Одна из главных задач – обеспечить бесперебойную доставку в Газу гуманитарной помощи.
Фото Reuters
Постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин в интервью «НГ-дипкурьеру» прокомментировал ситуацию на Ближнем Востоке после окончания военной операции Израиля, а также рассказал о планах Совета Безопасности на этот год.
– Виталий Иванович! Перемирие в секторе Газа началось, однако многие обращают внимание на то, что Израиль пошел на это вовсе не из-за резолюции Совета Безопасности ООН, а поскольку достиг целей операции с военной точки зрения. На ваш взгляд, какова была роль резолюции СБ в том, что стороны все же решили установить режим прекращения огня?
– Можно долго рассуждать о факторах, приведших к перемирию в Газе. Ясно, что важную роль сыграли посреднические усилия, прежде всего Египта, а также большая дипломатическая работа, которую проводили в регионе, в том числе и российские представители. Уверен, что важное значение имела и резолюция СБ 1860, призвавшая стороны – как Израиль, так и ХАМАС – к незамедлительному прекращению военных действий.
Эта резолюция как консолидированный сигнал Совета Безопасности (при ее принятии воздержалась только делегация США, хотя и она поддержала общую направленность этого решения Совета) приобрела фундаментальное значение как для преодоления горячей фазы кризиса в Газе, так и в плане дальнейшей коллективной работы по достижению всеобъемлющего регионального урегулирования. Теперь задача состоит в неукоснительном выполнении всеми сторонами этого решения СБ ООН.
– А какие положения резолюции остаются невыполненными? Что необходимо сделать для обеспечения устойчивого прекращения огня, как указано в резолюции 1860? Нужны ли для этого новые шаги со стороны ООН вообще и Совбеза в частности?
– Прежде всего следует закрепить режим прекращения огня, придать ему устойчивый и долгосрочный характер. Другая острая задача – обеспечить бесперебойную доставку в Газу гуманитарной помощи и экономического содействия, открыв для этого все погранпереходы в сектор. В этом контексте опять-таки позитивны поддерживаемые Россией посреднические усилия Египта, в том числе по восстановлению межпалестинского единства на основе принципов Организации освобождения Палестины.
Стратегическая цель всех мирных усилий остается неизменной. В резолюции 1860 отдельно прописана задача возобновления политического процесса для достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке, в котором два демократических государства, Израиль и Палестина, жили бы в мире в пределах безопасных и признанных границ. Основа для достижения этой цели создана – это соответствующие резолюции СБ ООН, Мадридские принципы и Арабская мирная инициатива. Разумеется, важно надежно обеспечить и законные интересы безопасности Израиля, оградить его территорию и гражданское население от террористических нападений.
Не исключаю, что могут понадобиться и дополнительные шаги со стороны СБ, в том числе в плане политического контроля за выполнением ранее принятых решений и международно-правового закрепления возможных договоренностей между сторонами. В любом случае Совет Безопасности призван продолжать политически поддерживать мирный процесс на Ближнем Востоке.
– В двух последних резолюциях Совбеза ООН упоминается возможность проведения конференции по Ближнему Востоку в Москве. Каковы сейчас ее перспективы?
– Организация Московской международной встречи по Ближнему Востоку в первой половине 2009 года сейчас представляется весьма актуальной. На этот счет российской дипломатией на различных уровнях ведутся интенсивные консультации, в том числе, разумеется, с палестинцами и израильтянами. Действительно, палестинская сторона и в целом арабский мир относятся к созыву Московской встречи с немалым энтузиазмом, в то время как израильтяне пока его не выказывают, исходя, видимо, из своего традиционного предпочтения двусторонним контактам с палестинцами, а может быть, и в свете перипетий ведущейся сейчас предвыборной внутриполитической борьбы в Израиле. Однако если исходить из того, что Израиль не менее других заинтересован в прогрессе в деле ближневосточного урегулирования, то Тель-Авив должен согласиться с целесообразностью проведения Московской международной встречи.
