Бытовые проблемы для занятий спортом не проблема.
Фото Reuters
Финансовый кризис не мог обойти стороной маленькую бедную страну под названием Киргизия. Проблем хватало и без того – энергетика в кризисе, промышленность дышит на ладан, религиозная ситуация сложная, уровень благосостояния населения, мягко говоря, оставляет желать лучшего, коррупция пронизывает все слои общества. Но проблемы, пришедшие извне, поставили страну в крайне тяжелое положение.
Чиновники и государственные СМИ регулярно сообщают населению о том, что «могло быть и хуже┘ в стране все спокойно┘». То, что за успокоительными интонациями официальных лиц скрывается, по сути, нежелание поднимать панику, становится ясно после прочтения сообщений ООН, которая уже в который раз просит мировое сообщество сброситься и помочь Киргизии.
Постоянный координатор ООН в республике Нил Волкер характеризует ситуацию в стране так: «Население Киргизии переживает зиму с жестким нормированием потребления энергии в диапазоне от 6 до 14 часов в сутки. Это привело к тому, что в ряде лечебных учреждений отключают свет. Около 200 тысяч детей вынуждены приостановить обучение в школах почти на два месяца ввиду отсутствия в школах адекватного тепло- и электроснабжения. Высокие темпы инфляции еще больше усугубляются увеличением на 80% цен на газ и электроэнергию, что приводит к снижению покупательной способности наиболее уязвимых групп населения и способствует ухудшению продовольственной ситуации для домашних хозяйств. Будучи не в состоянии обеспечить кормами и ветеринарными услугами свой скот, многие фермеры вынуждены были его забить».
И это лишь часть проблем. К примеру, правительство, стремясь пополнить дефицитный бюджет, решило провести налоговые реформы. В результате необдуманных действий реформа прошла по старой, привычной схеме – хотели как лучше, получилось как всегда. По словам председателя правления Палаты налоговых консультантов Татьяны Ким, «введение нового Налогового кодекса не принесло ничего, кроме разочарования, очередного подрыва доверия к государственной власти».
Мало того, что за последнее время у местных предпринимателей резко уменьшились продажи, пропала возможность взять кредит под разумные проценты и усложнилась работа из-за регулярных отключений света, правительство решило изменить условия патентования некоторых видов услуг. Цена патента выросла от 3 до 10 раз, при этом само решение было озвучено лишь 30 декабря – за два дня до начала действия постановления. «Кроме того, указанное постановление в одночасье, без предупреждения, консультаций и какой-либо подготовительной работы и разъяснений исключило из перечня видов деятельности по добровольному патенту более чем 30 видов деятельности, – отмечает Татьяна Ким, – получился сюрприз для предпринимателей: после длительных новогодних праздников они пришли за патентами, а их уже не выдают».
Часть предпринимателей всерьез задумались о сокращении штатов, часть – о выведении бизнеса из страны. Угроза банкротства бизнесменов, низкий уровень жизни населения, произвол и коррумпированность судов, таможни, налоговых органов, раскручиваемый отдельными политиками национальный вопрос – все это серьезная причина для роста недовольства среди населения.
Для выхода из ситуации президент Киргизии начал серьезную кадровую реформу, за последнюю неделю в стране были отправлены в отставку около 40 высокопоставленных чиновников. На их места назначены более молодые сотрудники. Отдельная работа ведется по привлечению финансовой помощи из-за рубежа. Однако в этом направлении руководство страны особыми успехами похвастаться не может – международное сообщество передало лишь 10% от необходимой на первое время суммы. Затеянная ради выделения денег интрига вокруг вывода с территории Киргизии американской авиабазы «Манас» пока результатов не дала – американцы обещали «подумать в феврале», а обещанные Владимиром Путиным 2 млрд. долл. кредита Москва так и не перечислила. Не имея возможности снизить градус напряженности, власти уделили особое внимание охране порядка. Армии разрешили вмешиваться во внутренние дела страны, спецслужбы перевели на усиленный режим работы.
Между тем, по мнению экспертов, самое тяжелое время – впереди. Вал банкротств, сокращений доходов и, возможно, дефицит продуктов первой необходимости должен прийтись на май–июнь этого года.
Бишкек