан объявлен главным фронтом войны с терроризмом. Силы США в этой стране, насчитывающие 30 тыс. человек (в том числе 17 тыс. в составе ISAF), будут удвоены. Это потребует серьезного улучшения тылового обеспечения войск, организации транспортных перевозок и т.п. Но этого недостаточно, требуется и «умная» сила политики и дипломатии. При этом дело не сводится к попытке уговорить союзников направить дополнительные контингенты войск – много новых солдат они не выделят. Поэтому стоит задача добиться отмены союзниками ограничений на участие войск в боях и в более значительных масштабах взять на себя обучение афганских войск и полиции.

«Умной» силе предстоит также позаботиться о решении финансовых проблем режима в Кабуле. Наконец, важной задачей станет направление в провинциальные центры страны специальных групп, задачей которых будет укрепление местных органов власти и создание лояльных местных военных формирований подобно тем, что возникли в Ираке. Для сотрудников американской загранслужбы это может обернуться большим риском. Еще одними свидетельствами повышения роли политических и дипломатических рычагов стали состоявшееся назначение пробивного дипломата Ричарда Холбрука спецпредставителем в Южной Азии и предстоящее направление генерала Карла Эйкенберри послом в Кабул.

Иран и Северная Корея – вопросы не из легких

Новому президенту досталось сразу несколько проблем, до невозможности запутанных Джорджем Бушем. Это прежде всего касается ядерных программ Северной Кореи и Ирана. Буш сначала сорвал договоренности с Пхеньяном, достигнутые при Клинтоне, так как оценил их как невыгодные для США. Когда же на шестисторонних переговорах было заключено соглашение о ликвидации ядерных объектов КНДР, Вашингтон переключил переговорный процесс в русло двусторонних контактов и довел их до срыва. Ныне, когда Пхеньян объявил себя ядерной страной, надо начинать все сначала, но непонятно как.

Обама обещал также вступить в прямые переговоры с Ираном, а позднее уточнил, что выбор места и времени сделает сам. Сейчас он подтвердил готовность вступить в контакт с иранцами, но получил от президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада совет извиниться за десятилетия «третирования» Ирана и изменить политику в отношении его страны.

Получается, что даже завязать диалог с иранским руководством, уже не говоря о достижении серьезных целей, американцам крайне трудно. В Вашингтоне даже не знают, с кем в Иране надо вести переговоры и как. Но есть несколько разработанных экспертами проектов, включая предложения секретно общаться через частный канал, вернуться к дискуссиям дипломатов по ситуации в Ираке и т.п.

Самый осторожный проект разработал уже упомянутый Деннис Росс. Неделю назад его должны были объявить спецпредставителем США по Ирану, но этого пока не произошло. Не исключено, что в Вашингтоне опасаются негативной реакции Тегерана на назначение дипломата с произраильской репутацией. В любом случае до июньских президентских выборов в Иране американцы подождут, чтобы не сыграть на укрепление авторитета Ахмадинежада.


Афганистан объявлен главным фронтом борьбы с терроризмом.
Фото Reuters

В одиночку никаких проблем не решить

Тот факт, что Россия, Китай и другие крупные страны не оказались в числе первостепенных «озабоченностей» нового президента США, вполне закономерен. Пока он лишь имел возможность контактов по телефону с президентом России Дмитрием Медведевым, председателем КНР Ху Цзиньтао и другими, а госсекретарь США Хиллари Клинтон – случай высказать свои оценки в ходе слушаний в Сенате по поводу ее утверждения в должности.

Если говорить о диалоге между Москвой и Вашингтоном, то его наиболее актуальная тема уже известна. Россия и США подтвердили, что в ближайшем будущем они приступят к переговорам по заключению нового соглашения на замену Договора СНВ-1, срок действия которого истекает в конце 2009 года. Обе страны получают возможность возродить процесс контроля над вооружениями, подорванный усилиями Джорджа Буша и Кондолизы Райс. Напомним, что при Буше США вышли из Договора по ПРО, а заключенный обеими странами договор о наступательных потенциалах 2002 года оказался договоренностью без контрольных механизмов.

Таким образом, Россия и США стали перед необходимостью определения нового режима контроля над вооружениями и поддержания стратегического баланса. А это включает и новую попытку решить проблему, созданную планами создания американского третьего позиционного района ПРО в Европе.

Наконец, есть вопросы, которые партнеры США вправе поднять по своей инициативе. Для России одной из таких проблем является вопрос учета ее интересов в регионе, который для Москвы является «ближним зарубежьем», а для США – весьма дальним.

Ныне известен примерный график начала диалога новой администрации с важнейшими зарубежными партнерами. Для Обамы это визит в Канаду, затем поездка в Европу, где он в первых числах апреля будет участвовать в саммите «двадцатки», а затем в юбилейном саммите НАТО. Известно также, что 2 апреля в рамках «двадцатки» в Лондоне пройдет первая встреча между Медведевым и Обамой.

Насколько широкой будет повестка дня российско-американских переговоров? Думается, что в конечном счете она затронет все международные проблемы. Это связано с тем, что ни одну из своих приоритетных проблем Вашингтон не может решить в одиночку. Речь идет, разумеется, о том, что он нуждается в содействии со стороны широкого круга стран, прежде всего самых крупных. Скажем, как можно ныне решать проблемы мировых финансов без стран БРИК, в число которых входит Россия? Или обеспечивать режим нераспространения, обсуждать иранскую или северокорейскую ядерную программу без России и Китая? И как можно обеспечить стабилизацию обстановки в Афганистане без упомянутых держав и стран региона? Такое можно сказать практически по каждой международной проблеме.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
776
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2530
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1714
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1334

Другие новости