– Если говорить о повестке Совбеза более широко, какие основные вопросы будут рассмотрены в Совете в ближайшие месяцы и какие из них будут наиболее острыми?
– Совет Безопасности действует в постоянном режиме, оперативно реагируя на любые угрозы международному и региональному миру и безопасности. Разумеется, в повестке дня из актуальных проблем будут оставаться положение на Ближнем Востоке, в Афганистане, Ираке, ситуация в зонах региональных конфликтов в Африке, в том числе в Судане, Демократической Республике Конго, Сомали. В фокусе внимания Совета – совершенствование практики подготовки и проведения миротворческих операций ООН, а также проблематика миростроительства в странах, преодолевших фазу конфликта.
Израиль не менее других заинтересован в прогрессе в деле ближневосточного урегулирования. Фото Reuters |
– Вскоре Совбезу предстоит принять решение по мандату Миссии ООН, носившей ранее название «Миссия ООН по наблюдению в Грузии». Как идет подготовка к этому заседанию? Как может быть решен вопрос о мандате этой миссии с учетом новых реалий в Закавказье?
– Действительно, до 15 февраля СБ ООН должен принять резолюцию о будущем этой миссии, которая в резолюции о техническом продлении ее мандата на четыре месяца, принятой в октябре 2008 года, названа просто «Миссия ООН», поскольку действует она на территории не только Грузии, но и Абхазии, ставшей независимым государством. По наполнению нового мандата сейчас проводятся консультации как по столицам, так и в Нью-Йорке.
– Встречались ли вы с новым постоянным представителем Грузии при ООН? Возможны ли какие-либо контакты между постпредствами России и Грузии в будущем?
– Я даже не знаю, приехал ли в Нью-Йорк новый постпред Грузии при ООН. Если грузинские дипломаты здесь, в Нью-Йорке, захотят встретиться, то мы от них прятаться не будем.
– Несколько дней назад в ООН появилась новый постпред США Сьюзан Райс. Ожидаете ли вы улучшения взаимодействия в Совете Безопасности с американской делегацией в связи со сменой администрации США? Может ли это повлиять на обсуждение проблем Ирана, КНДР, Закавказья, Ближнего Востока, Балкан?
– С новым послом США в ООН Сьюзан Райс я уже встретился – в первый день ее работы в Нью-Йорке 26 января. У нас была довольно обстоятельная беседа, которая на меня произвела весьма благоприятное впечатление. Конечно, хотелось бы надеяться, что при новой администрации США мы сможем более продуктивно сотрудничать с американскими коллегами по всему комплексу проблем, рассматриваемых как Советом Безопасности, так и другими органами ООН.
– При голосовании по резолюциям Генассамблеи, проекты которых разрабатывала Россия, – о недопущении милитаризации космоса, о противодействии современным формам нацизма – делегация США голосовала против. Похоже, что это был системный подход американской делегации. Есть ли надежды на его изменение?
– Мы будем работать над тем, чтобы убедить наших американских партнеров в соответствии интересам Соединенных Штатов наших предложений как по космосу (а в принимаемой Генеральной ассамблеей ООН в последние годы по нашему предложению резолюции говорится о транспарентности деятельности в космическом пространстве), так и в отношении неприятия новых форм расизма и героизации нацизма.
Причем если в первом случае затрагивается фундаментальная тема недопустимости появления оружия в космосе (а администрация Джорджа Буша хотела сохранить себе в этом плане «свободу рук»), то во втором речь идет о не менее фундаментальном вопросе в современной идеологии, политике и, если хотите, морали, дискуссии по которому наверняка в текущем году развернутся с новой силой в связи с предстоящей 70-й годовщиной начала Второй мировой войны. Мы будем развернуто излагать наши аргументы, апеллируя и к администрации США, и к американскому общественному мнению.